Практическое занятие для педагогов «Словесные игры».
консультация по развитию речи на тему

Зуева Елена Николаевна

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. На практическом занятии ведущий проигрываес с педагогами словесные игры различных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry_-_prakt_zanyatie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Словесные игры».

Практическое занятие для педагогов.

Иногда, кажется, что поиграть некогда, именно на такой случай существуют разнообразные игры «между делом». Как правило, это словесные игры, не требующие специальных атрибутов и дополнительной подготовки.  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Они особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке их к школе: развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения.

Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

     Закружила метель, словно чудо-карусель,

     Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект.

Правила.  Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии. Ветер, дождь, капель, котенок, корова, петух.

"Рыбы - птицы - звери"

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей". Можно по цепочке.

Дерево – рябина, береза, сосна; овощ - морковь, картофель, лук; транспорт - трактор, грузовик, автобус, трамвай...

       

"Красный – мягкий - сладкий»

Материал: мяч.

Ход игры:

1 вариант: с признаками.

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "помидор". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать понятие-качество, например, "красный".

Заяц – белый, лук – горький, весна - теплая, лед - прозрачный, ветер - холодный, дождь - летний, кот - пушистый.

2 вариант: с действиями.

 Заяц – прыгает, ворона – летает, рыба - плавает, жук - жужжит, оса - кусает.

«Признаки»

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "высокий". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать к нему существительное, например, "дом". Холодный – снег, широкая – дорога, высокое - дерево, тяжелый - камень, мокрая - трава, прозрачный - воздух.

«Когда это бывает?»

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры.

 - А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди.

 «Весна» — дает камешек ребенку – Весной тает снег.  Передает камешек дальше по кругу. 

Весной бегут ручьи. Весной прилетают птицы. Весной копают огород.

Весной расцветает мать-и-мачеха. Весной распускаются листья.

 Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

«Что сажают в огороде?»

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры.

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

— Морковь.

-Да!

— Огурцы.

-Да!

— Свекла.

-Да!

— Сливы.

— Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» 

Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебельный магазин», «Одежда» и др.

Цепочка

По цепочке. Первый ребёнок называет объект.

Второй - его свойство.

Третий - объект с названным свойством.

Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

        -  Морковь.

        -  Морковь сладкая.

        -  Сладким бывает сахар.

        -  Сахар белый.

        -  Белым бывает снег.

           -  Снег холодный.

           -  Холодным бывает мороженое.

           -  Мороженое сладкое         и т.д.

Словесные игры, направленные на развитие речи и пополнение словарного запаса.

"Назови одним словом"

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна – деревья; шкаф, кровать, стол – мебель и т.д.)

Назови действие (для детей 6-7 лет)

Взрослый называет знакомые детям профессии: врач, продавец, повар, шофёр, бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вспомнить и назвать действие человека этой профессии.

- Что делает повар? – Печёт!    Строитель?  Водитель?  Врач?  Продавец?  Художник?

Правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Неумейка

По цепочке. Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать".

 А я –  балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы.

А я – грузовик, я умею перевозить грузы, но не умею петь.

А я – соловей, я умею петь, но не умею ползать.    И т.д.

Домино

Дети двигаются под музыку(или без неё) по группе (площадке). По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.

СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ

Называете звук, а ребенок придумывает на этот звук съедобное и несъедобное.

  • Б – банан – билет;
  • К — клюква- ковёр.

УГАДАЙКА

Можно играть вдвоём. Говорите только первый слог, пусть ребёнок догадается, какое слово вы задумали. Потом слово загадывает ребёнок  - отгадываете вы.

Например, гру(ша), ле(то), цве(ток), лу(жа), коле(со), маши(на).

ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ, ПОЛЗАЕТ…

Считалочка для игры:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Игра с мячом в кругу. Ведущий, бросая мяч, спрашивая: «Что можно найти на небе?». (облака, самолет, птицы, луна). Передают мяч по цепочке, последний бросает мяч ведущему, затем задание меняется и игра начинается сначала (с другого ребёнка)

Слова можно искать в воде, на земле, в лесу, в борще, в компоте, в саду, в комоде и так далее.

РИФМОПЛЕТ  (для детей 5-6 лет)

Чтобы найти себе пару, ребёнок говорит слово, а кто-то их детей отзывается похожим словом:   - Шутка!    - Мишутка!   Огурец-молодец, Саша-каша, ночка-дочка.

Правила. Те, кто составил пару, отходят в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Игры для развития математических способностей детей 4-5 лет.

Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. В основе этих игр лежит общение. Основным является заинтересованность, доброжелательность. Такие игры развивают мыслительные процессы, воспитывают умения слушать вопросы, сосредотачивать внимание на содержании, высказывать суждения.

«Что бывает широкое   (длинное, высокое, низкое, узкое)?»

Проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.

Ход игры.

Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие»

— Что бывает длинным,— говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

— Дорога, — отвечает тот и передает камешек соседу.    –  Платье, веревка, день, шуба.

Широкий –  дорога, улица, речка, лента.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме.

Красный – флажок, шар, ягода, звездочка.

Круглый – мяч, солнце, яблоко, колесо.

«Справа - слева».   «Вверху - внизу»

1 вариант.

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "справа". Ребенок, поймав мяч, должен посмотреть в названную сторону и назвать один предмет, например, "стена".

Вверху – лампа, впереди – дверь, слева – окно…..

2 вариант: в кругу.

Материал: что-то "волшебное" - камешек, плеточек, палочка.

Воспитатель называет направление и передает предмет одному ребенку. Тот называет одно понятие и передает предмет следующему ребенку, пока не ответят все дети.

Справа – окно, машина, цветок, штора, подоконник.

Впереди – …

Внизу – …

«Длиннее – короче»    « Шире – уже»     «Чего больше»    «Выше – ниже»

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что выше – дом или человек?»  Ребенок должен  назвать один предмет, например, "дом".

Что длиннее – дорога или поезд,

что ниже – куст или дерево,

чего больше в группе – детей или взрослых,

что больше – орех или шар.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных  способностей у дошкольников.

Словесные  игры развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, ловкость, навыки произвольного поведения и, просто поднимают настроение.

«Чем отличаются»

  • ручка и карандаш;
  • сани и телега;
  • осень и весна;
  • дерево и кустарник;
  • лиственное дерево и хвойное дерево;
  • яблоко и помидор;
  • река и озеро;
  • ель и сосна;
  • брюки и шорты.

«Назовите общие признаки»

  • яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.

«Узнавание предметов по заданным признакам» ( 3-5 лет)

Назови предмет, про который можно сказать (Какой предмет обладает следующими признаками)

  • желтый, продолговатый, кислый;
  • длинный, зеленый, твердый, съедобный;
  • гладкое, стеклянное, в него смотрятся.... оно отражает;
  • на   дороге, глубокая, округлая.... можно ноги намочить;
  • длинный, зеленый, зубастый.... плавает в реке;
  • пушистый, играет, любит молоко.... мяукает;

Последнее понятие можно произносить с небольшим перерывом при затруднении в отгадывании.

«Измени слово»

Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет

Для выработки автоматизма в произношении слов, эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.

Теленок — телята, много телят;

поросенок — поросята, много поросят;

жеребенок — жеребята, много жеребят;

щенок — щенята, много щенят;

зайчонок — зайчата, много зайчат.

«Наоборот»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч,сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю.

 Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад»

 направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над—под,внутри— снаружи, дальше — ближе;

 Можно произносить не только наречия, но и прилагательные,

 далекий — близкий, верхний — нижний, правый —левый, холодный – горячий;

 глаголы:

завязать — развязать, намочить — высушить, подбросить – поймать  и др.

 Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Угадай мелодию»

Цель: Развитие слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет

Ребенок напевает  мелодию известной детской песенки. Дети пробуют  угадать, какая это песенка. Кто отгадал, напевает свою мелодию.

«Скажи одним словом»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 4 лет

Длинное ухо – длинноухий     Короткий хвост - короткохвостый

Длинные рога – длиннорогий  Рыжий хвост - рыжехвостый

Любит труд – трудолюбивый   Ходит быстро - быстроходный

Голубые глаза – голубоглазый  Серые глаза - сероглазый

Крепкий лоб – крепколобый    

«Сложные слова»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет. Воспитатель бросает мяч.

Рыбу ловит – рыболов         Пчел разводит - пчеловод

Сам летает – самолет           Лес рубит – лесоруб

Везде ходит – вездеход       Птиц ловит - птицелов

Пол трет – полотер               Пыль сосет - пылесос

               Труд любит – трудолюбивый      Солнце любит - солнцелюбивый

«Что где хранится»

Цель: развитие речи - от 3 лет

Хлеб — в хлебнице       Сахар — ...     Мыло — ...     Салат — …

Конфеты — ...       Сухари — ...      Салфетки — …      Суп — ...

«У кого какая мама» (…какой малыш)

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 3 лет

Цыпленок – курица    Теленок - корова

Жеребенок – лошадь     Поросенок - свинья

Львенок – львица          Тигренок – тигрица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, к...

Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"

Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"...

Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, котору...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...