Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Худякова Ирина Анатольевна


В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

Опыт работы

 по использованию элементов мнемотехники

с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста

Составитель:

Худякова Ирина Анатольевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Кириши

Ленинградская область

2015 год

Актуальность

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

 К. Д. Ушинский  

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;
  • бедность речи;
  • недостаточный словарный запас;
  • преобладание пассивного запаса слов над активным;
  • ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

 Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в непосредственной образовательной деятельности  по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать  и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Кроме того, мнемотехника развивает у дошкольников психические процессы (зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление), которые тесно связаны с развитием речи.

Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста через использованием элементов мнемотехники.

Задачи:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование навыков культуры речи;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • упражнение детей в пересказе, составлении рассказов, загадок, заучивании стихотворений;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • расширение кругозора.

           Возраст детей:

           от 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная группа)

Ожидаемый результат:

  1. Обогатиться словарный запас детей;
  2. Усовершенствуется грамматический строй речи;
  3. Повыситься чёткость звукопроизношения;
  4. Сформируются навыки культуры речи;
  5. Дети научаться заучивать стихотворения, последовательно, выразительно пересказывать, самостоятельно составлять описательный  и повествовательный рассказы, развивать сюжетную линию.

Формы и методы работы:

  • занятия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • заучивание стихов;
  • составление творческих, описательных рассказов;
  • пересказ;
  • дидактические игры и упражнения;
  • составление рассказов по картине и серии картинок;
  • работа с родителями (консультации, рекомендации, практикумы)

Условия организации деятельности:

Методика мнемотехники даёт возможность выбора формы проведения непосредственной образовательной деятельности. Мнемотехнику можно использовать как в виде самостоятельных занятий, так и включать её элементы в различные разделы программы детского сада: развитие речи, формирование элементарных математических представлений, подготовку к обучению грамоте, ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с миром природы, художественное творчество.

Работа с мнемотаблицами строится по принципу: «от простого к сложному». Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений и только после этого даётся схематическая мнемотаблица.

Мнемотаблицы используются для:

  • Обогащения словаря детей
  • При обучении описательных рассказов
  • При пересказах художественных текстов
  • При заучивании стихов
  • При проведении артикуляционной гимнастики
  • При автоматизации и дифференциации звуков

Заучивание стихов

Наиболее эффективны мнемотаблицы при заучивании стихов. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок сам включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ

Это наиболее трудный вид монологической речи. Здесь очень важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. При составлении рассказа дети работают по готовой схеме.

Пересказ

Пересказу принадлежит большая роль в развитии связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. В начале обучения педагог сам рисует мнемотаблицу к нужному тексту. Главное сделать схему-рисунок на каждое предложение в тексте. Прежде чем перейти к мнемотаблице необходимо поработать с текстом: сначала нужно прочитать текст выразительно, потом по каждому предложению задать вопросы, на которые дети должны ответить, затем ещё раз прочитать текст и уже потом перейти к мнемотаблице.. В работе с мнемотаблицами ребёнок концентрирует своё внимание на правильном повторении предложений, на употребление разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения.

Творческие рассказы

Мнемотаблица помогает сделать рассказы наиболее красочными. Дети используют связные развёрнутые высказывания.

Обогащение словаря

На данном этапе дети учатся зарисовывать слова, обозначающие разные предметы, их части. действия, форму, цвет, величину и другие качественные характеристики предметов: слова, связанные с определением временных и пространственных отношений. Слова берутся из разных частей речи – существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Наиболее сложно детям зарисовывать слова-прилагательные, слова-глаголы, слова-наречия.

Обучение методу кодирования идёт постепенно. В процессе обучения у детей развивается воображение, мышление, память, фантазия, кругозор, идёт обогащение словаря. У детей пропадают страхи, неуверенность в себе. На этом этапе дети учатся запоминать длинные цепочки слов, картинок. Наглядный образ слова, созданный ребёнком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти, вследствие этого процесс запоминания происходит легче, быстрее и становится более устойчивым. Дети живут в своих рисунка, через которые они передают свои мысли, чувства, своё видение мира.

Автоматизация и дифференциация звуков

На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается контроль за речью. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. Для точного повторения стихотворного текста достаточно схематического изображения отдельных его частей. Именно «зарисовка» стихов облегчает детям запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Сначала подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем рисуются мнемотаблицы, работать с которыми детям очень легко, удобно и интересно.

           Этапы развития элементов мнемотехники:

Работа на занятиях по мнемотехнике состоит из III этапов:

I этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

           II этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

III этап – осуществление пересказа сказки, рассказа или стихотворения.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом, который помогает в непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Направленность:

Представленная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, а также  родителям воспитанников.

Результативность:

В результате реализации работы выявлено, что пересказы детей полностью передают содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Дети самостоятельно могут составить рассказ (рассказ-описание, рассказ-сравнение), у дошкольников наблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета, в передаче событий и связь между эпизодами и фрагментами.

Диагностика:

Диагностика проводится 2 раза в год в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

Используются серии заданий, которые включают в себя:

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- сочинение рассказа на основе личного опыта;

- составление рассказа-описания;

- составление предложений по трём картинкам, связанным тематически.

Критерии оценки:

Оценке выполнения заданий соответствуют уровни выполнения заданий:

  • хороший
  • удовлетворительный
  • недостаточный
  • низкий

Перспективное планирование работы

по развитию связной речи в старшей группе № 5

на 2014 – 2015 учебный год

Месяц

Название темы

Содержание

СЕНТЯБРЬ

«Что нам осень принесла»

1. Составление описательных рассказов о деревьях по мнемотаблице.

2. Пересказ рассказа по мнемотаблице «Осень» Н. Калининой.

3. Заучивание стихотворения «Осень» В. Авдиенко.

ОКТЯБРЬ

«Овощи. Фрукты. Труд взрослых в огороде и в саду»

1. Придумывание загадок детьми об овощах, фруктах.

2. Составление мнемотабличек детьми для пересказа рассказа «Кто как одет» Э. Шим.

3. Составление рассказа-сравнения о двух фруктах (овощах).

4. Составление мнемотабличек детьми для заучивания стихотворения «Вырос у нас кабачок…».

5. Заучивание стихотворения «Осень» И. Винокурова.

НОЯБРЬ

«Грибы. Ягоды»

1. Составление мнемотабличек детьми для заучивания стихотворения «Мы идём дорожками…».

2. Составление творческих рассказов по сказке В. Сутеева «Под грибом» - «Придумай конец сказки».

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, связанных единым сюжетом.

4. Составление рассказа-сравнения по мнемотаблице «Малина – вороний глаз».

ДЕКАБРЬ

«Волшебница – зима!»

1. Составление мнемотабличек о зимних месяцах.

2. Составление мнемозагазок детьми о зиме.

3. Составление рассказа-описания о времени года «Зима».

4. Перессказ рассказа по мнемотаблице «Зимние забавы».

5. Составление рассказа-сравнения о зиме.

6. Заучивание стихотворения по мнемодорожкам «Что нам нравиться зимой?».

7. Составление рассказа-описания по картине «Зима» Б. Кустодиева с использованием мнемодорожек.

ЯНВАРЬ

«Зимующие птицы»

1. Составление рассказов-сравнений по мнемотаблице о воробье и синице.

2. Составление описательных рассказов по мнемотаблице о зимующих птицах по выбору детей.

3. Составление мнемотабличек детьми для пересказа рассказа «Воробей»

ФЕВРАЛЬ

«Животные севера»

1. Составление рассказов-сравнений по мнемотаблице о буром и белом медведедях, о морже и ёжике.

2. Составление рассказов-описаний о животных севера по выбору детей.

3. Придумывание детьми загадок по мнемотаблице о животных севера.

МАРТ

«Весна в окно стучится»

1. Составление мнемотабличек о весенних месяцах.

2. Составление мнемозагадок о весне.

3. Заучивание стихотворения «Весна-красна», «Воробей», «Весна» А. Плещеева.

4. Составление рассказа-описания по мнемодорожкам «Весна-красна».

5. Пересказ рассказа по мнемосхеме «Весна в окно стучится».

6. Составление мнемотаблицы детьми для рассказа «Весна».

АПРЕЛЬ

«Перелётные птицы»

1. Составление мнемотабличек детьми для пересказа рассказа «Ласточка и ястреб».

2. Составление рассказов-описаний по мнемотаблице о перелётных птицах.

3. Составление рассказов-сравнений по мнемотаблице о перелётных птицах по выбору детей.

МАЙ

«Животные жарких стран»

1. Составление мнемотабличек для пересказа рассказа «Слоны».

2. Составление рассказов из личного опыта «Как я гулял (а) по зоопарку».

3. Составление рассказов-сравнений о животных жарких стран по выбору детей.

Перспективное планирование

работы с родителями

на 2014 – 2015 учебный год

Месяц

Содержание

СЕНТЯБРЬ

Информационные ширмы для родителей:

  • «Как развить память у детей?»
  • «Мнемотехника для детей»

ОКТЯБРЬ

  • Консультация для родителей «Крокирование (зарисовка слов) – метод запоминания»
  • Памятка для родителей «Зарисовка слов»

НОЯБРЬ

  • Консультация для родителей «Пересказ. Составление и работа с мнемотаблицами»
  • Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц по произведениям (рассказы, сказки)

ДЕКАБРЬ

  • Консультация для родителей «Составление рассказа по мнемотаблицам»

ЯНВАРЬ

  • Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями   рассказа  по  готовой  мнемотаблице.

ФЕВРАЛЬ

  • Составление мнемотаблиц-загадок дома детьми вместе с родителями.

МАРТ

  • Составление творческих рассказов по сказкам.

АПРЕЛЬ

  • Родительское собрание «Как учить стихи и добиваться успехов»
  • Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц по произведениям (стихотворения)

МАЙ

  • Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям (стихи).

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий на составление рассказа

Уровень

Виды задания

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ из личного опыта

«Хороший»

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами – эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применении лексико – грамматических средств соответствует возрасту.

«Удовлетворительный»

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно – стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуки отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

«Недостаточный»

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

«Низкий»

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинка.

Отсутствует один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий; отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико – грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Уровень

Виды задания

Рассказ - описание

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу

«Хороший»

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета. Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства словесной характеристики предмета.

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

«Удовлетворительный»

Рассказ – описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной – двух микротем, отдельные недостатки в лексико – грамматическом оформлении высказываний.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трубности в реализации замысла.

«Недостаточный»

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые (2 – 3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

«Низкий»

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отражает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой – либо логически обусловленной последовательности рассказа – сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико – грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ – описание самостоятельно.

Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный ахроматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

   

Сравнительный анализ результатов диагностики

                           Пересказ (сентябрь)                                          Пересказ (май)                                                            

       

             Рассказ из личного опыта (сентябрь)            Рассказ из личного опыта (май)

       

               Продолжение рассказа (сентябрь)                   Продолжение рассказа (май)

       

                  Рассказ – описание (сентябрь)                          Рассказ – описание (май)

       

            Рассказ по серии картинок (сентябрь)            Рассказ по серии картинок (май)

         

Выводы:

Таким образом, из результатов диагностики мы видим, что на начало учебного года отмечается низкий уровень развития связной речи детей. Они испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. В своих высказываниях дети используют преимущественно короткие фразы, допускают ошибки в построении развернутых предложений, наблюдаются нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связности, последовательности  изложения, бедность содержания. У многих детей отмечается простое перечисление действий, представленных на картинках,  отдельных признаков и деталей предмета, что имеет хаотичный характер.

Стоит отметить, что с использованием приёмов мнемотехники связная речь детей значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. При пересказе текста полностью передается его содержание. Дети достаточно полно отражают содержание картинок (иногда наблюдаются пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Большая часть рассказов из личного опыта представляет связные, достаточно информативные высказывания. В рассказах-описаниях отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Придумывание продолжения рассказа с помощью наводящих вопросов. Нарушается связность изложения, отмечаются отдельные смысловые несоответствия.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, обогащает активный словарь, закрепляет навыки словообразования, формирует и совершенствует умения детей использовать в их речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Список литературы

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов дошкольных учреждений....

Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи у детей дошкольного возраста

      "Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."Г. Гегель.     Речь является одним из важнейших сред...

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Поэтому н...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...