Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтения.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Варенька Ирина Александровна

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего изучения  родного языка Д.Б.Эльконин писал , что  читающий оперирует со звуковой стороной языка , а чтение - это процесс формы воссоздания звуковой формы слова по его графической ( буквенной ) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью яхыка . 

     В настоящее время обучения грамоте в школе осуществляется звуковым аналитико - синтетическим  методом К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:

   1.Приучать глаз и руку ребёнка в письму элементов букв, слух - к нахождению отдельных звуков в слове , язык- к отчётливому произношения звуков 

   2.Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках , чтобы они умели различать и складывать слова. 

   3.Вместе с тем упражнять все способности ребёнка . 

Разработанный К.Д.Ушинским метод  известен под названием "письмочтения": письмо , основывающееся на звуковом анализе слов , предшествовало чтению , чтение осуществлялось синтетическим путём, то есть соединением звуков в целые слова и следовало за письмом . 

Изучение звуков букв он строил не в алфавитном порядке : сначало ребёнок изучал гласные ,потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова , в котором все звуки знакомы , кроме одного. Звуковой аналитико - синтетический сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся . Свой метод К.Д.Ушинский обосновал данными современной ему фонетики , педагогики и психологии .В настощее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочёты : не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звука, недостаточно учитываются трудности их усвоения . В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико - синтетического метода.Принципиальные основы метода остаются те же . Порядок изучения звуков и слогов даётся в соответствии с научной фонетикой и в последовательности.Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса : звуковой анализ и синтез. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно ; при обучении письму используют те же приёмы анализа и синтеза что и при обучении чтению .

В конце 50-х годов Д.Б.Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте . Метод Д.Б.Эльконина основывается на теории поэтапного вормирования умственных действий:

  1.Предварительное уяснение поставленного задания .

  2.Освоение действия с предметом.

  3.Освоение действия в плане громкой речи.

  4. Перенос действия в умственный план.

  5. Становление и автоматизация действия .

На начальном этапе обучения детям дают карточки с изображением предметов названия которых нужно проанализировать . Под каждой картинкой помещается графическая схема .Эта схема состоит их клеток по числу звуков. Одновременно дети получают несколько квадратиков красного , синего и зеленого цвета .

Программа детского сада предусматривается знакомство детей с предложением , деление предложения на слова , составление предложений из двух , трёх , четырёх слов , членение двусложных и трёхсложных слов на слоге.Это соответствует в какой - то степени тому объёму знаний , который предлагается первокласснику в подготовительный период.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить ...

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте"

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте" поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у до-школьников с общим недоразвитием речи».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи»....

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению

Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы мет...