Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Храброва Ольга Анатольевна

Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_odezhdu.docx66.95 КБ

Предварительный просмотр:

НА ТЕМУ

ХРАБРОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

МБДОУ «Северяночка»

с. ГОРКИ

Цель: Развивать интерес к русскому народному костюму.

Задачи:

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.
  2. Познакомить детей с традиционным женским и муж ским комплексом одежды, особенностями её изготовления и приме нения.
  3. Развивать мелкую моторику рук, ху дожественный вкус и творческое вообра жение.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к жизни наших предков.

Форма проведения:  Познавательное – творческое занятие.

Место проведения: мини-музей «Горница» в детском саду.

Словарная работа.

Народный костюм, сара фан, понёва, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка, лапти.

Предварительная работа.

Чтение произведения К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

Рассматривание льна, льняной ткани, прялки, овечьей шерсти,

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

 

Ход занятия.

При входе в мини-музей детей встречает Хозяюшка.

Хозяюшка: Доброго вам здоровьица, гости дорогие, милости прошу.  Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в «Горницу» зашли.
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
Сегодня я хочу пригласить вас на выставку старинной русской одежды.

   С самых давних времен славилась наша Русь-матушка искусством мастериц – рукодельниц. Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

   А из чего же шили одежду наши предки? (из льна и шерсти).

   Из выращенного льна женщи ны сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого потом шили  рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой. (рассказ Хозяюшка сопровождает показом иллюстраций из серии «Женщины за работой»).

   Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм! (дети подходят к экспозиции «женского костюма», рассказ сопровождается показом)

  1.    Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник. 

   Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту.

      Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышны ми букетами, украшали серебряными и позолоченны ми пуговицами. Шили сарафаны и из однотонной ткани – красной, голубой, жёлтой, коричневой. Красный цвет символизировал (означал) – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю кормилицу.

  1.     Другой женский комплекс одежды состоял из рубахи и понёвы.
    - Что такоё понёва?
    Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.
    Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Ее обшивали лентами и тесьмой.

   Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от загрязнения) Передник женщины обязательно был украшен вышивкой, обережными знаками. Как сейчас называют передник? (фартук)

  1. В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные уборы были разными.  Это была своеобразная визитная карточка. По головному убору можно было узнать из какой местности женщина, сколько ей лет, замужем ли она.

Так, например, молодые девушки в старину носили вокруг головы, венок, повязку или атласную ленту. Волосы они заплетали в косу, вплетали в неё яркие ленты, цветные нити. В народе говорили: "Коса - деви чья краса". Посмотрите на наших девочек. У кого есть коса - девичья краса? (Дети рассма тривают носы и находят самую длин ную.) Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку — твердую шапочку, на которую надевали мягкий вышитый верх — сороку. Еще носили шапочки в форме рогов. Считалось, что рога — это символ пло дородия. Распространенным головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугом, золоты ми и серебряными узорами, драгоценными камнями. Зимой девушки и женщины носили шапки, опушенные мехом, а в сильные морозы на шапку накидывали теплый узорчатый платок или шаль, изготовленную из шерсти коз.

(Дети с Хозяюшкой переходят к экспозиции мужского костюма)

  1. Основой мужского костюма тоже была рубаха.  Рубаха эта была не такой длинной, как у женщин и доходила до колен. Рукава у рубахи были длинные и широкие. Не закатав рукава работать было невозможно. Есть такое  выражение «работать спустя рукава»,  объясните его.

Ворот вырезался по шее и имел впереди  прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицы. Ещё были рубахи-косоворотки. (т.к. ворот был сбоку) Рубаху мужчины носили навыпуск и обязательно подпоясывали узким пояском с кистями, который ещё называли опояском или широким поясом - кушаком. Раньше люди верили, что пояс оберегал от болезней, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным. По вороту и подолу мужские рубахи, как и женские часто украшались вышивкой. Белые и красные рубахи считались особо нарядными, их одевали только по праздникам.

  1. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу или картуз. Зимой носили шапки-колпаки или, малахаи.

  1. Все костюмы и женские и мужские непременно были украшены вышивкой. А для чего это делали? Вышитые узоры - это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.

-  Извилистая линия – это вода; круг – солнышко; квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Считали, что изображение птицы, например, приносит радость, добро.

  1. Вышивка служила «оберегом» - т.е. оберегала человека. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет их от злых сил.

  1. Самой распространенной обувью  на Руси были  лапти, которые плели из лыка или бересты . Лыко — это часть коры моло дых лиственных деревьев, например липы, а берес та — наружная часть коры березы. Чтобы получить лыко, срубали молодые деревья, сдирали с него кору в виде полосок, из которых потом плели лапти.

   Воспитатель обращает внимание детей на кукол Машу и Ваню в русских  народных костюмах, предлагает внимательно рассмотреть их костюмы, назвать предметы женского и мужского костюма  и сказать, чего  не хватает?

  (Дети рассматривают костюмы и выясняют, что на переднике Маши нет обережных знаков).

   Хозяйка просит украсить передник «обережными» знаками, с которыми дети познакомились в ходе экскурсии. На столах лежат передники. Детям предлагается придумать узор и выполнить аппликацию. (самостоятельная работа детей)

Хозяюшка во время выполнения работы детьми, подводит итог, выясняет. какие элементы русского народного костюма (женского и мужского) запомнили дети.   Что символизирует круг, ромб, птица. Что означали в старину цвета: красный, жёлтый. Для чего всю одежду украшали вышивкой.

Хозяюшка: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

                    Проводится любая русская народная подвижная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект на тему «Ранняя весна. Международный женский день 8 марта»

ПРОЕКТ. 2 младшая группа на тему "Ранняя весна. Международный женский день 8 марта"...

Познавательно-творческий проект на тему «Ранняя весна. Международный женский день 8 марта»

Продолжительность: краткосрочный Участники: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Направления развития и образования детей второймладшей группы-Социально-комм...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»...

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Одежда»

Коррекционно-образовательные цели:Расширить и активизировать словарь по теме.Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать сущест...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Одежда и головные уборы"

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Одежда и головные уборы"...