Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.
статья по развитию речи на тему

Карагусова Наталья Николаевна

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие художественного слова, образа; формируется словесное творчество. Под речевым (словесным) творчеством понимается самостоятельная деятельность детей по   построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений   искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных  выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от   художественной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo_doshkolnikov.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие художественного слова, образа; формируется словесное творчество. Под речевым (словесным) творчеством понимается самостоятельная деятельность детей по   построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений   искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных  выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от   художественной информации.

В изобразительной деятельности быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. В процессе творчества дети учатся рассуждать, делать выводы, сочинять небольшие рассказы, делиться впечатлениями от произведений искусства.

           Процесс овладения навыками изобразительной деятельности детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет ряд особенностей. У таких детей часто наблюдается отклонения в развитии движений, что выражается в ослабленном мышечном тонусе, недостаточной координации движений и мелкой моторики.

           В связи с чем возникают сложности в овладении классическими приемами изобразительной деятельности. (Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, движения становятся не точными, руки напряжены. В лепке наблюдается моторная неловкость рук, в аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.)

На практике такие дети не любят рисовать, при малейших неудачах замыкаются, отказываются продолжать работу, ухудшается настроение. Поэтому использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует раскрепощению детей, снижается страх перед неудачей, повышается эмоциональный настрой, развивается творческое воображение, моторика рук. А, как известно, от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых зон головного мозга.

Например, положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания бумажной салфетки кончиками пальцев, и приклеивания их на, заранее нанесенный на лист, контур рисунка. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией. Даже детям с 3степенью ОНР (общего недоразвития речи) под силу выполнить задание самостоятельно.

Обрывная аппликация очень проста в выполнении, в работе пальчики наиболее активны, чем в традиционной аппликации, что немаловажно для развития моторики, а следовательно речи ребенка.

Пластилинография хороша тем, что она проста и доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, увлекательна и интересна. Кроме того, распределяя пластилин по поверхности листа осуществляется массаж биологическиактивных точек, расположенных на ладонях и пальцах, отвечающих за речевую зону коры головного мозга.

Кляксография позволяет на основе пятна создавать изображение. Применение трубочек для коктейля помогает создавать затейливые узоры, сказочные цветы, деревья, солнце. Кляксография с трубочкой развивает не только воображение детей, но и способствует постановки речевого дыхания.

Таким образом, работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать воображение, память, мелкую моторику; повышает интерес к творчеству, уверенность детей в конечном результате их деятельности, а следовательно благотворно влияет на развитие речи и речевое творчество.

В процессе работы между мной и воспитателями постоянно осуществляется взаимодействие, направленное на достижение общих целей: развитие интегративных качеств дошкольника, а в частности развитие речевого творчества. Поэтому немаловажным этапом нашей совместной работы является планирование содержания воспитательно-образовательного процесса.

В начале учебного года совместно с логопедом составляется список лексических тем.

Перед началом изучения очередной темы мы с воспитателями обговариваем содержание НОД по ОО Коммуникация и ОО Художественное творчество, при необходимости я беру консультации у логопеда группы.

Образовательный процесс построен таким образом, что Изобразительная деятельность  «плавно включается» в непосредственно образовательную деятельность по Коммуникации.

В ходе непосредственной художественно-творческой деятельности в группе присутствуют оба педагога.

Задача воспитателя заключается не только в организации дисциплины и помощи педагогу дополнительного образования, но и в контроле над произношением, четкостью речи детей.

В процессе работы с каждым ребенком осуществляется беседа  в режиме диалога. При этом стараюсь получить от детей полный ответа на вопрос. Всем работам дается положительная оценка.  

По завершении детьми работ мы организуем мини-выставку, обсуждаем и подводим итоги работы. Дети рассказывают о своих рисунках, поделках, аппликациях. Составляют небольшие рассказы, делятся впечатлениями от работ друг друга.

К сожалению, не всегда хватает времени, чтобы обсудить все работы, тогда инициативу подхватывает воспитатель группы и доводит разговор до логического завершения.

В своей работе по развитию речевого творчества я активно использую следующие приемы:

-творческие задания, например «Угадай по описанию»,

-составление рассказа об игрушке-персонаже (не описательного, а сюжетного), например: Почему у мишки перебинтована лапа?

- сравнение «на кого похожа клякса»,

- придумывание рассказов, сказок

С детьми подготовительной группы мы действуем иначе, то есть сначала сочиняем совместно с детьми рассказ или сказку, а затем рисуем сюжетные картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...

Развитие речевого творчества дошкольников на логопедических занятиях

Самый благоприятный период для начала развития человеческих способностей во всем их многообразии, в том числе и способности к речевому тв​орчеству приходится на дошкольный возраст. По законам творчест...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаимодействия для молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаим...