"Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. "Путешествие на Северный полюс""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Михейченкова Ольга Сергеевна

Занятие направлено на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

 «Путешествие на Северный полюс».

Цель: обучить детей передавать информацию с помощью речевых и неречевых средств общения.

Задачи:

Развивать умения использовать  неречевые средства общения;

Развивать умения употреблять в речи комплименты;

Развивать у детей способность к сотрудничеству;

Формировать умение употреблять в речи этикетную лексику (слова приветствия и прощания)

Формировать представление о «Северном полюсе»;

Развивать мелкую моторику.

Материал: книга с загадкой и иллюстрацией северного полюса, картинка белых медведей, каточки с изображением медведиц и медвежат, карандаши.

Ход занятия.

Орг. момент

Л. – Здравствуйте, дети. Посмотрите, что я вам принесла.

Д. – Книгу.

Л. – Эта книга не простая, а волшебная. Я буду приносить ее на занятие, а книга покажет, что нас сегодня ждет. Откроем книгу?

Д. – Да.

Л. – Ой, книга не открывается. Нужно поздороваться друг с другом и она раскроется.

Основная часть.

  1. Ритуал приветствия «Здравствуй».

Цель: учить детей использовать в речи слова приветствия.

Л. – Дети встаньте в круг. По очереди пожимайте руку соседа и говорите слова приветствия. Например: «Здравствуй, Саша, я рада тебя видеть».

Л. – Молодцы. Все поздоровались и книга раскрылась. Тут написана загадка, отгадайте ее и вы узнаете куда мы сегодня с вами отправимся.

Здесь всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, полгода – день.

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка, белый, словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

Дети, что это за место?

Д. – Северный полюс.

Л. – Вы правильно ответили. Вот он какой, книга нам показывает. А много ли животных на Северном полюсе?

Д. – Нет.

Л. – Кого мы там можем встретить?

Д. – Белого медведя.

Л. – Посмотрите, правильно ли вы ответили?

Логопед открывает книгу и показывает картинку белых медведей.

Д. – Да.

Л. – Хотите на северный полюс?

Д. – Да.

Л. – Как нужно одеться?

Д. – Тепло.

Л. – Встаньте со стульчиков.

Вокруг себя повернись, на Северном полюсе очутись.

Звучат звуки зимы.

Л. – Вот мы с вами и на Северном полюсе. Ой, кто к нам идет.

Логопед приклеивает картинку белых медведей.

Д. – Белые медведи.

  1. Игра «Покажи без слов».

Цель: Учить детей разговаривать с помощью неречевых средств общения.

Л. – Белые медведи хотят узнать, как мы с вами в детском саду живем, но они плохо понимают нашу речь. Давайте расскажем им о нас без слов с помощью жестов – рук, мимики – лица, тела. Покажите медведям что вы приходите в детский сад, делаете зарядку, завтракаете. Теперь покажите, что у нас есть занятия, мы ходим на прогулку, что делаем, чтобы пойти на прогулку, обедаем и ложимся спать.  

Показать пробуют все дети.

Л. – Молодцы, теперь медведи знают, как мы живем.  Но медведи загрустили, их сердца замерзают, но не от холода, они не слышали никогда комплименты и не умеют их говорить. А что такое комплименты?

Д. – Комплименты – это хорошие слова.

Л. – Комплименты согревают сердца, радуют всех. Давайте научим наших новых друзей говорить друг другу комплименты.

  1. Игра «Скажи комплимент».

Цель:  Учить детей употреблять в речи комплименты.

Л. – Встанем все в круг и будем говорить друг другу комплименты и использовать мимику, а это значит улыбаться, приветливо качать головой. Например: Таня, какое у тебя красивое платье, такая модная прическа.

Логопед следит за детьми, помогает в затруднительных ситуациях.

Л. – Ребята, сердца у мишек оттаяли и они хотят вам рассказать, кто живет на севере, а мы с вами будем показывать.  

  1. Физминутка.

По ледяной пустыне                             (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата                                 (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий,                     (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед.                            (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.                      (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,                            (руки скрестно над головой – «рога», бегут     Им веден путь едва                               высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит                        (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

  1. Упражнение «Мамы и детки»

Цель: Развивать у детей способность к сотрудничеству, умение договориться. Развивать мелкую моторику.  

Л. – Пока медведицы рассказывали нам о северном полюсе, их медвежата разбежались. Помогите медведицам найти медвежат. Садитесь за столы. Я сейчас вам раздам карточки, но карточка будет одна на двоих. Вам нужно договориться, кто будет первым помогать медведицам. Ругаться нельзя, нужно быть вежливыми.

Дети в парах выполняют упражнение. Логопед следить, чтобы все дети были задействованы в работе.

Л. – Ну вот пора прощаться. Что мы скажем нашим новым друзьям?

Д. – До свидания.

Л. – Вокруг себя повернись, в детском саду очутись.

  1. Ритуал прощания «Улыбка».

Л. – А сейчас встаньте в круг, положите друг другу руки на плечи. Сейчас мы произнесем девиз дружных ребят: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Сначала произнесем шепотом, как секрет, а потом громко и весело.

Итог занятия.

Л. – Наша книга закрывается и ждет следующей встречи с вами. А у кого в гостях мы сегодня были?

Д. – У белых медведей.

Л. – Что мы там делали?

Д. – Рассказывали о нас, научили говорить комплименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Презентация к родительскому собранию на тему "Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста".

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себ...

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...