Статья: Роль игры в развитии речи детей..
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

 
Игра важна для развития речи  в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственную активность.Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_igry_v_razvitii_rechi.docx673.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль игры в развитии речи.

Автор статьи: воспитатель высшей категории Сорокина Е.С.

       Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

       Также своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша. Любое нарушение речи может отразиться и на деятельности и на поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.                       Для развития речи большое значение имеют и степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, мышление, активность поведения. Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных направляемых на устранение недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов для компенсации речевого недоразвития ребенка, его социальной
адаптации и подготовки к дальнейшему обучению в школе. В детском саду осваиваются такие виды деятельности как трудовая , игровая , изобразительная и другие.

       Наиболее ведущей, значимой деятельностью детей дошкольного возраста является- игра. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, моторики, формируется умение управлять своим поведением.

       Игpa как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей.

Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивних действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил.

        В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать её и в коррекционной работе с детьми. В процессе игровой деятельности тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция.

       Одни игры являются оригинальными, другие созданы на основе прозаических произведений, с привлечением стихотворных текстов. Литературный материал может быть частично сокращен или переработан в зависимости от задач коррекционного обучения.

Дидактические игры

         Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками : матрёшками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т.д. - развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи.

            Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят детей в такое положение, что способствуют воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки. Дидактические игры дают детям определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы, и прежде всего познавательные.

Подвижные игры

           Бывают подвижные игры с простыми движениями (с мячом, обручем, лентой, флажками ). В них дети передают общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления- подчинения.

Подвижные игры спортивно- развлекательного характера (кегли, бабки, игры с мячом, шарами) проводятся для закрепления активного поведения и речи, они способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, инициативу, самостоятельность, выдержку, решительность, чувство товарищества.

Игры- драматизации

         В играх- драматизациях (стихотворного текста, прозы, в настольный, пальчиковый театр) слово связано действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной атрибутикой.

Игры- драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображения, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Совершенствуются внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Эти игры готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность, способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Творческие игры

        Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Главным моментом этой игры является выполнение роли. Ребёнок создаёт образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой.

Значение полноценного слуха в развитии речи детей.

       

        Для развития ребёнка решающее значение имеет полноценный слух. Ребёнок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить.

       Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребёнка: слушая объяснения взрослых, мальпп знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности. Дети усваивают значение многих слов до того, как овладевают умением
говорить.

       Слуху принадлежит ещё одна важная роль: с его помощью ребёнок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать её с речью окружающих. Так, он и усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико- грамматический строй языка.

      Искажение звуков и слов (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием.

      В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.

Для развития слухового внимания используются различные игры.

Коррекционные задачи:

1. Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.
2.Формировать умение различать высоту, силу и тембр голоса.

  1. Учить различать слова, близкие по звуковому составу.
  1. Учить различать слоги.
    5.Развивать фонематический слух.
  2. Формировать у детей навыки элементарного звукового анализа.

Игры на развитие способностей узнавать и различать неречевые звуки.

  • «Какой предмет издает такой звук?» 

Описание игры: воспитатель показывает малышу, какие звуки издают различные предметы:

(как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. C:\Users\Инна\Desktop\муз. муха цокатуха\1614161-96e03417fb1142f9.gif

  • «Солнце или дождик?»                    

Описание игры: воспитатель говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». F:\анимашки\kv62.gif

  • «Какое животное так «говорит?»

     

Описание игры: воспитатель подбирает для занятия изображения животных и показывает ребенку, кто из них «как говорит». Затем изображает «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Ребенок должен угадать, какое животное так «говорит».

  • «Слышим звон    

              И знаем, где он.»                

Описание игры: воспитатель просит ребенка закрыть глаза и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.F:\ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА\муха цокатуха\муз. муха цокатуха\Alphabet-Trumpets-75181.gif

  • «Беги на носочках».        

Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.
Необходимый материал: бубен (тамбурин).
F:\анимашки\dis2.gif

Описание  игры: воспитатель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит.

  • «Кто что услышит?»          

Цель: развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещётка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т. д.
Описание игры: воспитатель за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
F:\анимашки\dis145.gif

  • «Угадай, что делать?»

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Необходимый материал: бубен, два флажка.

Описание игры: у ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо, опускает флажки вниз.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко вьшолнять упражнение.

  • «Угадай, на чем играю?»    

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Необходимый материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие, ширма. C:\Users\Инна\Desktop\муз. муха цокатуха\1614161-96e03417fb1142f9.gif

Описание игры: воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает их названия. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

  • «Где позвонили?»          F:\ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА\муха цокатуха\муз. муха цокатуха\Alphabet-Trumpets-75181.gif

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.)

Описание игры: дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление,

воспитатель говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

  • «Скажи, что ты слышишь».          

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.        

Описание игры: воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машин, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру лучше проводить на прогулке. F:\анимашки\dog4.gif

  • «Тихо - громко!»

Цель: развитие координации движения и чувства ритма.
Оборудование: бубен, тамбурин.

Описание игры: воспитатель стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

  • «Наседка и цыплята».    F:\анимашки\bird3.gif

Цель: закрепление понятий о количестве.

Оборудование: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры: два стола составляются вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Игры на формирование умения различать высоту, силу, и тембр голоса.

  • Игра: «Веселый самолётик».

Цель: формирование силы голоса; формирование и дальнейшее закрепление громкости звучания на материале звука [о ].

Оборудование: игрушечный самолетик.

Описание игры: воспитатель предлагает детям вспомнить, как поет самолетик [о]. Затем он
демонстрирует детям, как звучит самолет, когда взлетает (плавное возрастание интенсивности звучания звука [о] от тихого к громкому), демонстрируя взлет игрушечного самолетика. Первоначально дети воспроизводят звучание «взлёта самолётика» по подражанию за воспитателем, затем самостоятельно. Аналогично производится «посадка» самолётика (изменение интенсивности звучания звука [о] от громкого к тихому).

  • Игра «Угощение».                           F:\анимашки\eda10.gif   

Цель: развитие силы голоса на манере звукоподражаний.

Оборудование : картинки с изображением овощей или мелкие игрушки- ОВОЩИ,
волшебный мешочек.

Описание игры: игра проводится в ходе изучения темы «ОВОЩИ», после знакомства детей

со вкусом овощей и объяснения, какие из них вкусны сырыми, а какие - нет. Например, вкусны-

морковка, капуста, помидор, огурец. Невкусные- лук, картошка. Воспитатель рассказывает детям, что зайка собрал урожай на своем огороде и предлагает им попробовать овощей.

 Если овощ вкусный, дети должны показать это зайке А-А-А, если невкусный тоже -ФУ. Дети по очереди вытягивают из волшебного мешочка овощи, пробуют их и произносят то или иное звукосочетание.

  • Игра : « С горки на горку».                 F:\анимашки\cat119.gif

Цель: развитие силы голоса; формирование и дальнейшее закрепление плавности и громкости звучания на материале звука [у].

Оборудование: игрушечный паровоз.

Описание игры: воспитатель предлагает детям вспомнить, как поёт паровоз [у]. Затем он
демонстрирует детям, как звучит паровоз, когда едет в горку (плавное возрастание интенсивности звучания звука [у] от тихого к громкому). Первоначально дети воспроизводят звучание паровоза по подражанию за воспитателем, затем самостоятельно. Аналогично демонстрируется, как паровоз едет с горки (изменение интенсивности звучания звука [у] от громкого к тихому).

  • Игра : «Лягушка». F:\анимашки\зверушки\3d21.gif

Цель: развитие силы голоса на материале звукоподражаний, развитие слухового внимания, умение дифференцировать голоса товарищей.
Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры: одному из детей завязывают глаза. Он отворачивается. Воспитатель читает

стихотворение:         

Вот лягушка на дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала ...         

Ребёнок, на которого указывает воспитатель, произносит: КВА! 

Водящий должен угадать, кто из детей лягушка.

  • Игра: "Заводим мотор».        

Цель: развитие силы голоса на материале звукоподражаний, обучение способности к изменению интенсивности голосоподачи по подражанию. Копия Рисунок2

Описание игры: детям предлагается поехать покататься на машине, но сначала завести мотор. Дети имитируют руками круговые движения, повторяют за воспитателем слоги: БУ-БУ-БУ, постепенно увеличивая громкость звучания. Затем воспитатель предлагает завести мотор слогами: БА-БА-БА, БО-БО-БО, БЫ-БЫ-БЫ.

  • Игра « Филин».   F:\анимашки\bird28.gif

Цель: развитие силы голоса на материале звукоподражаний, развитие слухового
внимания, умение дифференцировать голоса товарищей.

Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры: одному из детей завязывают глаза. Он отворачивается. Воспитатель читает
стихотворение:

Филин- филин!

Где ты, филин?

Ребёнок, на которого указывает воспитатель, произносит: УХ! 

Водящий должен угадать, кто из детей филин.

  • Игра: «Гости».       F:\анимашки\cat59.gif

Цель: развитие силы голоса на материале звукоподражаний, обучение
способности к изменению интенсивности голосоподачи.

Оборудование: набор игрушек различных размеров (большие и маленькие ), зайка.

Описание игры: воспитатель рассказывает детям, что к зайке сегодня придут гости, но, чтобы войти в домик зайки гости должны постучать в дверь и тогда зайка откроет им. Стучать надо так: TУК-ТУК-ТУК. Большие гости будут звучать громко- воспитатель даёт образец громкого звучания, показывает большую игрушку. Дети повторяют. Маленькие будут стучать тихо- воспитатель дает образец тихого звучания, показывает маленькую игрушку. Дети повторяют. Затем дети по очереди выбирают себе гостей и стучат в дверь зайке тихо или громко в зависимости от размера игрушки.

  • Игра «Угадай, кто сказал?»

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя»:
Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки.

Описание игры: ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит
фразы из текста, меняя высокий голос на более низкий соответствующий Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры на умение различать слова, близкие по звуковому составу.

  • Игра «Мама -Маня».

Цель: различать близкие по звучанию слова: «мамаэ»- «Маня», «папа»- «баба», «дедавэдядяжэнатъ и называть членов семьи; понимать и употреблять 13 речи глаголы «стирает», чинит», «варит», «читает», «поднимает».

Оборудование: парные картинки.

Описание игры: покажите первую пару картинок: мама-Маня (девочка) : мама стирает, Маня играет. Прочтите рифмовку:

Бельё стирает мама, (показывайте картинку)

Ей помогает Нана.      (показывайте картинку)                                                                                                        


Попросите ребенка показать на картинке, где мама. Спросите: «кто это?», «что делает мама?». Попросите ребенка показать на картинке, где Маня. Спросите: «кто это?», «что делает Маня?». Прочтите рифмовку, одновременно показывая вторую пару картинок (папа- баба):

Чинит твой велосипед- папа,

Вкусный варит всем обед- баба.

Попросите ребенка показать на картинке, где папа. Спросите «кто это?», « что делает папа?». Попросите ребенка показать на картинке , где баба. Спросите: «кто это?» , «что делает баба?».

Усложнение: третья пара картинок (деда- дядя). Прочтите рифмовку:

Газету читает деда.

А двор подметает дядя.

Попросите ребенка показать на картинке, где деда. Спросите: «кто это?», «что делает деда?». Попросите ребенка показать на картинке, где дядя. Спросите: «кто это?», «что делает дядя?».

Спросите ребенка: «про кого я говорю» (за экраном произносите пары слов: мама- Маня, папа-
баба, деда- дядя).Ребенок показывает соответствующую картинку, называя изображение.

  • Игра "Жуки- комары».        F:\анимашки\зверушки\3d50.gif

Цель: различать оппозиционные звуки «ж-з» (изолированные); знать и по
возможности называть насекомых; соотносить соотносить звук с
соответствующим насекомым.

Описание игры: прочтите рифмовку:

Солнышко греет,
Трава зеленеет,
Птички поют,

Уснуть не дают.

Предложите ребенку поехать на полянку. Спросите: «на чем поедем?»- «на поезде». Встаньте друг за другом, двигайтесь топающим шагом с ускорением, затем замедляйте движение. Останавливайтесь.

Скажите: «Приехали на поляну. Давай полежим на травке». Ребёнок ложится на животик. Расскажите ребенку: « послушай, кто-то летит, грозно жужжит: ж-ж-ж. это жук (покажите картинку с изображением жука). Кто-то летит, звонко звенит: з-з-з. Это комар (покажите картинку с изображением комара).
Прочитайте рифмовку:

Слушайте внимательно,
Думайте старательно:
Кто это?                                                                              

Скажите: «жужжит, как жую» или «звенит, как комар». Ребенок показываег соответствующую картинку и называет насекомое.

  • Игра "Мишка- мышка».              

Цель: различать слова, близкие по звучанию: "мишка- мышка» ; «лиса- Лиза»; расширять глагольный словарь: «сосет», «грызет», «виляет», «распевает», формировать фразу типа объект + предикат: «Лиса виляет, Лиза распевает»; знать и называтъ диких животных и их детенышей.

Описание игры: покажите ребенку пару картинок: мышка- мишка. Скажите: это- мишка. Это -мышка.

Мишка лапу сосет.

Мишка корочку грызет.            

Попросите ребенка показать, где мишка. Спросите: "кто это?» . Попросите ребенка показать мышку. Спросите: « кто это?», «что делает мишка?», «что делает мышка?», «где живет мишка? Мишка- дикое животное», «где живет мышка? Мышка - дикое животное». Попросите ребенка найти деток мишки- медвежат (предложите ему 3-4 картинки с изображением детенышей диких
животных). Спросите: "кто это?». Попросите ребенка найти деток мышки. Он находит картинку с изображением мышат. Спросите: «кто это?»
F:\анимашки\dis10.gif

  • Игра «Лучики и ручейки».

Цель: различать сходные по звучанию слова:«лучики- ручейки» ; понимать и употреблять глаголы «потянулись», «сияй», «побежали», «посылай»; развивать мелкую моторику, выкладывая лучики из полосок ; совершенствовать навык пространственной ориентировки; находить нужные полоски по цветовому соответствию.

Описание игры: выложите на фланелеграфе желтый круг. Скажите "это солнышко». Спросите малыша: «что это?» - «Солнышко».

Прочтите стихотворение:

Ласковое солнышко,
Ты сияй, сияй,
Лучики на землю
Щедро посылай.                        
F:\анимашки\mp14.gif

Спросите : «где же лучики?». Выложите вокруг кружка желтые полоски. Попросите ребенка помочь выложить лучики. Скажите: «они вот такие, желтые! ( покажите желтую полоску) . Ребенок выкладывает вокруг кружка желтые полоски. Спросите: «что это?" (показывая на лучики) - « лучики ». Прочтите рифмовку:

Потянулись лучики.
Побежали ручейки
.

Спросите «где же ручейки?». Ребенок начинает выкладывать внизу фланелеграфа изображение ручейка из синих полосок. Попросите его помочь выкладывать ручейки: «нужны вот такие, синие полоски». Он подбирает синие полоски, выкладывает ручейки. Спросите: « что это?» - «ручейки». Скажите:
Потянулись лучики. (покажите лучики вокруг кружочка) 

        Побежали ручейки. (покажите ручейки из синих полосок)

Скажите: « Весна пришла».

Игры на умение различать слоги.

  • Игра «Отстукивание слогов».

Цель: обучение слоговому анализу слов.          
Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, C:\Users\Инна\Desktop\муз. муха цокатуха\1614161-96e03417fb1142f9.gif

колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

  • Игра «Телеграф».            

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова воспитатель произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу. F:\анимашки\an13.gif

  • Игра «Угадай слово».

Цель: составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры: дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу - постучу, а вы должны подумать и сказать какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, воспитатель снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь воспитатель вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и
отстучать
. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

  • Игра Слова-перевертыши».          

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают небольшое слово, зовут водящего и говорят ему слово, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Воспитатель следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать. F:\анимашки\dog4.gif

Игры на развитие фонематического слуха.

  • Игра «Подскажи словечко».

Описание игры: прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать
пора,уснул бычок ...»,«Уронили мишку на пол ... »,«Наша Таня громко плачет ... »). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова. F:\анимашки\md34.gif

  • Игра «Маленький учитель».              

Описание игры: скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова. F:\анимашки\md15.gif

  • Игра «Угадай, чей голосок».            

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Вариант 1.

Описание игры: играющие сидят. Один из них становится (по назначению воспитателя) в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Воспитатель предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты за
гадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант 2.

Оборудование. Мишка (кукла).                    

Описание игры: дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Воспитатель предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит. F:\анимашки\dis89.gif

  • Игра «Улиточка».

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога
,
Дам тебе я сахару,
К
усочек пирога,

Угадай, кто я.                                                  

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой. F:\ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА\муха цокатуха\муз. муха цокатуха\jivotniea-865.gif

  • Игра «Угадай, кто это?»                  

Цель: воспитание слухового внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; тот, кого узнали, будет
водящим. Если не угадает, то ос
тается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой. F:\анимашки\mouse44.gif

  • Игра «Лягушка».    

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры: дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке
Скачет
, вытянувши ножки.
Увидала комара, 

 Закричала ...                                                        

F:\анимашки\зверушки\3d21.gif

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

  • Игра «Улавливай шепот».

Цель: развивать остроту слуха.

Вариант 1.

Описание игры: играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2.

Описание игры: все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры воспитатель объявляет, кто был самым внимательным.

  • Игра «Красный – белый».

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры: воспитатель предлагает детям внимательно вслушиваться и определять
, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игры на формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

  • Игра «Кто первый?»                         F:\анимашки\dis68.gif

Описание игры: покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а»,
«у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»).

  • Игра «Где звук?»                      

Цель: нахождение места звука в слове.  F:\анимашки\cat265.gif

Оборудование: полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры: воспитатель называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе воспитателя или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых

заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с
дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист
, река, мак).

  • Игра «Кто больше?»

Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование: сюжетная картина
, на которой изображены предметы с определенным звуком. F:\анимашки\eda29.gif

Описание игры: воспитатель показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины  предлагает рассказать, что собирают школьники на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с)? За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

  • Игра «Поймай рыбку».              

Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку»
. Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры
: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например: р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. F:\анимашки\sea23 - копия.gif

  • Игра «Кто внимательнее?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: картинки на определенный звук.        

Описание игры: дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем воспитатель показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Воспитатель: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети
вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
F:\анимашки\cat265.gif

Игру можно усложнить.

  • Игра «Кто больше слов придумает?»            

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: мяч
, фанты. F:\анимашки\cat61.gif

Описание игры: воспитатель называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

  • Игра «Найди место для своей картинки».          

Цель: активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: картинки, в названии которых, например, есть звук т или ж.
Описание игры: дети сидят за столами. Воспитатель показывает им картинки, где изображен тар. Воспитатель говорит: «Когда выходит воздух из тара, слышно: т-т-т ... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж ... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показыватъ и
называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук
т или ж. Если услышите звук т, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее надо положить справа». F:\анимашки\milash214.gif

Воспитатель показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки. Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

  • Игра «Звенит – жужжит».              

Цель: дифференциация звуков з - ж. F:\анимашки\зверушки\3d54.gif

Описание игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку и тот говорит ему свое слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

. 

Литература

1001512612        IMG_3046          развитие речи           big          F:\ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА\муха цокатуха\муз. муха цокатуха\romantic-snail.gif