Игры по развитию связной речи у детей старшей группы
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Зонова Вита Анатольевна

В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие связной речи у детей старшей группы

№ п/п

Название игры, упражнения

Цель, задачи игры

Библиография

Тема: «Части тела»

1.

2.

3.

4.

«Найди отгадку»

«Рассказ Незнайки»

«Скажи что-нибудь о картинке»

«Что в чудесном мешочке?»

Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказатель-стве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.

Учить детей работать с деформирован-ным текстом;  высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос.

Учить детей составлению небольшого описательного рассказа о предметах гигиены.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Алексеева М.М., Яши-на В. И. Методика развития речи и обу-чения родному языку дошкольников, с.340

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 108

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.43

Тема: «Семья»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Две сестренки»

«Скажи точнее»

«Наша семья»

«Звонок на работу маме (папе)»

«Маленький помощник»

«Два брата»

«Радио»

Развивать у детей связную речь: умение описывать внешность, одежду, использо-вать в рассказах сравнения

Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану).

Закрепить навыки культурного диалога по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Учить детей составлять рассказ по плану.

Учить детей объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде сюжетных картинок.

Учить детей составлять описательный рассказ о членах своей семьи, развивать монологическую речь.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.39

Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 57

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 52

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.88

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.224

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.14

Из опыта работы

Тема: «Время года (осень, зима, весна)»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Нравится – не нравится»

«Убери лишнюю»

«Когда это бывает?»

«Когда это бывает?»

«Про погоду»

«Соберемся на прогулку»

Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать связную речь, воображение.

Продолжать учить детей доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений.

Учить детей составлению рассказа по сюжетной картинке.

Учить детей составлению описательного рассказа

Учить детей составлять рассказ по картинкам.

Закрепить представления детей о прис-пособлении людей к сезонным измене-ниям в природе. Развивать связную речь.

Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 111

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.133

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.57

Тема: «Деревья»

1.

2.

3.

4.

5.

«Почтальон принёс посылку»

«Придумай загадку о дереве»

«Опиши, а мы отгадаем»

«Расскажи про дерево»

«Загадай, мы отгадаем»

Учить детей описывать плоды деревьев и кустарников и узнавать их по описанию.

Увеличивать активный словарный запас, учить описывать деревья, выделяя их характерные признаки.

Учить детей составлять загадки-описания о деревьях и кустарниках.

Учить детей составлять описательный рассказ о дереве, развивать связную речь.

Учить детей описывать предметы и находить их по описанию.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Овощи-фрукты»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

«Что попало к нам в роток, что попало на зубок?»

«Запомни и нарисуй»

«Писатель»

«Собираем урожай»

«Повар»

«А ты что любишь?»

«Садовник»

«Опиши предмет»

«Рассказ про помидор»

«Магазин»

«Самый главный фрукт»

«Что снаружи, что внутри»

«Что в корзинку мы берем?»

«Собери урожай»

«Посылка из деревни»

Ориентироваться на партнера; обраща-ться к нему с высказываниями-побуж-дениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог.

Свободно общаться в процессе выпол-нения совместного рисунка; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Формировать умение составлять неболь-шие рассказы на тему, предложенную воспитателем.

Учить детей составлять небольшой рассказ о блюде, приготовленном из овощей.

Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь

Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Учить детей сравнению и описанию предметов (на примере овощей по цвету, форме, на ощупь).

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Продолжать совершенствовать диалоги-ческую форму речи; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных фруктов.

Учить детей составлять загадки-описания об овощах (фруктах).

Учить детей составлять рассказ о том, как выращивают фрукты (овощи).

Учить детей составлять описательный рассказ о подарке, о людях, вырастив-ших его.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 231

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 232

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.43

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.44

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.45

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.46

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.47

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.48

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.61

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.63

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.54

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

«Оденем кукол на прогулку»

«Потерялся поясок»

«Ателье»

«Ателье»

«Кому что нужно»

«Писатель»

«Магазин»

«Ателье»

«Бюро находок»

Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчи-ненные предложения.

Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).

Упражнять детей в классификации пред-метов одежды по сезонному признаку (зимняя-осенняя, летняя-весенняя).

 Учить связно описывать предмет, изо-браженный на картинке

Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе

Закрепить знание детей о различных предметах одежды, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа

Формирование навыков диалогической речи.

Учить детей описывать одежду, выделяя её существенные признаки; развивать связную речь

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.32

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.31

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.18

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.81

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.128

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Из опыта работы

Тема: «Игрушки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Рассказываем вместе»

«Магазин игрушек»

«Музей игрушек»

«Вам посылка»

«Вопрос - ответ»

«Вежливые поиски»

«Бюро находок»

Помочь детям уяснить план описания куклы; учить детей, составляя самостоятельное описание, руководство-ваться планом, предложенным воспита-телем, рассказывать подробно и интерес-но, избегая повторов.

Учить детей подробно составлять описа-ние игрушек, придерживаясь плана, предложенного педагогом.

Образовывать наименования действую-щего лица по роду деятельности.

Учить детей составлять описательный рассказ.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности.

Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

Учить детей подробно рассказывать о характерных признаках игрушек; активизировать речь.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.36

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.58

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.76

Из опыта работы

Тема: «Детский сад»

1.

2.

3.

4.

5.

«Рассказ про Витю»

«Малыши»

«Кто больше увидит?»

«Кукольный детский сад»

«Собираемся на прогулку»

Закреплять усвоение детьми слов в предложении.

Учить детей пользоваться сложносочиненным предложением с союзом потому что.

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке.

Формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера с опорой на сюжетные картинки.

Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 71

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 92

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.36

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.9

Тема: «Профессии. Инструменты»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

«Угадай, кем и где я работаю»

«Мишка-музыкант»

«Киоск открыток»

«Писатель»

 

«Все трудятся»

«Да и нет»

«Звонок в поликлинику»

«Кем работает моя мама (мой папа)?»

«Кто нас лечит?»

«Кто быстрее построит дом?»

«Магазин»

«Почта»

«Кем быть?»

«Дом, в котором ты живешь»

Закрепить знания детей о профессиях; учить  составлять рассказ по картинке

Соотносить названия музыкальных инст-рументов и музыкальных специальнос-тей; совершенствовать диалогическую форму речи.

Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлять короткие рассказы на заданную тему; употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности; совершенствование навыка диалогической речи

Обогащение содержания самостоятель-ных детских игр. Закрепление навыка диалогической речи (телефонного разго-вора).

Выработать у детей навык самостоятель-ного составления рассказа.

Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Развивать связную речь.

Учить детей составлять рассказ о совместном труде строительных рабочих разных специальностей.

Учить детей составлять описательные загадки о предполагаемой покупке.

Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работ-ников почты. Развивать связную речь детей.

Учить детей составлять рассказ о предмете.

Углублять знания детей об особенностях труда строителей. Учить составлять описательный рассказ об инструментах, необходимых строителю для работы.

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.71

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 123

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 54

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.89

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.69

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.46

Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

1.

2.

3.

4.

«Писатель»

«Кто прилетел к кормушке»

«Составь рассказ»

«Попугай Петруша»

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

Обучение составлению описательного рассказа по схеме.

Учить детей пересказывать текст с наг-лядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67

Журнал «Обруч» № 3, 2006., с.24

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.19

Тема: «Новый год»

1.

2.

3.

4.

«Дед Мороз»

«Отгадай, какой подарок»

«Как дети встречали праздник ёлки в детском саду»

«Угадай, кем я был на празднике ёлки»

Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь.

Упражнять детей в описании предметов по представлению.

Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта (по плану).

Учить детей составлять загадки-описания, развивать связную речь.

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / под ред. В. И. Сели-верстова, с. 48

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Зимние забавы»

1.

2.

3.

4.

«Снеговики»

«Придумай загадку»

«Расскажи о зимней прогулке»

«Так или не так»

Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы; обмениваясь мате-риалами, доброжелательно обращаться с просьбой.

Учить детей составлять загадку-описание о предметах, используемых в играх-забавах.

Учить детей составлять короткий рассказ по продемонстрированному действию.

Развивать умение отличать реальное от выдуманного, речевую активность.

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Дикие и домашние животные»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

«Как лучше сказать»

«Угадайте, где  мы были»

«Размытое письмо»

«Бывает - не бывает»

«Лес – двор»

«Человек и животные»

«Зоопарк»

«Животные (домашние или дикие) в загоне»

«Зоологический музей»

«Справочное бюро»

«Писатель»

«Кого я видел в зоопарке»

«Звери заблудились»

«Три медведя»

«Хитрый мышонок»

«Расскажи о животных, которые живут в твоем доме

(в лесу)»

«Расскажи о домашних животных и их детенышах»

«Радио»

(домашние животные)

Учить подбирать близкие и противопо-ложные по значению слова разных час-тей речи к заданной ситуации; состав-лять повествовательный рассказ.

Совершенствовать речь детей; активизи-ровать мышление, развивать воображе-ние, чувство юмора при составлении небылиц.

Упражнять впридумывании концовки рассказа.

Учить детей рассуждать, обосновывать свое согласие или несогласие с выска-зываниями партнера. Соблюдать очеред-ность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.

Развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу.

Закреплять умение пользоваться прос-тым  распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи.

Учить детей составлению короткого описательного рассказа.

Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; совершенствовать диалогическую форму речи. Закреплять представление детей о животных.

Закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

Учить детей составлять рассказ по образцу.

Обучать детей способам диалогического общения: ориентироваться на высказы-вания партнера, пересказывая сказку, соблюдать очередность, доброжелатель-но обращаться к товарищу.

Учить детей умению свободно общаться в процессе рассматривания картинок; рассуждать, аргументировано высказы-ваться; рассказывая, соблюдать очеред-ность.

Формировать умение детей составлять небольшие рассказы на тему, предло-женную воспитателем.

Учить детей составлять рассказ по плану.

Учить детей составлять описательный рассказ о животном с использованием схемы.

Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 56

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.87

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 119

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 237

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 39

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 73

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.48

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.75

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.66

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.71

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.156

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.157

Из опыта работы

Тема: «Транспорт»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Выставка автомашин»

«Транспорт»

«Писатель»

«Путешественник»

«Старик Хоттабыч»

«На чем я путешествую?»

Учить детей составлять рассказы-описания различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них

Учить детей составлять рассказ по картинке, используя в речи предлоги в, на.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Формировать навык составления коротких рассказов на заданную тему.

Развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приста-вочных глаголов.

Учить детей составлять описательный рассказ о различных видах транспорта.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.103

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 82

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.50

Тема: «День защитников Отечества»

1.

2.

3.

«Что я подарю папе на праздник»

«Разложи картинки и составь рассказ»

«Расскажи о папе»

 (по фотографии)

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ с опорой на наглядность

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ по серии сюжетных картинок.

Учить составлять описательный рассказ о папе

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Мамин праздник»

1.

2.

3.

«Что я подарю маме на праздник»

«Расскажи о маме»

(по фотографии)

«Мы – помощники»

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ с опорой на наглядность

Учить детей составлять описательный рассказ о маме.

Учить детей составлять рассказ из личного опыта по плану.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Комнатные растения»

1.

2.

3.

4.

5.

«Кактус»

«Узнай цветы»

«Предложения - по картинкам»

«Расскажи про цветок»

«Звонок в цветочный магазин»

Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации).

Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовы-вая их с существительными в роде, числе, падеже.

Учить детей составлять распространен-ное предложение по сюжетной картинке.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежли-во задавать вопросы и выражать просьбы. Закреплять правила ведения разговоров по телефону. Дать детям образцы выполнения этих правил.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 228

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 43

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 72

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 116

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.85

Тема: «Город. Дом и его части»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Хорошо - плохо»

«Узнай, где я нахожусь»

«Почта»

«Знатоки»

«Интервью о родном городе»

«Наш город»

«Где я живу?»

Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать вообра-жение; упражнять в объяснительной речи

Закрепить знания детей о достопримеча-тельностях родного города; учить составлять описательный рассказ по картинке (открытке)

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реаги-ровать на них. Закреплять знания о родном городе.

Учить детей вести диалог с исполь-зованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе.

Учить детей составлять рассказ по картинкам.

Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримеча-тельностях. Развивать связную речь.

Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.120

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.35

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.231

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.67

Тема: «Квартира. Мебель»

1.

2.

3.

4.

5.

«Смешинки»

«Писатель»

«Магазин»

«День рождения Маши»

«Кто узнает?»

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Уточнять представления детей о наз-начении различных предметов; развивать диалогическую речь. Учить составлять рассказ по образцу.

Учить детей сравнивать и описывать предметы.

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.57

Селиверстов В. И. Речевые игры с деть-ми, с.268

Тема: «Посуда»

1.

2.

3.

4.

5.

«Да и нет»

«Угадай, какой предмет загадали»

«Писатель»

«Магазин»

«Бюро находок»

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности; совершенствовать навыки диалогической речи.

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание; развивать диалогическую речь.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей составлять описательный рассказ о наиболее характерных признаках посуды; активизировать речь.

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Тема: «Продукты питания»

1.

2.

3.

4.

«Мама поручила дочке приготовить обед»

«А ты что любишь?»

«Угощайся пирожком»

«»

Обогащать речь детей существительны-ми высокой степени обобщения (продук-ты, жидкость и т.д.), глаголами, новыми грамматическими формами, совершенст-вовать произносительные навыки.

Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь

Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.

Методика развития ре-чи детей дошкольного возраста / Л. П. Федо-ренко, Г. А. Фомичева и др., с. 150

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78

Тема: «Спорт»

1.

2.

3.

4.

5.

«Киоск открыток»

«Расскажи о виде спорта»

«Найди, о ком расскажу»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Расскажи, чем занимаются спорт-

смены»

Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей.

Учить детей составлять короткий рассказ о каком-либо виде спорта с опорой на наглядность.

Учить детей составлять описательный рассказ о спортсменах.

Учить детей составлять рассказ из личного опыта (по плану).

Учить детей составлять короткие рассказы о спортсменах.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Насекомые»

1.

2.

3.

«Опиши, мы отгадаем»

«Писатель»

«Муха-цокотуха»

Учить детей составлять описательный рассказ о насекомом с использованием схемы.

Учить детей придумывать рассказ о насекомом и подробно и связно рассказать о нём, используя схемы.

Учить детей пересказывать сказку по частям, используя в качестве нагляднос-

ти иллюстрации.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Библиография:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
  2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
  3. Арушанова, А. Г. Сверстники: обучение диалогу. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999.- № 11.- С.68-76
  4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей./ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.
  5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. – 120 с.
  6. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников. / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1999.- 80 с.
  7. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики./ Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: КАРО, 2003.- 96 с.
  8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  9. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  10. Макарова, Ю. Карманы для кубика. / Ю. Макарова, Г. Галиева, Н. Гильманова // Обруч.- 2006.- № 3.- с.24
  11. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144 с.
  13. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344 с.
  14. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. / Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.- 32 с.
  15. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Г. С. Швайко / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
  16. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...

Игры на развитие связной речи у детей старшей группы

Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 летИгры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...

Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Одень куклу"

Настольная дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж...