Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
картотека по развитию речи на тему

Задорожняя Татьяна Владимировна

Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие связной речи у детей старшей группы

№ п/п

Название игры, упражнения

Цель, задачи игры

Библиография

Тема: «Части тела»

1.

2.

3.

4.

«Найди отгадку»

«Рассказ Незнайки»

«Скажи что-нибудь о картинке»

«Что в чудесном мешочке?»

Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказатель-стве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.

Учить детей работать с деформирован-ным текстом;  высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос.

Учить детей составлению небольшого описательного рассказа о предметах гигиены.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Алексеева М.М., Яши-на В. И. Методика развития речи и обу-чения родному языку дошкольников, с.340

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 108

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.43

Тема: «Семья»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Две сестренки»

«Скажи точнее»

«Наша семья»

«Звонок на работу маме (папе)»

«Маленький помощник»

«Два брата»

«Радио»

Развивать у детей связную речь: умение описывать внешность, одежду, использо-вать в рассказах сравнения

Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану).

Закрепить навыки культурного диалога по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Учить детей составлять рассказ по плану.

Учить детей объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде сюжетных картинок.

Учить детей составлять описательный рассказ о членах своей семьи, развивать монологическую речь.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.39

Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 57

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 52

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.88

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.224

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.14

Из опыта работы

Тема: «Время года (осень, зима, весна)»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Нравится – не нравится»

«Убери лишнюю»

«Когда это бывает?»

«Когда это бывает?»

«Про погоду»

«Соберемся на прогулку»

Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать связную речь, воображение.

Продолжать учить детей доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений.

Учить детей составлению рассказа по сюжетной картинке.

Учить детей составлению описательного рассказа

Учить детей составлять рассказ по картинкам.

Закрепить представления детей о прис-пособлении людей к сезонным измене-ниям в природе. Развивать связную речь.

Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 111

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.133

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.57

Тема: «Деревья»

1.

2.

3.

4.

5.

«Почтальон принёс посылку»

«Придумай загадку о дереве»

«Опиши, а мы отгадаем»

«Расскажи про дерево»

«Загадай, мы отгадаем»

Учить детей описывать плоды деревьев и кустарников и узнавать их по описанию.

Увеличивать активный словарный запас, учить описывать деревья, выделяя их характерные признаки.

Учить детей составлять загадки-описания о деревьях и кустарниках.

Учить детей составлять описательный рассказ о дереве, развивать связную речь.

Учить детей описывать предметы и находить их по описанию.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Овощи-фрукты»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

«Что попало к нам в роток, что попало на зубок?»

«Запомни и нарисуй»

«Писатель»

«Собираем урожай»

«Повар»

«А ты что любишь?»

«Садовник»

«Опиши предмет»

«Рассказ про помидор»

«Магазин»

«Самый главный фрукт»

«Что снаружи, что внутри»

«Что в корзинку мы берем?»

«Собери урожай»

«Посылка из деревни»

Ориентироваться на партнера; обраща-ться к нему с высказываниями-побуж-дениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог.

Свободно общаться в процессе выпол-нения совместного рисунка; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Формировать умение составлять неболь-шие рассказы на тему, предложенную воспитателем.

Учить детей составлять небольшой рассказ о блюде, приготовленном из овощей.

Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь

Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Учить детей сравнению и описанию предметов (на примере овощей по цвету, форме, на ощупь).

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Продолжать совершенствовать диалоги-ческую форму речи; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных фруктов.

Учить детей составлять загадки-описания об овощах (фруктах).

Учить детей составлять рассказ о том, как выращивают фрукты (овощи).

Учить детей составлять описательный рассказ о подарке, о людях, вырастив-ших его.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 231

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 232

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.43

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.44

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.45

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.46

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.47

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.48

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.61

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.63

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.54

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

«Оденем кукол на прогулку»

«Потерялся поясок»

«Ателье»

«Ателье»

«Кому что нужно»

«Писатель»

«Магазин»

«Ателье»

«Бюро находок»

Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчи-ненные предложения.

Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).

Упражнять детей в классификации пред-метов одежды по сезонному признаку (зимняя-осенняя, летняя-весенняя).

 Учить связно описывать предмет, изо-браженный на картинке

Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе

Закрепить знание детей о различных предметах одежды, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа

Формирование навыков диалогической речи.

Учить детей описывать одежду, выделяя её существенные признаки; развивать связную речь

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.32

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.31

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.18

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.81

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.128

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Из опыта работы

Тема: «Игрушки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Рассказываем вместе»

«Магазин игрушек»

«Музей игрушек»

«Вам посылка»

«Вопрос - ответ»

«Вежливые поиски»

«Бюро находок»

Помочь детям уяснить план описания куклы; учить детей, составляя самостоятельное описание, руководство-ваться планом, предложенным воспита-телем, рассказывать подробно и интерес-но, избегая повторов.

Учить детей подробно составлять описа-ние игрушек, придерживаясь плана, предложенного педагогом.

Образовывать наименования действую-щего лица по роду деятельности.

Учить детей составлять описательный рассказ.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности.

Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

Учить детей подробно рассказывать о характерных признаках игрушек; активизировать речь.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.36

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.58

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.76

Из опыта работы

Тема: «Детский сад»

1.

2.

3.

4.

5.

«Рассказ про Витю»

«Малыши»

«Кто больше увидит?»

«Кукольный детский сад»

«Собираемся на прогулку»

Закреплять усвоение детьми слов в предложении.

Учить детей пользоваться сложносочиненным предложением с союзом потому что.

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке.

Формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера с опорой на сюжетные картинки.

Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 71

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 92

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.36

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.9

Тема: «Профессии. Инструменты»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

«Угадай, кем и где я работаю»

«Мишка-музыкант»

«Киоск открыток»

«Писатель»

 

«Все трудятся»

«Да и нет»

«Звонок в поликлинику»

«Кем работает моя мама (мой папа)?»

«Кто нас лечит?»

«Кто быстрее построит дом?»

«Магазин»

«Почта»

«Кем быть?»

«Дом, в котором ты живешь»

Закрепить знания детей о профессиях; учить  составлять рассказ по картинке

Соотносить названия музыкальных инст-рументов и музыкальных специальнос-тей; совершенствовать диалогическую форму речи.

Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлять короткие рассказы на заданную тему; употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности; совершенствование навыка диалогической речи

Обогащение содержания самостоятель-ных детских игр. Закрепление навыка диалогической речи (телефонного разго-вора).

Выработать у детей навык самостоятель-ного составления рассказа.

Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Развивать связную речь.

Учить детей составлять рассказ о совместном труде строительных рабочих разных специальностей.

Учить детей составлять описательные загадки о предполагаемой покупке.

Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работ-ников почты. Развивать связную речь детей.

Учить детей составлять рассказ о предмете.

Углублять знания детей об особенностях труда строителей. Учить составлять описательный рассказ об инструментах, необходимых строителю для работы.

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.71

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 123

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 54

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.89

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.69

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.46

Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

1.

2.

3.

4.

«Писатель»

«Кто прилетел к кормушке»

«Составь рассказ»

«Попугай Петруша»

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

Обучение составлению описательного рассказа по схеме.

Учить детей пересказывать текст с наг-лядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67

Журнал «Обруч» № 3, 2006., с.24

Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.19

Тема: «Новый год»

1.

2.

3.

4.

«Дед Мороз»

«Отгадай, какой подарок»

«Как дети встречали праздник ёлки в детском саду»

«Угадай, кем я был на празднике ёлки»

Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь.

Упражнять детей в описании предметов по представлению.

Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта (по плану).

Учить детей составлять загадки-описания, развивать связную речь.

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / под ред. В. И. Сели-верстова, с. 48

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Зимние забавы»

1.

2.

3.

4.

«Снеговики»

«Придумай загадку»

«Расскажи о зимней прогулке»

«Так или не так»

Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы; обмениваясь мате-риалами, доброжелательно обращаться с просьбой.

Учить детей составлять загадку-описание о предметах, используемых в играх-забавах.

Учить детей составлять короткий рассказ по продемонстрированному действию.

Развивать умение отличать реальное от выдуманного, речевую активность.

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Дикие и домашние животные»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

«Как лучше сказать»

«Угадайте, где  мы были»

«Размытое письмо»

«Бывает - не бывает»

«Лес – двор»

«Человек и животные»

«Зоопарк»

«Животные (домашние или дикие) в загоне»

«Зоологический музей»

«Справочное бюро»

«Писатель»

«Кого я видел в зоопарке»

«Звери заблудились»

«Три медведя»

«Хитрый мышонок»

«Расскажи о животных, которые живут в твоем доме

(в лесу)»

«Расскажи о домашних животных и их детенышах»

«Радио»

(домашние животные)

Учить подбирать близкие и противопо-ложные по значению слова разных час-тей речи к заданной ситуации; состав-лять повествовательный рассказ.

Совершенствовать речь детей; активизи-ровать мышление, развивать воображе-ние, чувство юмора при составлении небылиц.

Упражнять впридумывании концовки рассказа.

Учить детей рассуждать, обосновывать свое согласие или несогласие с выска-зываниями партнера. Соблюдать очеред-ность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.

Развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу.

Закреплять умение пользоваться прос-тым  распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи.

Учить детей составлению короткого описательного рассказа.

Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; совершенствовать диалогическую форму речи. Закреплять представление детей о животных.

Закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

Учить детей составлять рассказ по образцу.

Обучать детей способам диалогического общения: ориентироваться на высказы-вания партнера, пересказывая сказку, соблюдать очередность, доброжелатель-но обращаться к товарищу.

Учить детей умению свободно общаться в процессе рассматривания картинок; рассуждать, аргументировано высказы-ваться; рассказывая, соблюдать очеред-ность.

Формировать умение детей составлять небольшие рассказы на тему, предло-женную воспитателем.

Учить детей составлять рассказ по плану.

Учить детей составлять описательный рассказ о животном с использованием схемы.

Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 56

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.87

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 119

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 237

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 39

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 73

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.48

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.75

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.66

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.71

А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.156

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.157

Из опыта работы

Тема: «Транспорт»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Выставка автомашин»

«Транспорт»

«Писатель»

«Путешественник»

«Старик Хоттабыч»

«На чем я путешествую?»

Учить детей составлять рассказы-описания различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них

Учить детей составлять рассказ по картинке, используя в речи предлоги в, на.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Формировать навык составления коротких рассказов на заданную тему.

Развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приста-вочных глаголов.

Учить детей составлять описательный рассказ о различных видах транспорта.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.103

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 82

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.50

Тема: «День защитников Отечества»

1.

2.

3.

«Что я подарю папе на праздник»

«Разложи картинки и составь рассказ»

«Расскажи о папе»

 (по фотографии)

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ с опорой на наглядность

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ по серии сюжетных картинок.

Учить составлять описательный рассказ о папе

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Мамин праздник»

1.

2.

3.

«Что я подарю маме на праздник»

«Расскажи о маме»

(по фотографии)

«Мы – помощники»

Учить детей составлять короткий описа-

тельный рассказ с опорой на наглядность

Учить детей составлять описательный рассказ о маме.

Учить детей составлять рассказ из личного опыта по плану.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Комнатные растения»

1.

2.

3.

4.

5.

«Кактус»

«Узнай цветы»

«Предложения - по картинкам»

«Расскажи про цветок»

«Звонок в цветочный магазин»

Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации).

Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовы-вая их с существительными в роде, числе, падеже.

Учить детей составлять распространен-ное предложение по сюжетной картинке.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежли-во задавать вопросы и выражать просьбы. Закреплять правила ведения разговоров по телефону. Дать детям образцы выполнения этих правил.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 228

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 43

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 72

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 116

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.85

Тема: «Город. Дом и его части»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Хорошо - плохо»

«Узнай, где я нахожусь»

«Почта»

«Знатоки»

«Интервью о родном городе»

«Наш город»

«Где я живу?»

Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать вообра-жение; упражнять в объяснительной речи

Закрепить знания детей о достопримеча-тельностях родного города; учить составлять описательный рассказ по картинке (открытке)

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реаги-ровать на них. Закреплять знания о родном городе.

Учить детей вести диалог с исполь-зованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе.

Учить детей составлять рассказ по картинкам.

Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримеча-тельностях. Развивать связную речь.

Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74

Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.120

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.35

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90

Шипицына Л. М. Азбука общения, с.231

Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.67

Тема: «Квартира. Мебель»

1.

2.

3.

4.

5.

«Смешинки»

«Писатель»

«Магазин»

«День рождения Маши»

«Кто узнает?»

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Уточнять представления детей о наз-начении различных предметов; развивать диалогическую речь. Учить составлять рассказ по образцу.

Учить детей сравнивать и описывать предметы.

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.57

Селиверстов В. И. Речевые игры с деть-ми, с.268

Тема: «Посуда»

1.

2.

3.

4.

5.

«Да и нет»

«Угадай, какой предмет загадали»

«Писатель»

«Магазин»

«Бюро находок»

Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности; совершенствовать навыки диалогической речи.

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание; развивать диалогическую речь.

Учить детей составлению описательного рассказа по плану.

Учить детей составлению описательного рассказа.

Учить детей составлять описательный рассказ о наиболее характерных признаках посуды; активизировать речь.

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52

Тема: «Продукты питания»

1.

2.

3.

4.

«Мама поручила дочке приготовить обед»

«А ты что любишь?»

«Угощайся пирожком»

«»

Обогащать речь детей существительны-ми высокой степени обобщения (продук-ты, жидкость и т.д.), глаголами, новыми грамматическими формами, совершенст-вовать произносительные навыки.

Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь

Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.

Методика развития ре-чи детей дошкольного возраста / Л. П. Федо-ренко, Г. А. Фомичева и др., с. 150

Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55

Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78

Тема: «Спорт»

1.

2.

3.

4.

5.

«Киоск открыток»

«Расскажи о виде спорта»

«Найди, о ком расскажу»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Расскажи, чем занимаются спорт-

смены»

Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей.

Учить детей составлять короткий рассказ о каком-либо виде спорта с опорой на наглядность.

Учить детей составлять описательный рассказ о спортсменах.

Учить детей составлять рассказ из личного опыта (по плану).

Учить детей составлять короткие рассказы о спортсменах.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Тема: «Насекомые»

1.

2.

3.

«Опиши, мы отгадаем»

«Писатель»

«Муха-цокотуха»

Учить детей составлять описательный рассказ о насекомом с использованием схемы.

Учить детей придумывать рассказ о насекомом и подробно и связно рассказать о нём, используя схемы.

Учить детей пересказывать сказку по частям, используя в качестве нагляднос-

ти иллюстрации.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Библиография:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
  2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
  3. Арушанова, А. Г. Сверстники: обучение диалогу. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999.- № 11.- С.68-76
  4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей./ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.
  5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. – 120 с.
  6. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников. / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1999.- 80 с.
  7. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики./ Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: КАРО, 2003.- 96 с.
  8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  9. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  10. Макарова, Ю. Карманы для кубика. / Ю. Макарова, Г. Галиева, Н. Гильманова // Обруч.- 2006.- № 3.- с.24
  11. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144 с.
  13. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344 с.
  14. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. / Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.- 32 с.
  15. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Г. С. Швайко / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
  16. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 384 с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИТУЮЩЕГО ВИДА № 46 «Кот в сапогах»

ДЛЯ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

г. Нижневартовск



Предварительный просмотр:

Тема

Название игры

Цель, задачи

Источник

1.Части тела

«Нарисуй портрет друга словами»

Учить составлять описательный рассказ по схеме.

(Из опыта работы)

«Загадки-отгадки»

Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые  средства внутритекстовой связи

Алексеева М.М., Яшина В.И. Развитие речи и обучения родному языку дошкольников, с.340.

« Ох, уж эти чистюли»

Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о предметах гигиены.

Игры в логопедической работе с детьми, В.И. Селивёрстов, с.108

2.Семья

«Есть у меня братишка»

Вовлекать детей в содержательное общение со сверстниками, побуждать к высказываниям из личного опыта, рассуждению.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -  с. 204.- 230

«Самый главный»

Учить детей озвучивать своего героя изображенного на картинке, описывая его по схеме от 1 лица и заканчивая словами «Я самый главный». Формировать умение вести скоординированный диалог между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Скажи точнее»

Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Развитие речи и творчества дошкольников. О.С. Ушакова, с.57

«Наша семья»

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану)

Игры в логопедической работе с детьми, В.И. Селивёрстов, с. 52

«Звонок папе или маме на работу»

Закрепить навыки культурного диалога  по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу  родителям.

Шипицина Л.М. Азбука общения, с.224

3.Осень                   

        

        

        

                       

        

                       

                       

 «Путешествие колоска

«Когда это бывает?»

Учить составлять связный рассказ с опорой на картинки, отражающие последовательность событий.

Учить детей  составлять  связный рассказ по сюжетной картине.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»стр  123, 124, 125, 127, 133

Игры в логопедической работе с детьми. В.И. Селивёрстов, с. 111

«Чей рассказ лучше?»

Формировать умение высказывать свою мысль связно, непрерывно, логично

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»стр  123, 124, 125, 127, 133

   «Нарисуй картину словами»

 

Учить составлять связный рассказ по картине

Продолжать учить составлять

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр  123, 124, 125, 127, 133

 «В саду осенью»

Учить составлять связный рассказ по картине и вопросному плану

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр  123, 124, 125, 127, 133

Творческое рассказывание

«Писатель»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Когда это бывает?»

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267

Расскажи по цепочке («Осень» И. Соколов-Микитов)

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 13с.

4.Деревья    

                       

«Волшебное окно  (листопад)»

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»  стр стр136, 139

«Помоги Лесовичку»

Формировать умение составлять рассказы описания.

Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр стр136, 139

Упражнение  «Кто какой?»

Развивать мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи,  воображение детей.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

Игра-драматизация «Спор деревьев»

Применять знания в практике речевого общения.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Писатель»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

5.Овощи

 «В саду осенью» по картинке и вопросному плану

Развивать умение составлять рассказ по картинке

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр125, 130,

«Агроном»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Овощевод»

Учить детей составлять рассказ описание  по плану.

Васильева С.А., СоколоваН.В. Логопедические игры для дошкольников, с.47

«Самый главный «Я»

Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных овощей

Васильева С.А., СоколоваН.В. Логопедические игры для дошкольников, с.48

«Забывчивый покупатель»

Формировать навык составления описательного рассказа по опорной схеме о предмете не называя его. Развивать связную речь.

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.271

«Рассказ про помидоры»

Упражнять  детей в составлении описательного рассказа

Из личного опыта

«Похвальбушки»

Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.

Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников,

«Повар»

Совершенствовать умение в составлении описательных загадок об овощах

Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.63

«Вам посылка»

Учить составлять рассказ о том как выращивают овощи

Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.54

6.Фрукты (ягоды)

«Писатель»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Забывчивый покупатель»

Формировать навык составления описательного рассказа по опорной схеме о предмете не называя его. Развивать связную речь.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Что вкуснее?»

«Что я съел?»

«Повар»

Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.267

«Вам посылка»

Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 53с.

Расскажи с другом («Ягодознание» Н.Сладков)

Учить пересказу с использованием природоведческой литературы, по опорным схемам

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 53с.

7.Одежда. Обувь. Головные уборы

«Юные писатели»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Бывает – не бывает»

Учить обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Формировать умение соблюдать очередность речевых действий. Упражнять в поддерживании диалога при составлении коллективного рассказа

А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей»  с 237

 «Вам посылка»

«Похвальбушки»

«Ателье»

Совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.

Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе

  Из личного опыта

Алёшина Н.В. Ознакомление с окружающей действительностью Старший дош. возрас. 128

«Магазин»

«Журналист»

Учить детей описанию предметов,  формировать диалогическую речь.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников, с.52.

«Модный приговор»

Упражнять детей  в классификации одежды, головных уборов, обуви.

Учить составлять описательные рассказы о предметах, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

Из личного опыта

8.Игрушки

«На машине»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, побуждать задавать друг другу вопросы и отвечать на них, участвовать в совместном рассказывании.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -238 с.

«Кто узнает?»

Учить детей сравнивать и описывать предметы

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.268

«Моя любимая игрушка»

Учить отбирать факты из личного опыта; рассказывать связно полно выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

О.С. Ушакова

Занятия  по развитию речи в детском саду  с.323

«Магазин игрушек»

Учить детей подробного описания игрушек, придерживаясь плана, схемы, предложенного воспитателем

Журнал «Дошкольное воспитание»

Н.С.Малетина

Л.Пономарёва

9.Детский сад

«Кто больше увидит»

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

В.И. Селеверстов

«речевые игры с детьми» с.267

«Я б в профессию пошел, пусть меня

Научат»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, побуждать задавать

 друг другу вопросы и отвечать на них, участвовать в совместном рассказывании.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение

детей (формирование грамматического строя речи). .- 238 с.

«Кукольный детский сад

Продолжать формировать умение вести координированный диалог, Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками

Из личного опыта

«Прогулка»

Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь, с.9

«Что сначала, что потом»

Учить составлять рассказ по серии сюжетных  картинок

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение

детей (формирование грамматического строя речи). - 238 с.

10.Школа и школьные принадлежности

«.Все клены стали рыжие, и ни один не дразнится…»

Вовлекать детей в совместный разговор. Учить поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них. Составлять короткие сочинения.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи).- 245 с.

                                   

«Мне теперь не до игрушек»

Учить детей поддерживать диалог со взрослым и сверстниками; высказываться на темы из личного опыта; совместно сочинять небольшие истории с фантастическим содержанием.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 245 с.

«Цепочка»

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным

О.С. Ушакова

Занятия  по развитию речи в детском саду  с.299

11.Профессии

                   

 «Кем я хочу  быть?»

 

Упражнять в составлении связного описательного рассказа с опорой на картинки.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с171, 172

«Волшебные значки»

Формировать умение составлять описательный  рассказ по символам

Из личного опыта

«Кем работает моя мама (мой папа)?»

Выработать у детей навык самостоятельного составления рассказа

Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 58

«Почта»

Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты. Развивать связную речь

Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 69

«Кто нас лечит?»

Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному человеку в поликлинике, больнице, в аптеке; что делает врач, медсестра, санитарка, провизор (аптекарь). Развивать связную речь.

Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 60

«Похвальбушки» (Сравнение профессий)

Закреплять  умение составлять сравнительный рассказ по «урезанным» опорным схемам.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Писатель»

Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

12.Зимующие птицы

«Телепередача «В мире птиц»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с219

«Спасатели птиц»

Упражнять детей в составлении описательного рассказа о птицах с использованием плана.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

 

«Сравни птиц»

Составление рассказа по опорному плану

Закреплять умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –33с.

Расскажи  другому» («Клесты» И. Соколов-Микитов)

Обучать пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 13с.

Расскажи по цепочке («Дятел» М.Пришвин

Учить пересказывать текст по плану

        

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –  17с.

«Доктор леса»

Упражнять детей описывать птицу с опорой на схему

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 21с.

«Кто сидит на дереве?»

Совершенствовать умение описывать зимующих птиц по плану

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –21с

13. Зима

 Телепередача

«Зима пришла»

Учить составлять последовательный связный рассказ с использованием в качестве плана серию сюжетных картинок.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с165, 167, 168, 192,

«Цепочка»

Упражнять связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль,

грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Дружные объекты»

П

П

Формировать умение детей «по цепочке»— связывать словесно между собой какие-либо объекты на картинке.

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.267

Пересказ сказки «Почему мы не боимся зимы?» (по  ролям)

Закреплять умение детей  пересказывать диалоги от имени разных лиц: птиц, зверей, рыб, людей, детей

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.267

«Фокусник»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –20с.

«Кто больше увидит»

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

Из личного опыта

«Когда это бывает?»

Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 47с.

Расскажи по цепочке (Ушинский «Четыре желания»)

Учить составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на наглядные картинки

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –  9с.

Расскажи по цепочке  («Четыре художника. Зима» Г.Скребицкий)

Учить составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на наглядные картинки

Посмотри в окно («Здравствуй, зимушка – Зима»)

Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –47с.

14. Новый год

 «Нарисуй картину словами»

Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке.

Формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с173, 174, 185

 «Как мы ходили на елку»

С

Составление рассказа по личному опыту

Учить детей составлять связный рассказ по личному опыту.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Применять полученные знания в практике речевого общения.

Из личного опыта

«Пересказ текста по картинному плану»

Учить  детей  придумывать предложения, с которых начнется рассказ. Выбирается лучший вариант

В.И. Селеверстов

«речевые игры с детьми» с.267

«Пересказ с творческим заданием»

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

В.И. Селеверстов

«речевые игры с детьми» с.267

«Кто больше увидит»

Учить пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –32с.

15. Зимние забавы

«Телевизор»

Учить располагать картинки в нужной последовательности и самостоятельно составлять короткие рассказы

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с176, 180,

Составление

картинки «Зимние забавы»

и рассказа по ней

Упражнять умение составлять картинку, задавать вопросы и строить грамматически правильные ответы на них.

В.И. Селеверстов

«речевые игры с детьми» с.267

«Журналист»

Составлять предложения и объединять их в рассказ.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль

Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.58

Кто больше увидит

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

О.С. Ушакова

Занятия  по развитию речи в детском саду  с.306

Рассказывание по картине «Вот так покатался!»

Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга,

Из личного опыта

«Снеговики»

Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы.

А.Г.Арушанова /Дошколное воспитание № 11, 1999 с.75

16. Домашние животные

«Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи»

Учить детей самостоятельно составлять короткие тексты-описания.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 220 с.

«Рисуем кино»

Закрепить представления детей о структуре рассказа. Вовлекать в сочинение коротких текстов (по окончанию, переложенному взрослым). Побуждать детей задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -240 с.

«Спор животных

Учить последовательному пересказу литературного текста

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.25

«Радиорепортаж:

Животные (домашние или дикие)  в загоне»

Закреплять у детей навык описательного рассказа

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.269

Рассказывание из серии «Домашние животные»

Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествующие события,

О.С. Ушакова

Занятия  по развитию речи в детском саду  с.306

17. Домашние птицы

Составление рассказа «Птицы улетают»

Учить составлять рассказ-описание и вводить его в повествовательный текст.

Закреплять умение пересказывать текст, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Формировать умение оценить свой рассказ и рассказ товарища.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с182

«Говорю красиво и правильно»

«Бывает- не бывает»

Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации; составлять повествовательный рассказ.

Учить детей рассуждать, обосновывать своё согласие или несогласие с высказыванием партнёра. Соблюдать очерёдность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа

Развитие речи и творчества. Арушанова А.Г. с.56

Арушанова А.Г. Речь и речевое  общение детей, с. 237.

18. Дикие животные наших лесов

«Репортаж дятла»

Учить детей составлять короткие сюжетные рассказы, используя картинки фланелеграфа.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 222 с.

 «Как животные готовятся к зиме»

Учить составлять рассказ по заданному началу.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144,  145, 146

Игра-драматизация «Как животные готовятся к зиме»

Совершенствовать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с142, 144,  145, 146

Игра-драматизация «Ворона и заяц»

Развивать умение детей пересказывать  диалоги героев сказки.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144,  145, 146

Составление загадок по картинному плану

Упражнять в составлении рассказов-загадок по картинному плану .

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144,  145, 146

«Чего недоставало белке?»

Учить детей рассуждать, используя сложноподчиненные предложения; задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 223 с.

 «Еж»

Вовлекать детей в общий разговор. Учить перессказывать сказку близко к тексту; сочинять короткий текст по предложенной теме; задавать по тексту вопросы и отвечать на них

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование

грамматического строя речи). - М.: Мозаика-синтез, 2004.- 242 с.

Л.Н.Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку»

литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает)

грамматического строя речи). - 242

Расскажи с другом (Н.Сладков «Отчего у лисы длинный хвост?»)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Занятия  по развитию речи в детском саду  с.345

        

Расскажи по цепочке («В берлоге» И.Соколов-Микитов)

Учить пересказывать рассказ по плану. Упражнять в выделении смысловых отрывков в тексте рассказа и составлении плана

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –6с.

«Дикие животные»

Совершенствовать умение составлять рассказ о животных, по набору картинок с последовательно развивающемся  действием.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –  36с.

«Зоопарк»

Закреплять у детей навык составлению описательного рассказа

В.И.Селивёрстов, с. 114

Игры в логопедической работе с детьми

19. Дикие животные юга и севера

По  деревьям бойко

скачут, в зоопарке всех дурачат…

Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Учить составлять короткие описания;

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -225 с

«Животные потерялись»

Обучать способам диалогического общения; ориентироваться на высказывания партнёра, пересказывая сказку, соблюдать очерёдность, доброжелательно обращаться к товарищу

А.Г. Арушанова /Дошколное воспитание №11, 1999 с.75

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Упражнять в пересказывании сказки близко к тексту с опорой на серию сюжетных картинок.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Объяснять смысл пословиц и поговорок и, применять их.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»

М -2006, с202,

Игра-фантазия «Сочинялка»

Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе прослушанного текста и наглядной опоры.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с202,

«Сказка про льва»

Учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.256

«Зоопарк»

Учить составлять короткий описательный рассказ

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.269

20. Транспорт

Составление рассказа по серии картинок  «Кто вежливее»

Учить составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с156, 158, 162, 189, 190,

«Моделирование реальных событий»

Учить определять главную мысль текста и придумывать заголовок.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»  с156, 158, 162, 189, 190,

Составление рассказа «Транспорт» по картинке

Упражнять в составлении рассказа по картинке.

Определять главную мысль текста и придумывать заголовок к нему.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с156, 158, 162, 189, 190

Игра «Чей рассказ интереснее?»

Учить сочинять рассказ по воображению на заданную тему.

Связно, непрерывно, логично высказывать ..свою мысль

Из личного опыта

«Дорисовывание кляксы и придумывание рассказа»

Развивать воображение и связную речь

Из личного опыта

«Телерепортаж»

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.268

«Кто узнает?»

Учить детей сравнивать и описывать предметы

Васильева С.А. Соколова Н.В. Логопедические игры для джошкольников, с.58

21. День защитника Отечества

Пересказ по серии

сюжетных картинок

«Собака-санитар»

Закреплять умение пересказывать текст по серии сюжетных картинок.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»  с196, 198

22. Мамин праздник

 «8 Марта»

Формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»  с204

Игра «Мамины помощники»»

Учить детей пересказывать текст с наглядной основой и в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий

Ткаченко Т.А.Логопедическая тетрадь, с.19

Похвальбушки

Составлять связный рассказ по представлению.

Применять полученные знания в практике речевого общения.

Из личного опыта

23. Комнатные растения. Цветы

 «Фантазеры»

Учить составлять рассказ по началу и концу

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.270, 272

«Садовник»

Закреплять у детей навык описательного рассказа

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.270

«Узнай цветок, расскажи про него»

Учить детей составлению описательного рассказа

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.272

«Шмель и цветок»

Продолжать совершенствовать диалогическую речь; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарищей

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.252

24. Город

«Чья история интереснее?»

Учить составлять рассказ  на основе частично представленной наглядной опоры.

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.250

 «Хорошо-плохо»

«Корреспондент»

Учить детей вести диалог с использованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе.

Учить детей составлять описательные рассказы по фотографиям.

Бизикова О.А.Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90

Шипицина Л.М. Азбука общения, с.231

«Мой город»

Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его достопримечательностях. Развивать связную речь

Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.67

«Мое любимое место в городе»

Учить детей связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Из личного опыта

25. Дом и его части

 «Нарисуй словами дом»

Составлять связный рассказ по серии картинок, с пропуском одного сюжета темы.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 236 с.

Новоселье

Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Определять главную мысль текста и выражать ее в заголовке.

Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе частично представленной наглядной опоры.

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей   236 с.

26. Квартира. Мебель. Электроприборы

 «В мебельном магазине»

Учить детей составлению описательного рассказа по плану

Васильева О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49

Пересказ текста «по цепочке»

Учить детей сравнивать и описывать предметы

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»

«Кто узнает?»

Упражнять в составлении связного рассказа по представлению.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.268

«Магазин»

Учить детей составлению описательного рассказа

Логопедические игры для дошкольников, с.56

27. Посуда

 «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Учить составлять короткие тексты-рассказы

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -  221 с.

«Да-нет»

Совершенствовать навыки диалогической речи. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности.

Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44

«Юные писатели»

Учить детей составлять описательный рассказ по плану.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников, с.52

28. Продукты питания

 «Чья история интереснее?»

Упражнять в составлении рассказа по серии картинок с одной пропущенной

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.270

«Чьё блюдо вкуснее?»

Учить детей диалогической речи. Освоение умений формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание

Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46

«Кто узнает что за блюдо?»

Учить детей сравнивать и описывать предметы ( продукты питания). Развивать связную речь

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.268

29.

Перелетные птицы

 «Кот и цыплята»

Учить составлять связный рассказ по серии картинок, изображающих начало и конец сюжетного действия.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе частично представленной наглядной опоры.

Формировать умение творчески дополнять рассказы.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с147, 149,153

«Писатель»

Учить составлять связный рассказ по серии картинок, изображающих начало и конец сюжетного действия.

Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Утка и утята»

Учить детей пересказывать текст связно, непрерывно, последовательно. Развивать связную речь

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.257

30. Весна

 «В парке весной»

 «Дорисуй весну словами»

 «Чей рассказ интереснее?»

Закреплять умение составлять рассказ по представлению.

Определять главную мысль повествования и выражать ее в заголовке.

Контролировать произношение в самостоятельной речи

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с232,

«Писатель»

Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

«Когда это бывает?»

Учить детей составлению рассказа по сюжетным картинам

Игры в логопедической работе с детьми Селивёрстова В.И., с.111

«Когда это бывает»

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке

В.И. Селеверстов

«Речевые игры с детьми» с.267

31. Праздник Победы

Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил на праздник Победы»

Учить детей воссоздавать сюжетную ситуацию из личного опыта.

Е. А. Лапп

«Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с147

32. Спорт

«Писатель»

Упражнять в составлении рассказа по серии картинок с одной пропущенной

В.И. Селеверстов

«речевые игры с детьми» с.287

«Похвальбушки»

Учить детей составлять сравнительный описательный рассказ по опорной схеме

Из личного опыта

33. Насекомые

Расскажи по цепочке («Первая охота» В.Бианки)

Закреплять умение пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 60с.

Картотека

дидактических игр и упражнений

по развитию связной речи для детей

подготовительной к школе группы

Нижневартовск     2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию связной речи у детей старшей группы

В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников....

Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...

Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Одень куклу"

Настольная дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж...