Загадочный рюкзак Занятие для старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бакирова Светлана Айдаровна

 

 

Цель: автоматизация звука [р]. Задачи

Образовательные:

- продолжать учить определять место звука [р] в слове, обра­зовывать слова с противопо­ложным значением;

- развивать связную речь.

 Коррекционные:

- развивать артикуляционный аппарат, фонематическое вос­приятие, зрительное и слухо­вое внимание, память, мото­рику;

- формировать умение произ­носить звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложени­ях, определять положения ор­ганов речевого аппарата. Воспитательные:

- создавать хорошее настрое­ние и условия для максималь­ной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом;

- стимулировать интерес к до­стижению результата. Оборудование: рюкзак, кар­тинки с изображением артикуля­ционных упражнений, мячики — массажный и резиновый, грузо­вик (игрушка или картинка с его изображением), миска с горохом, маленькие игрушки в названиях которых есть звук [р], картинка с изображением антонимов, кубик с изображением разных эмоций, карточки с изображением пози­ций звука в слове.

Предварительная работа: проводятся артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, разучиваются слова к физкультминутке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_ryukzak.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

I. Вводная часть

 Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

                                     Я улыбнусь тебе и гостям,      

                                     А ты улыбнешься нам.

                                     Мы умеем улыбаться,

Дети улыбаются.

                                     Мы умеем удивляться,

Удивляются, пожимают плечами.

                                     Мы умеем сердиться,

Хмурят брови.

                                     Мы умеем огорчаться,

Вздыхают: «О-о-о».

                                    Но мы любим улыбаться.

Улыбаются.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните и себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети повторяют вдох и выдох 3 раза.

II. Основная часть

  Воспитатель: Кто-то оставил у нас такой красивый рюкзак!

                                  Давайте заглянем в рюкзачок,

                                  Ой, на картинке язычок.

Воспиатель достает из рюкзака картинку с изображением языка.

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель:

                                     Чтобы четко говорить

                                     И звук [р] произносить,

                                     Надо с язычком дружить.

 Поиграем с язычком, а помогут нам картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Барабанщик», «Маляр» и т.д. Дети выполняют их.

Самомассаж рук

Воспитатель:           Чтобы четко говорить

                                  И звук [р] произносить,

                                  Надо с пальцами дружить.

                                  Ну что, заглянем в рюкзачок?

                                  Ой, смотрите, мяч какой!

                                  Поиграй с ним раз-другой.

Дети выполняют действия с мячом по тексту.

                                      Мячик сильно посжимаю —

                                      И ладошку поменяю.

                                     Мячик буду я катать, мячик буду я крутить —

                                 «Здравствуй» буду говорить!

Ребенок выполняет самомассаж кистей и пальцев.

Упражнение

на уточнение артикуляции и характеристику звука [р]

Воспитатель:        Заглянем еще раз в рюкзачок—  

                               Тут самосвал-грузовичок.

Что происходит с язычком, когда мы заводим мотор и произносим звук [р]?

Дети. Когда мы произносим звук [р], рот приоткрывается, зубы размыкаются, широкий кончик языка лежит на верхних зубах, он напряжен. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка поднимается вверх.

Воспитатель: Какой это звук?

Дети. Согласный, звонкий, твердый.

Воспитатель:              Чтобы четко говорить,

                                     Со звуком [р] надо дружить

                                     И правильно его произносить.

                                      Опять заглянем в рюкзачок —

                                      Здесь удивительный грибок.

В корзинку надо собрать грибы только со звуком [р].

Дети проводят карандашом от грибка к корзинке по листу бумаги формата

                                      Опять заглянем в рюкзачок —

                                      Тут мяч, но только он большой!

Педагог достает мяч из рюкзака.

                               Раз, два, три, четыре, пять —

                               Предлагаю поиграть.

Игра «Слоговые цепочки»

Воспитатель:  Раз, два, три, ну-ка, повтори: ра-ру-ро, ры-ру-ра, дра-дру-дро, тра-тру-тро.

Воспитатель: кидает мяч ребенку, произносит слоги, он повторяет их.

                              Опять заглянем в рюкзачок —

                              На картинке вот такой значок.

Воспитатель показывает схему нахождения звука в разных позициях.

                                  Будем предметы называть,

                                 Место звука [р] в словах искать.

Воспитатель разбирает с детьми слова «тигр», «зебра», «сорока», «рыба», «забор», «рак».

                              Чтобы четко и красиво говорить,

                                Надо звук [р] правильно произносить.

                                Позицию в слове звука знать

                                И в словах не пропускать.

                                Опять заглянем в рюкзачок

                                Ой, да гут горох!

                                В миску насыпали горох.

                                Устроили переполох.

                                Игрушки будем находить,

                                Слова красиво говорить.

Дети находят игрушки в сухом бассейне и называют их, четко пpоговаривая звук [р].

                                Опять заглянем в рюкзачок

                                Тут все слова наоборот.

Воспитатель показывает картинку изображением антонимов: «грустный — веселый», «сухая — сырая «длинный — короткий», «больной — здоровый», «узкая — жидкая», «белый — черный».

Физкультминутка

Дети выполняют движем по тексту.

                                   Мы играли и устали,

                                   Дружно все мы тихо встали

                                   Ручками похлопали:

                                           раз, два, три!

                  Ножками потопали:

                                           раз, два, три!

                  Мы немножко отдохнем

                  И опять играть начнем.

                  Опять заглянем в рюкзачок

                  Здесь сказки спрятался кусок

                  Ты, дружочек, не робей,

                  Сказку расскажи скорей

Дети читают Басню И, А. Крылова «Лиса и журавль»

III. Заключительная часть.

                    Вот и пуст наш рюкзачок.

                    Раз, два, три, четыре, пять –

                    Мы закончили играть.

В рюкзаке еще что-то есть! Да это подарок! Вы сегодня хорошо потрудились и заслужили награду.

Воспитатель раздает детям подарки.

Какой звук мы с вами сегодня проговаривали?

Дети. Звук [р].

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее интегрированное занятие для старших дошкольников "Осень"

Это игровое  обобщающее интегрированное занятие по теме "Осень". Охватывает все виды деятельности ребенка, для детей не требуется предварительной подготовки....

"Загадочный сундучок" занятие в старшей группе

В технике фроттаж, на занятии лучше использовать материалы, которые вы сами опробовали на предмет оттиска, хорошо подходят кружева, всевозможные плетения, кожаные обложки для книг....

Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".

Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой....

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"   Программное содержание:  Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

План-конспект занятия для старших дошкольников Тема занятия: «Дружба – это чудо!»

Данное занятие разработо для детей старшего дошкольного возраста. С целью развития общения детей со сверстниками и формирования благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в дет...