Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтения.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего изучения родного языка Д.Б.Эльконин писал , что читающий оперирует со звуковой стороной языка , а чтение - это процесс формы воссоздания звуковой формы слова по его графической ( буквенной ) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью яхыка .
В настоящее время обучения грамоте в школе осуществляется звуковым аналитико - синтетическим методом К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:
1.Приучать глаз и руку ребёнка в письму элементов букв, слух - к нахождению отдельных звуков в слове , язык- к отчётливому произношения звуков
2.Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках , чтобы они умели различать и складывать слова.
3.Вместе с тем упражнять все способности ребёнка .
Разработанный К.Д.Ушинским метод известен под названием "письмочтения": письмо , основывающееся на звуковом анализе слов , предшествовало чтению , чтение осуществлялось синтетическим путём, то есть соединением звуков в целые слова и следовало за письмом .
Изучение звуков букв он строил не в алфавитном порядке : сначало ребёнок изучал гласные ,потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова , в котором все звуки знакомы , кроме одного. Звуковой аналитико - синтетический сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся . Свой метод К.Д.Ушинский обосновал данными современной ему фонетики , педагогики и психологии .В настощее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочёты : не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звука, недостаточно учитываются трудности их усвоения . В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико - синтетического метода.Принципиальные основы метода остаются те же . Порядок изучения звуков и слогов даётся в соответствии с научной фонетикой и в последовательности.Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса : звуковой анализ и синтез. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно ; при обучении письму используют те же приёмы анализа и синтеза что и при обучении чтению .
В конце 50-х годов Д.Б.Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте . Метод Д.Б.Эльконина основывается на теории поэтапного вормирования умственных действий:
1.Предварительное уяснение поставленного задания .
2.Освоение действия с предметом.
3.Освоение действия в плане громкой речи.
4. Перенос действия в умственный план.
5. Становление и автоматизация действия .
На начальном этапе обучения детям дают карточки с изображением предметов названия которых нужно проанализировать . Под каждой картинкой помещается графическая схема .Эта схема состоит их клеток по числу звуков. Одновременно дети получают несколько квадратиков красного , синего и зеленого цвета .
Программа детского сада предусматривается знакомство детей с предложением , деление предложения на слова , составление предложений из двух , трёх , четырёх слов , членение двусложных и трёхсложных слов на слоге.Это соответствует в какой - то степени тому объёму знаний , который предлагается первокласснику в подготовительный период.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/03/img_20150508_101511.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158470-1354715853.jpg)
Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...
«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713477-1448127456.jpg)
Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте"
Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте" поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/21/picture-1047359-1532137422.jpg)
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-430863-1396471221.jpg)
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830606-1476368386.jpg)
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у до-школьников с общим недоразвитием речи».
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390486-1645894316.jpg)
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению
Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы мет...