Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
материал по развитию речи на тему

Авдеева Татьяна Алексеевна

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.     По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №14 "Подснежник"

Пушкинского  муниципального  района.

Консультация на тему:

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Подготовила и провела:

воспитатель

Авдеева Т.А.

2014г.

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.     По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость  детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.

К 5-6 годам у ребёнка накапливается большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Появляется интерес к арифметике и чтению.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.   Высокие требования к развитию речи предъявляет усложняющаяся деятельность ребёнка.

При определенных условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл.

Языковое поведение ребёнка в данном случае показывает, что за словом он видит реальный предмет. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения.

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п, мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образными, логико-символическими).

В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе обучения пятилетних дошкольников математике мною было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, а, действуя с составными предметами, усваивают названия «часть» и «целое» только применительно к данному конкретному материалу и переносят их на другие случаи. Тогда я стала знакомить с этими отношениями при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления.

Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить и используются схемы, модели и мнемотаблицы.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Например, цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.     Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков, чем могут быть: графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:воспитатель:

1) предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2) организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3) постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4) обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

5) руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

 Для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н.И.Ветровой.) Модель-макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия»  как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц - длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого ( на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».

            Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является ОПОРНЫМ в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно  ИЗОБРАЖАТЬ в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Итак, овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризации, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают форму действия с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.

НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению.

 - подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

    Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания,  быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

          2.Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

3.Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

ОСЕНЬ

1.«Вытканы из кружев птицы – облака»

Цель:

• Уточнение представлений детей о том, как появляются облака, какие бывают.

• Знакомство детей с народными приметами.

• Активизация словаря детей: кружево, дней былых.

Ход наблюдения.

Вытканы из кружев птицы – облака,     Может это сказка мчится сквозь века?

Видят они солнце, видят ночи мглу.     И, конечно, знают про мою судьбу.

Там порхают сказки, там летят века,  Там петляет где-то дней былых река.   И. Мордовина

- На что облака похожи?

- Какие бывают облака? (перистые, слоистые, кучевые)

- Какие они сегодня?

- Как появляются облака?

- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.

Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Синие вечерние облака – к перемене погоды.

Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.

- Посмотрим на облака внимательно и определим, какая будет погода?

Сказка «Спор облаков»:

«Давным-давно, много лет тому назад было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые Облака. И вот однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор. «Мы красивее всех, мы выше всех! - закричали Кучевые облака. – Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, - закричали Перистые облака, - Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». «Зато мы можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!» Услышала этот спор царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны.

С тех пор никогда не появляются Облака все вместе!»

- Что вы узнали из сказки?

Основы трудовой деятельности: Сбор природного материала для гербария.

Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.

2. «Листья желтые летят»

Цель:

• Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.

• Активизация словаря детей: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т.д.

Ход наблюдения.

- Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Вот на ветке лист кленовый,     Нынче он совсем как новый –

Весь румяный, золотой.   Ты куда, листок? Постой!       В. Берестов

- Это новый кленовый лист?

- Что изменилось в жизни растений?

- Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.

- Дети, а листья каких деревьев вы видите?

- Какие они по цвету?

- Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные

- Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?

- А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?

Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.

Игра «Листочки»

Мы – листочки (2 р) Стоят, держа в руках листочки

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Дунул ветер – полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются

И листочки с веток сдул

Все листочки полетели Помахивают листочками

И на землю тихо сели.

В конце можно предложить детям собрать листья.

Приметы:

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Логическая речевая задача «Осенние листья»

«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.

- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.

- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.

- Нет, нельзя, - ответила мама».

Почему мама не разрешила Саше жечь листья?

Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.

Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание экологической культуры.

Оборудование: грабли, ведра, носилки.

3. «Что такое осадки?»

Цель:

• Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе.

• Активизация словаря детей: град, снег, дождь – осадки.

Оборудование: зонтик с загадками.

Ход наблюдения.

Загадки

Его просят, его ждут     А как придёт – прятаться начнут.    (дождь)

На дворе переполох     С неба сыплется горох    (град)

На всех садится     Никого не боится.    (снег)

Вечером наземь слетает,   Ночь на земле прибывает,  Утром опять улетает.   (роса)

- Дети, а что такое дождь, снег, град?

- Осадки – это вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая из облаков.

- Какие осадки чаще бывают осенью?

- В октябре уже будет выпадать первый снег. Почему?

На улице станет холоднее. В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние, осенние грозы.

Примета:

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

- Где больше выпадает осадков: в пустыне или в нашем крае?

- Когда больше выпадает осадков: осенью или весной?

- Почему про осенний месяц говорят «грязник»?

Основы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.

Цель: формирование умения и желания трудится сообща.

Оборудование: бумажные пакеты.

4. «Домашние животные»

Цель:

• Закрепление знаний детей о таких домашних животных, как кошка, собака, лошадь.

• Воспитание заботливого к ним отношения.

• Активизация словаря детей: кот, кошка, котенок; пес, собака, щенок; конь, лошадь, жеребенок.

Ход наблюдения.

Почти на каждой прогулке детям встречаются домашние животные. Рассказать о повадках этих животных, о пользе.

Кошка

У неё красивая мягкая шёрстка и пушистый хвост. На голове 2 постоянно настороженных уха: ведь кошка слышит малейший шорох. Большие глаза прекрасно видят в темноте. На пальцах коротких лап мягкие подушечки, в которых спрятаны острые коготки. Кошка ходит неслышно, осторожно подкрадывается. Обратить внимание детей, как быстро и красиво бежит кошка, как ловко взбирается на дерево или крышу, выпуская когти. Спросите, у кого дома есть кошка, как её зовут, какого цвета шёрстка, чем её кормят. Кошка, как и каждое животное, любит ласку. Если к ней хорошо относиться, она привязывается к дому и людям. Кошка полезна: она ловит мышей.

Приметы:

Если кошка моется, лижет лапу – к ясной, жаркой погоде, мордой трясёт – к ненастью, прячет морду – к холоду, лежит брюхом вверх откинув хвост – к теплу, скребёт пол и ножку стола – к ветру и метели, пьёт много воды – к непогоде, крепко спит – к теплу.

Собака

Она очень привязана к своему хозяину, повинуется его приказам, понимает, когда её зовут. Собаки сторожат дом, на севере запрягают их в сани и ездят на далёкие расстояния, они помогают пограничникам охранять границы нашей Родины. Во время войны собаки помогали санитарам. Есть собаки – ищейки.

У собак хорошо развиты обоняние и слух. Если хозяин собаки в опасности, она спасёт его. Недаром говорят, что собака – друг человека.

Во время бесед предложить детям вспомнить, что они слышали о животных из книг и рассказов взрослых, видели в кино или по телевизору.

Приметы:

Если собака усиленно роет землю или залезла в воду или ест траву – к дождю; катается по земле летом, мало ест и много спит – к ненастью, зимой – к вьюге; растягивается на земле, раскинув ноги, брюхом кверху – к теплу; лежит, свернувшись – к холоду; глухой лай собак зимой – к снегу.

Лошадь

Рассмотреть внешний вид, обратить внимание, какая она сильная: возит тяжёлые грузы. Лошади очень ловкие: они могут спускаться с крутых гор, проходить по узким опасным тропинкам. Лошадь привязывается к человеку. Она никогда не оставит своего хозяина в беде. Осенью домашних животных переводят в тёплые помещения.

Приметы:

Лошадь храпит – к ненастью; ложится на землю летом – к сырой погоде; фыркает – к теплу, трясёт головой и закидывает её кверху – к дождю; летом бьёт задней ногой – к потеплению или ненастью, зимой – к снегу.

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цель: развитие трудолюбия, желания помогать взрослым.

Оборудование: ведерки, бумажные коробочки и пакеты, садовые грабли.

5. «Аптекарь – огород»

Цель:

• Закрепление у детей знаний о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада.

• Формирование умения и желания беречь и защищать природу.

• Активизация словаря детей: лекарственные травы.

Оборудование: кукла – Айболит.

Ход наблюдения.

Айболит приглашает детей на свой огород. Он не обычный, называется «Зеленая аптека»

- Ребята, как вы понимаете это выражение? Могут ли растения лечить?

- Отгадайте загадку:

Злая, как волчица,   Жжется, как горчица!

Что это за диво?    Это же …    (крапива)

- Почему крапива растет в аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы?

Они останавливают кровь, укрепляют корни волос, богаты витамином C, K. Листья крапивы заготовляют только во время цветения, с июня по август.

Дети рассматривают семена крапивы, собирают их в плотный мешочек.

Подорожник. Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный лист к потертости на ноге или к ране. Листья останавливают кровотечение, успокаивают боль от укуса насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

Про подорожник

Что за листик подорожник?  Странная трава!

Что лечить ею можно,   Знает детвора!

Если вдруг неосторожно Пальчик ты поранил,

Каждый знает – листик можно   Положить на рану,

Не успеешь даже охнуть,   Быстро пальчик заживет.

Ну, и, кстати, подорожник    Очень много где растет.     Ю. Воронова

Айболит:

- Лекарственных растений много. Но есть определенные правила, о которых я хочу вам рассказать.

Правила поведения в природе:

Из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную Книгу.

Нельзя вырывать растения с корнем.

Лекарственные растения следует собирать строго в указанные сроки.

Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Исследовательская деятельность:

Найти растения: кипрей, календула, шиповник, мята, ромашка.

Основы трудовой деятельности: Помощь взрослым в уборке листьев на детском участке.

Цель: закрепление умения работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Оборудование: грабли, носилки.

6. «Чудесная кладовая»

Цель:

• Формирование представлений детей о понятии «почва», что в зависимости от погоды меняется и состояние окружающей среды.

• Активизация словаря детей: почва, глина.

Ход наблюдения.

Загадка

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидор, морковок. Сказка это или не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)                 У слова «земля» есть несколько значений.

-Что такое почва? Это верхний слой земли, почва снабжает растения питанием и влагой. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.

Предложить детям понаблюдать за почвой в сырую погоду – почва «напитана» водой, при сжатии она собирается в плотный комок, а потом рассыпается. Глинистая почва плохо впитывает воду и при сжатии она плотно собирается и сохраняет приданную ей форму.

Песчаная почва хорошо впитывает воду и легко рассыпается. На глинистой почве вода сохраняется дольше, через песчаную она легко просачивается. После заморозков почва становится плотной, твёрдой, сильнее замерзает глинистая почва, а из песчаной вода вымерзает и испаряется быстрее.

Исследовательская деятельность:

Есть ли в почве воздух? (Насыпать почву в банку с водой, пузырьки – это воздух).

Есть ли в почве вода? (тактильные ощущения).

Есть ли в почве глина и песок? (рассмотрение на темном и белом листке бумаги комочков почвы).

Есть ли перегной? (остатки кореньев, листьев, животных).

Есть ли питание? (белый налет на цветочных горшках – налет солей питания; именно этими минеральными веществами питаются растения).

Основы трудовой деятельности: Уборка опавших листьев.

Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.           Оборудование: грабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Выступление на педсовете по теме: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходимо восп...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание...

Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...