Образовательная деятельность "Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Все знают, что в августе месяце отмечается всеми любимый праздник - Яблочный Спас. Поэтому мы совместили познавательно-речевую деятельность с этим замечательным праздником. Это было познавательно и интересно. В игровой форме дети помогали Яблоньке и развивали лексико-грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность «Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Формировать умение образовывать  родственные слова.

Совершенствовать  умение подбирать однородные прилагательные к существительному; слова-действия.

Развивать  выразительность речи, внимание, память.

Расширять словарный запас.

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: большой конверт с кусочками яблок (плоскостные изображения), каждому ребенку  конверт с  кусочками яблок, обруч, мяч, панно с большим бесцветным яблоком, ежик, корзинка, картинка яблоньки.

Ход образовательной деятельности

Логопед:

Сегодня утром к нам под дверь,

Прибыл необычный зверь.

На спине держал письмо

Необычное оно.

Видно еле дотащил.

Как ему хватило сил?

Письмо огромно и оно

Яблоками все расписано.

Зверек немного отдышался,

А потом уж проболтался,

Что в садочке за рекой,

Яблонька стоит.

И плодами зрелыми всех она манит.

Завтра утром собиралась

В сад идти она.

Спелых яблочек для деток,

Припасла краса.

А на утро как проснулась,

Содрогнулась, ужаснулась.

Кто-то все украл плоды.

Найти их так и не смогли.

Вы ребята, помогите,

Яблоньке плоды верните.  (Родионова И.В.)

Логопед: ребята, что за зверек принес письмо?

Ответы детей.

Логопед: правильно, ежик. Мы его сразу не узнали. Долго добирался, запылился. Показался нам необычным зверьком. А еще он мне пропыхтел, что конверт мы вскроем, если отгадаем загадки.

Логопед читает загадки:

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?    (Яблоня)

Загляни в осенний сад

Чудо-мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.  (Яблоко)

В саду на дереве растет

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу на букву «Я»

Он начинается, друзья.  (Яблоко)

Ответы детей.

Логопед: ребята, все это неспроста, ведь приближается необычный праздник.

В  августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Первый Спас – Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчелы начинали приносить «неправильный» мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным. В этот день принято дарить друг другу баночки с медом, печь медовые пряники.

Второй Спас – Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа – Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный Спас принято угощать яблоками всех. Яблоко – символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.

Впереди нас ждет еще один праздник – Ореховый Спас. Мы его будем праздновать 29 августа.

Логопед вместе с детьми вскрывает конверт.

А в конверте пустота.

Лишь огрызки яблока.

Вынимают из конверта яблочные огрызки (плоскостные фигурки). Посмотрите – это необычные огрызки.

Вы огрызок поверните

И задание прочтите.

Выполнив все до конца,

Вернёте яблоки тогда.

Логопед: дети, попробуем помочь яблоньке?

Ответы детей.

Первое задание.

Обо мне стихи прочтете

Много яблочек вернете.

Дети читают стихи.

Яблоко спелое,

Яблоко сладкое,

Яблоко хрусткое

С кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.  (Л. Турьева)

Мне сказали:

«Яблоко – полезно.

Потому что много в нем железа!»

Ну, не знаю…

Я три штуки съела –

Ничего внутри не загремело!  (Д. Сиротин)

 Логопед: замечательные стихи. И первый кусочек яблока у нас в руках. Если все задания мы выполним правильно, то сможем собрать целое  яблоко. Может оно поможет вернуть нам все  плоды.

После выполнения первого задания, первый кусочек яблока прикрепляется на панно, а затем и последующие.

Второе задание.

Поиграй со мной дружок,

Получишь яблок кузовок.

Игра с обручем.

Логопед предлагает детям придумать новые слова, которые похожи на слово «яблоко». Дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается обруч, говорит слово родственное слову яблоко.

Ответы детей: яблочки, яблоня, яблоневый, яблочный.

Логопед: молодцы. Трудное задание, но вы справились с ним. И поэтому мы можем выложить еще один кусочек яблока.

Третье задание.

Логопед: будь внимателен смотри.

Фразу вовремя скажи.

Педагог говорит половину пословицы или поговорки, а ребенок, который знает вторую половину, дополняет её. Затем все вместе проговаривают пословицу или поговорку.

Логопед: будет пчела на цветке…

Ребенок: будет и яблоко на столе.

Логопед: кто яблоко в день съедает…

Ребенок: у врача не бывает.

Логопед: яблоки ешь по утрам…

Ребенок: не будешь ходить к докторам.

Логопед: умницы, дети. И с этим заданием вы справились. Ещё один кусочек яблока мы с вами выкладываем на панно.

Физкультминутка

Руки поднимаем, яблоки срываем.

(Дети повторяют движения)

Руки опускаем. В корзину собираем.

(Дети садятся)

Руки поднимаем и в корзину убираем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

(Дети повторяют движения).

Четвертое задание.

Логопед:

Вот еще заданье вам,

Подберите-ка слова.

Игра «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительному.

Яблоко,  какое?

Ответы детей: круглое, сладкое, гладкое, кислое, красное, желтое, ароматное, душистое, вкусное, твердое, крупное, мелкое, спелое, полезное, зрелое, красивое, сочное, созревшее, зеленое.

Логопед: молодцы, ребята. Ещё один кусочек яблока мы с вами заработали.

Пятое задание.

Логопед: ты похлопай-ка в ладошки,

Да подумай-ка немножко.

Только мячик добежит,

Слово-действие скажи.

Игра с мячом. Дети в кругу передают друг другу мяч. По сигналу логопеда они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается мяч, говорит слово-действие к слову яблоня.

Ответы детей: растет, цветет, плодоносит, качается, сбрасывает (листья или плоды), радует, сажать, поливать, ухаживать, собирать, окапывать,

Логопед: и еще один кусочек яблока в нашей копилке.

Задание шестое.

Логопед:

Вы ребята, не шалите,

А внимательно следите.

Здесь письмо вам от Топтыжки.

В тексте этом есть  ошибки.

Их исправить должен ты

И получишь яблоки.

Игра «Исправь ошибки»

Логопед зачитывает письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Топтыжка».

Ответы детей.

Логопед: правильно ребята вы исправили ошибки. И еще один кусочек яблока мы крепим на панно.

Задание седьмое.

Логопед:

Развалилось яблоко

На разные кусочки.

Помоги собрать их

Миленький дружочек.

Игра «Собери яблочко».

У каждого ребенка конверт с разными кусочками яблок. Кусочки разного цвета и формы. Надо подобрать и правильно сложить яблочко.

Дети выполняют задание.

Логопед: молодцы, дети.  С заданием справились и собрали большое яблоко. Осталось волшебные слова сказать, чтобы оно превратилось в настоящее. Произносят слова: «Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого». Эти слова говорят хором. В это время появляется корзина с яблоками.

Логопед: вот видите ребята, вы своими делами, помогли яблоньке.

А это, (показывает на корзину),

Яблонька вам шлет привет,

Гору яблочек в ответ.

Вам спасибо говорит

И за все благодарит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа к Дню пожилого человека для детей подготовительной группы " Супер-бабушки"

Цель мероприятия: Воспитание любви и уважения к пожилым людям (бабушкам и дедушкам)...