Игры по развитию связной речи у детей старшей группы
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
№ п/п | Название игры, упражнения | Цель, задачи игры | Библиография | ||
Тема: «Части тела» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Найди отгадку» «Рассказ Незнайки» «Скажи что-нибудь о картинке» «Что в чудесном мешочке?» | Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказатель-стве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Учить детей работать с деформирован-ным текстом; высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа о предметах гигиены. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. | Алексеева М.М., Яши-на В. И. Методика развития речи и обу-чения родному языку дошкольников, с.340 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 108 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.43 | ||
Тема: «Семья» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Две сестренки» «Скажи точнее» «Наша семья» «Звонок на работу маме (папе)» «Маленький помощник» «Два брата» «Радио» | Развивать у детей связную речь: умение описывать внешность, одежду, использо-вать в рассказах сравнения Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану). Закрепить навыки культурного диалога по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям. Учить детей составлять рассказ по плану. Учить детей объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Учить детей составлять описательный рассказ о членах своей семьи, развивать монологическую речь. | Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.39 Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 57 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 52 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.88 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.224 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.14 Из опыта работы | ||
Тема: «Время года (осень, зима, весна)» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | «Нравится – не нравится» «Убери лишнюю» «Когда это бывает?» «Когда это бывает?» «Про погоду» «Соберемся на прогулку» | Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать связную речь, воображение. Продолжать учить детей доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений. Учить детей составлению рассказа по сюжетной картинке. Учить детей составлению описательного рассказа Учить детей составлять рассказ по картинкам. Закрепить представления детей о прис-пособлении людей к сезонным измене-ниям в природе. Развивать связную речь. | Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 111 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.133 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.57 | ||
Тема: «Деревья» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Почтальон принёс посылку» «Придумай загадку о дереве» «Опиши, а мы отгадаем» «Расскажи про дерево» «Загадай, мы отгадаем» | Учить детей описывать плоды деревьев и кустарников и узнавать их по описанию. Увеличивать активный словарный запас, учить описывать деревья, выделяя их характерные признаки. Учить детей составлять загадки-описания о деревьях и кустарниках. Учить детей составлять описательный рассказ о дереве, развивать связную речь. Учить детей описывать предметы и находить их по описанию. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Овощи-фрукты» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» «Запомни и нарисуй» «Писатель» «Собираем урожай» «Повар» «А ты что любишь?» «Садовник» «Опиши предмет» «Рассказ про помидор» «Магазин» «Самый главный фрукт» «Что снаружи, что внутри» «Что в корзинку мы берем?» «Собери урожай» «Посылка из деревни» | Ориентироваться на партнера; обраща-ться к нему с высказываниями-побуж-дениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог. Свободно общаться в процессе выпол-нения совместного рисунка; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Формировать умение составлять неболь-шие рассказы на тему, предложенную воспитателем. Учить детей составлять небольшой рассказ о блюде, приготовленном из овощей. Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь Закреплять у детей навык составления описательного рассказа. Учить детей сравнению и описанию предметов (на примере овощей по цвету, форме, на ощупь). Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Продолжать совершенствовать диалоги-ческую форму речи; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища. Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных фруктов. Учить детей составлять загадки-описания об овощах (фруктах). Учить детей составлять рассказ о том, как выращивают фрукты (овощи). Учить детей составлять описательный рассказ о подарке, о людях, вырастив-ших его. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 231 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 232 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.43 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.44 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.45 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.46 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.47 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.48 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.61 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.63 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.54 | ||
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | «Оденем кукол на прогулку» «Потерялся поясок» «Ателье» «Ателье» «Кому что нужно» «Писатель» «Магазин» «Ателье» «Бюро находок» | Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчи-ненные предложения. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Упражнять детей в классификации пред-метов одежды по сезонному признаку (зимняя-осенняя, летняя-весенняя). Учить связно описывать предмет, изо-браженный на картинке Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе Закрепить знание детей о различных предметах одежды, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринужденную беседу. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа Формирование навыков диалогической речи. Учить детей описывать одежду, выделяя её существенные признаки; развивать связную речь | Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.32 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.31 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.18 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.81 Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.128 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 Из опыта работы | ||
Тема: «Игрушки» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Рассказываем вместе» «Магазин игрушек» «Музей игрушек» «Вам посылка» «Вопрос - ответ» «Вежливые поиски» «Бюро находок» | Помочь детям уяснить план описания куклы; учить детей, составляя самостоятельное описание, руководство-ваться планом, предложенным воспита-телем, рассказывать подробно и интерес-но, избегая повторов. Учить детей подробно составлять описа-ние игрушек, придерживаясь плана, предложенного педагогом. Образовывать наименования действую-щего лица по роду деятельности. Учить детей составлять описательный рассказ. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. Учить детей подробно рассказывать о характерных признаках игрушек; активизировать речь. | Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.36 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.58 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.76 Из опыта работы | ||
Тема: «Детский сад» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Рассказ про Витю» «Малыши» «Кто больше увидит?» «Кукольный детский сад» «Собираемся на прогулку» | Закреплять усвоение детьми слов в предложении. Учить детей пользоваться сложносочиненным предложением с союзом потому что. Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера с опорой на сюжетные картинки. Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия | Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 71 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 92 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.36 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.9 | ||
Тема: «Профессии. Инструменты» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | «Угадай, кем и где я работаю» «Мишка-музыкант» «Киоск открыток» «Писатель»
«Все трудятся» «Да и нет» «Звонок в поликлинику» «Кем работает моя мама (мой папа)?» «Кто нас лечит?» «Кто быстрее построит дом?» «Магазин» «Почта» «Кем быть?» «Дом, в котором ты живешь» | Закрепить знания детей о профессиях; учить составлять рассказ по картинке Соотносить названия музыкальных инст-рументов и музыкальных специальнос-тей; совершенствовать диалогическую форму речи. Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлять короткие рассказы на заданную тему; употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности; совершенствование навыка диалогической речи Обогащение содержания самостоятель-ных детских игр. Закрепление навыка диалогической речи (телефонного разго-вора). Выработать у детей навык самостоятель-ного составления рассказа. Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Развивать связную речь. Учить детей составлять рассказ о совместном труде строительных рабочих разных специальностей. Учить детей составлять описательные загадки о предполагаемой покупке. Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работ-ников почты. Развивать связную речь детей. Учить детей составлять рассказ о предмете. Углублять знания детей об особенностях труда строителей. Учить составлять описательный рассказ об инструментах, необходимых строителю для работы. | Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.71 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 123 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 54 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.89 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.69 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.46 | ||
Тема: «Зимующие и перелетные птицы» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Писатель» «Кто прилетел к кормушке» «Составь рассказ» «Попугай Петруша» | Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа. Обучение составлению описательного рассказа по схеме. Учить детей пересказывать текст с наг-лядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. | Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67 Журнал «Обруч» № 3, 2006., с.24 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.19 | ||
Тема: «Новый год» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Дед Мороз» «Отгадай, какой подарок» «Как дети встречали праздник ёлки в детском саду» «Угадай, кем я был на празднике ёлки» | Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь. Упражнять детей в описании предметов по представлению. Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта (по плану). Учить детей составлять загадки-описания, развивать связную речь. | Игры в логопедичес-кой работе с детьми / под ред. В. И. Сели-верстова, с. 48 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Зимние забавы» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Снеговики» «Придумай загадку» «Расскажи о зимней прогулке» «Так или не так» | Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы; обмениваясь мате-риалами, доброжелательно обращаться с просьбой. Учить детей составлять загадку-описание о предметах, используемых в играх-забавах. Учить детей составлять короткий рассказ по продемонстрированному действию. Развивать умение отличать реальное от выдуманного, речевую активность. | А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Дикие и домашние животные» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | «Как лучше сказать» «Угадайте, где мы были» «Размытое письмо» «Бывает - не бывает» «Лес – двор» «Человек и животные» «Зоопарк» «Животные (домашние или дикие) в загоне» «Зоологический музей» «Справочное бюро» «Писатель» «Кого я видел в зоопарке» «Звери заблудились» «Три медведя» «Хитрый мышонок» «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме (в лесу)» «Расскажи о домашних животных и их детенышах» «Радио» (домашние животные) | Учить подбирать близкие и противопо-ложные по значению слова разных час-тей речи к заданной ситуации; состав-лять повествовательный рассказ. Совершенствовать речь детей; активизи-ровать мышление, развивать воображе-ние, чувство юмора при составлении небылиц. Упражнять впридумывании концовки рассказа. Учить детей рассуждать, обосновывать свое согласие или несогласие с выска-зываниями партнера. Соблюдать очеред-ность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа. Развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу. Закреплять умение пользоваться прос-тым распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи. Учить детей составлению короткого описательного рассказа. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа. Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; совершенствовать диалогическую форму речи. Закреплять представление детей о животных. Закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы. Учить детей составлению описательного рассказа. Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа. Учить детей составлять рассказ по образцу. Обучать детей способам диалогического общения: ориентироваться на высказы-вания партнера, пересказывая сказку, соблюдать очередность, доброжелатель-но обращаться к товарищу. Учить детей умению свободно общаться в процессе рассматривания картинок; рассуждать, аргументировано высказы-ваться; рассказывая, соблюдать очеред-ность. Формировать умение детей составлять небольшие рассказы на тему, предло-женную воспитателем. Учить детей составлять рассказ по плану. Учить детей составлять описательный рассказ о животном с использованием схемы. | Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 56 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.87 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 119 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 237 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 39 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 73 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.48 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.75 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.66 А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.71 А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.156 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.157 Из опыта работы | ||
Тема: «Транспорт» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | «Выставка автомашин» «Транспорт» «Писатель» «Путешественник» «Старик Хоттабыч» «На чем я путешествую?» | Учить детей составлять рассказы-описания различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них Учить детей составлять рассказ по картинке, используя в речи предлоги в, на. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Формировать навык составления коротких рассказов на заданную тему. Развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приста-вочных глаголов. Учить детей составлять описательный рассказ о различных видах транспорта. | Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.103 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 82 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.50 | ||
Тема: «День защитников Отечества» | |||||
1. 2. 3. | «Что я подарю папе на праздник» «Разложи картинки и составь рассказ» «Расскажи о папе» (по фотографии) | Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ с опорой на наглядность Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ по серии сюжетных картинок. Учить составлять описательный рассказ о папе | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Мамин праздник» | |||||
1. 2. 3. | «Что я подарю маме на праздник» «Расскажи о маме» (по фотографии) «Мы – помощники» | Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ с опорой на наглядность Учить детей составлять описательный рассказ о маме. Учить детей составлять рассказ из личного опыта по плану. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Комнатные растения» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Кактус» «Узнай цветы» «Предложения - по картинкам» «Расскажи про цветок» «Звонок в цветочный магазин» | Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации). Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовы-вая их с существительными в роде, числе, падеже. Учить детей составлять распространен-ное предложение по сюжетной картинке. Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежли-во задавать вопросы и выражать просьбы. Закреплять правила ведения разговоров по телефону. Дать детям образцы выполнения этих правил. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 228 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 43 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 72 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 116 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.85 | ||
Тема: «Город. Дом и его части» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Хорошо - плохо» «Узнай, где я нахожусь» «Почта» «Знатоки» «Интервью о родном городе» «Наш город» «Где я живу?» | Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать вообра-жение; упражнять в объяснительной речи Закрепить знания детей о достопримеча-тельностях родного города; учить составлять описательный рассказ по картинке (открытке) Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реаги-ровать на них. Закреплять знания о родном городе. Учить детей вести диалог с исполь-зованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе. Учить детей составлять рассказ по картинкам. Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримеча-тельностях. Развивать связную речь. | Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74 Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.120 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.35 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.231 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.67 | ||
Тема: «Квартира. Мебель» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Смешинки» «Писатель» «Магазин» «День рождения Маши» «Кто узнает?» | Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа. Уточнять представления детей о наз-начении различных предметов; развивать диалогическую речь. Учить составлять рассказ по образцу. Учить детей сравнивать и описывать предметы. | Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.57 Селиверстов В. И. Речевые игры с деть-ми, с.268 | ||
Тема: «Посуда» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Да и нет» «Угадай, какой предмет загадали» «Писатель» «Магазин» «Бюро находок» | Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности; совершенствовать навыки диалогической речи. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание; развивать диалогическую речь. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей составлять описательный рассказ о наиболее характерных признаках посуды; активизировать речь. | Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 | ||
Тема: «Продукты питания» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Мама поручила дочке приготовить обед» «А ты что любишь?» «Угощайся пирожком» «» | Обогащать речь детей существительны-ми высокой степени обобщения (продук-ты, жидкость и т.д.), глаголами, новыми грамматическими формами, совершенст-вовать произносительные навыки. Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение. | Методика развития ре-чи детей дошкольного возраста / Л. П. Федо-ренко, Г. А. Фомичева и др., с. 150 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78 | ||
Тема: «Спорт» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Киоск открыток» «Расскажи о виде спорта» «Найди, о ком расскажу» «Мама, папа, я – спортивная семья» «Расскажи, чем занимаются спорт- смены» | Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей. Учить детей составлять короткий рассказ о каком-либо виде спорта с опорой на наглядность. Учить детей составлять описательный рассказ о спортсменах. Учить детей составлять рассказ из личного опыта (по плану). Учить детей составлять короткие рассказы о спортсменах. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Насекомые» | |||||
1. 2. 3. | «Опиши, мы отгадаем» «Писатель» «Муха-цокотуха» | Учить детей составлять описательный рассказ о насекомом с использованием схемы. Учить детей придумывать рассказ о насекомом и подробно и связно рассказать о нём, используя схемы. Учить детей пересказывать сказку по частям, используя в качестве нагляднос- ти иллюстрации. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы |
Библиография:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
- Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
- Арушанова, А. Г. Сверстники: обучение диалогу. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999.- № 11.- С.68-76
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей./ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.
- Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. – 120 с.
- Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников. / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1999.- 80 с.
- Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики./ Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: КАРО, 2003.- 96 с.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Макарова, Ю. Карманы для кубика. / Ю. Макарова, Г. Галиева, Н. Гильманова // Обруч.- 2006.- № 3.- с.24
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144 с.
- Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344 с.
- Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. / Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.- 32 с.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Г. С. Швайко / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-816726-1509278475.jpg)
Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-615022-1428152398.jpg)
Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-232023-1536585054.jpg)
Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 летИгры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-346036-1443343401.jpg)
Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Одень куклу"
Настольная дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-998765-1570382088.jpg)
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»
Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж...