Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Симонова Ольга Викторовна

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:

«Играя – развиваем речь».

Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические игры I (подготовительного) периода.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена дидактическим играм, направленным на развитие речи ребёнка с ТНР в старшей логопедической группе. Все Вы работаете уже давно, имеете огромный опыт, поэтому я не буду останавливаться на теории, т. к. всем Вам она хорошо известна. На экране я только представила схемы. Схема, на которой показано значение игры…, также схема, где видна важность дидактических игр.                                                                  Основная цель моего опыта работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста».  Но успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи логопеда и воспитателей. Необходимо работать в команде.                                                     Обратите внимание, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи, каких именно можно увидеть на следующей схеме.                                                                                                               Я хочу рассказать и показать Вам сегодня логопедические игры, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.                                                                                              Хочется сделать акцент на том, что сегодня Вашему вниманию будут представлены игры I (подготовительного периода), т.е. игры, используемые на начальном этапе обучения. Они наиболее просты, лаконичны, подготавливают фундамент для решения более сложных задач в дальнейшем.                                                        

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых  фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т. к ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого.                                                                           Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре.

  1. Например, игра «Четвёртый лишний» на примере лексической темы «Фрукты» очень красочна, проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру и для развития слухового внимания, только не показывая детям картинки, а называя предметы, где ребёнок определяет лишнее на слух.  В век компьютерных технологий эту игру можно разнообразить, осовременить, озвучить (слайды 28-33)
  2. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки, также покажу на примере лексической темы «Фрукты» (слайды 34-40)
  3. Логические цепочки можно использовать при изучении любой лексической темы. Играть можно как со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал, при этом у каждого ребёнка раздаточный материал, или индивидуально, когда ставим дополнительную задачу – научить ребёнка пользоваться мышкой, развивать ловкость кисти руки, т.е. ребёнок, выделяя мышкой фигуру, двигает её в нужное место (слайд 41). Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т.п., при этом развивая ещё и творческое воображение.  
  4. Хорошо использовать лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определённой темы.
  5. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать не только в подготовительном периоде, но и на протяжении всего учебного года, в любой возрастной группе адаптируя материал соответственно возрасту и логопедическому заключению.
  6. В Игру «Лопни пузыри соответствующего цвета» можно играть только индивидуально, т.к ребёнок должен с помощью мышки поймать пузыри заданного цвета.                                                                                                                                     Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т.е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты.
  7. Так, например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков для этого хорошо их пропевать, используя  упражнения «Лесенка» с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу», «Поезд», «Поём звук, пока Аня, Оля, Инна кружится» и другие.       Останавливаться и перечислять игры на развитие дыхания я не буду, т.к. описание некоторых из них имеется у вас в методическом пакете.

Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи. Развивая общую и мелкую моторику необходимо добиваться точности выполнения, чёткости при сочетании речи с движением, что способствует развитию темпа и ритма речи, координации движений, внимания, мышления и памяти. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.                                     Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Некоторые из них Вы можете посмотреть после на представленной выставке. В методическом пакете в списке рекомендуемой литературы указаны пособия для развития мелкой моторики Крупенчук, Ткаченко, Пичугиной и Фадеевой. Хорошо использовать для развития кисти и пальцев рук упражнение «Фокус» с пакетиком, пробки, решётки, для развития силы кистей рук сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

  1. Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть с прищепками. В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например,  игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу). Пока педагог произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки, кто больше прикрепил, тот победил.

Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!).                                                                                                   На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

  1. Предлагаю Вам посмотреть и подумать чего не хватает ёжику, который находится у Вас в коробке. Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, кого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.
  2. Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. (Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну).                                                                                                            Шарики  используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые) ", "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелено-желтый) и
  3. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эти нетрадиционные игровые средства и предметы-заместители можно использовать в любой период и в разных возрастных группах.
  4. Несколько слов хочется сказать об артикуляционной моторике, развитие которой необходимо для того, чтобы разработать подвижность языка и всего речевого аппарата и подготовить его к последующей постановке звуков. Сначала все упражнения выполняются перед зеркалом, затем можно автоматизировать уже без зрительного контроля. Какие упражнения на развитие артикуляционного аппарата и как их выполнять, определяет и объясняет логопед, воспитатели только отрабатывают и закрепляют нужные упражнения. Закрепляя тот или иной комплекс упражнений, чтобы ребёнку было интересно мы используем весёлые стихотворения о язычке, картинки, или можно предложить детям «попутешествовать» вместе с язычком, рассказать сказку о язычке, при этом выполняя вместе со сказочным героем все артикуляционные упражнения. Дети сами охотно придумывают коротенькие сказки и рассказы, опираясь на картинку или панно «Путешествие весёлого язычка». Я использую также в своей работе ротики-говоротики или дразнилки, которые очень нравятся детям, для показа того или иного положения язычка (сделаны они из обычных силиконовых прихваток и проволки). На показе артикуляционных упражнений я останавливаться сегодня не буду, т.к. учитель-логопед, работающий с Вами на группе, предложит Вам свои комплексы артикуляционной гимнастики, необходимые каждому ребёнку индивидуально.
  5. А мы с Вами продолжим разговор о логоиграх первого периода в старшей логопедической группе на развитие лексико-грамматических категорий. Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.                                                                                         На примере лексической темы «Фрукты» очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного фрукта. Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит  окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными.
  6. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц (слайд № 11). Посмотрите, пожалуйста, внимательно на таблицу и попробуйте отгадать, что же за фрукт (овощ) я загадала (если ребёнок отгадал, он объясняет как он догадался и педагог даёт ему карточку с изображением этого фрукта (овоща). Когда все карточки будут разгаданы, дети считают у кого больше карточек. Как вариант: можно разделить слово, изображённое на карточке на слоги, при этом ставя задачу: передавать ритмический рисунок слова и развивать слоговой анализ.
  7. Всем Вам известная игра «Чудесный мешочек». Детям нравится эта игра за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий. Давайте с Вами ещё немножечко поиграем (описание игры на слайде № 13)
  8. Также, я думаю, знакомая Вам всем игра «Кто где живёт?» по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных. Эту игру можно проводить как в компьютерном варианте с группой детей                 (т.е. изображение в качестве демонстрационного материала) и индивидуально (ребёнок может сам мышкой привести животное в свой домик, если мы преследуем цель не только развитие лексико-грамматических категорий, но и научить ребёнка работать мышкой, развивать внимание, ловкость кисти руки). Также можно проводить игру с использованием картинок и коврографа. Пособие можно посмотреть позже на выставке дидактических игр.
  9. Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. В первом периоде работы в старшей группе для детей с ТНР закрепляем в речи употребление предлогов: на, с, в, из, по, также учим использовать  над, под. Детям предлагается картинка с изображением леса и животных. Уточняем у детей, где живут дикие животные и предлагаем им поиграть в прятки, нужно найти и объяснить, где спряталось животное. Эту игру можно также использовать и в компьютерном варианте, и с помощью картины с изображением леса и животных, которых дети сами могут прятать и искать.                                      Можно использовать и другие игры на практическое употребление предлогов в составе простого предложения: «Ваза и цветок», «Кто за забором?», «Куда упал листик?», «Кто за деревом?», «Помоги мухе найти своих друзей», «Найди птичку» и т.п. Эти пособия вы также можете посмотреть на выставке.
  10. Всем Вам я думаю известная игра «Чей хвост?». В подготовительном периоде используются существительные в родительном падеже, а не притяжательные прилагательные (хвост волка, а не волчий хвост). Образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные мы начинаем только со второго периода работы в старшей логопедической группе. Также игру можно проводить в компьютерном варианте индивидуально и с группой детей, так и с помощью картинок с изображением животных и их хвостов (пособие можно также увидеть на выставке).
  11. В работе с детьми можно использовать игровые кубики, например упражнение «Кубик кидай – слово угадай» (работа с пиктограммой, с символами которой дети, естественно знакомы»). Прикрепляем изображение животного на коврограф или мольберт и объясняем: Дети, у меня есть волшебный кубик и сейчас мы с вами поиграем. Вы по очереди будете кидать его и выполнять задание, которое выпадет на верхней стороне кубика /Дети знакомы с пиктограммой/. Эта игра на совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребление сущ. в им. п. множ.ч., образование сущ. для обозначения детёнышей животных в ед. и мн. числе.
  12. Также можно волшебный кубик использовать и для выполнения других игровых заданий: «Вспоминай и называй», «Кто ползёт, кто плывёт, кто идёт?, «Что у нс какого цвета – мы расскажем вам об этом». Кубик можно использовать и для формирования фонематических функций, закрепления грамоты, слогового анализа, т.е. у кого как работает фантазия, всё в Ваших руках!
  13. Всем Вам известные, проверенные временем, эффективные, часто используемые, а также очень нравящиеся детям игры с мячом. Я не буду останавливаться на данных играх, т. к. они указаны у Вас в методическом пакете, и в рекомендуемой литературе Вы можете увидеть методическое пособие Воробьёвой и Крупенчук «Логопедические игры с мячом». Предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Есть-нет» (употребление существительных в родительном падеже). Я бросаю Вам мяч, и говорю, например: «У меня есть кот. А вы бросаете мне мяч обратно и отвечаете: У меня нет кота и т.п.
  14. Следующие игры, перечисленные на слайдах, вы можете посмотреть подробнее в методическом пакете, который лежит у Вас на столе.
  15. Также игры Нищевой Н.В. из пособий «Играйка 1» и «Играйка 2» на формирование лексического состава языка, грамматического строя речи, которые можно использовать в первом периоде работы в старшей логопедической группе, представлены в методическом пакете.
  16. Сейчас мы с Вами перейдём к играм на закрепление звукопроизношения, слогового анализа, фонематических функций и грамоты. Конечно же коррекцию звукопроизношения, обучение грамоте, развитие слогового и фонематического анализа осуществляет логопед, воспитатели закрепляют, автоматизируют и контролируют. Развитие этих компонентов речи необходимо для правильного произношения звуков, чёткого и последовательного воспроизведения звуков, слогов и слов, а также для последующего успешного обучения в школе.                                                                        В подготовительном периоде дети знакомятся с гласными звуками [а], [у], [о], [и] и согласными [т],[п],[н],[м],[к], а также с мягкостью и твёрдостью, звонкостью и глухостью согласных. Если работа начинается со средней группы, то в подготовительном периоде старшей логопедической группы изучаем звуки  [б],[д],[г],[ф] и их мягкие варианты. Даём понятие, что гласные звуки можно петь и они обозначаются красным цветом, а согласные при произнесении на своём пути встречают преграду, твёрдые согласные обозначаются – синим, мягкие – зелёным. Звонкие согласные обозначаются  колокольчиком, глухие без. Хорошо использовать игры: «Хлопни, если услышишь»(сначала, выделяем звуки из ряда звуков, затем слогов, после слов), «Подними сигнал» (р-к, если услышит данный звук, поднимет соответствующий сигнал), «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков), также работаем и с согласными звуками: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Хлопни – топни», «Красный – синий», «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» и т.п.
  17. Для развития фонематических функций я использую игру «Помоги гномам». Это многофункциональное пособие (2 гнома в красной и синей шапочке) можно использовать для развития фонематических представлений: «Картинки, которые начинаются на гласные звуки нужно помочь собрать гному в красном колпачке, картинки, начинающиеся на согласные звуки –  гному в синем колпачке» или на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков: «Помоги гному Толе собрать все картинки, начинающиеся со звука [т], а гному Тёме – все картинки со словами, которые начинаются со звука [т’], или на определение места звука в слове «Помоги гному в синей шапке расставить картинки, начинающиеся на звук [п] на полку, а гному в красной шапке картинки, изображения которых заканчиваются на звук [п]» и т. п. Опять же всё зависит от вашей фантазии и желания придумывать новое.
  18.   Для развития и закрепления навыков фонематического анализа хорошо использовать игры: «Утёнок на прогулке», «Весёлый колобок» для определения места положения заданного звука в словах. Например, где находится звук [ф] в слове фокус, в слове кофта, в слове жираф или где звук [к] в слове ток, палка, кот.
  19. В своей работе я часто использую многофункциональную игру «Колесо заданий». Это и неожиданность для ребёнка, и сюрпризность, и ожидание чего-то нового, и желание выполнить правильно задание, чтоб снова крутить колесо. Для колеса заданий я использую символы, предварительно знакомя детей с ними. Символы могут быть любыми, это развивает и память, и мышление, и внимание. Игра может проводиться на развитие любых компонентов речи, на любую лексическую тему. Для закрепления навыков фонематического анализа можно использовать игры: «Отгадай слово по схеме», «Какое слово спряталось», «Помоги Незнайке расшифровать слово». На закрепление пройденных букв и навыка послогового чтения можно использовать игры: «Буква потерялась», «Где должна находиться буква?», «Какой буквы не хватает?» и т.п. Эти игры и другие используются в разные периоды работы во всех возрастных группах. Сложность игры зависит, конечно же, от возраста, способностей и речевых проблем у ребёнка.
  20. Хочу представить Вашему вниманию ещё одну логопедическую игру, точнее не игру, а игры, которые можно проводить с многофункциональным пособием «Умная гусеница». Её можно использовать опять же и на развитие лексико-грамматических категорий, и на закрепление звукопроизношения, и на закрепление навыков фонематического и слухового анализа. Лучше использовать не одну, а две гусеницы, чтоб игра была соревнованием, т.к. у детей возникает большее желание и интерес для выполнения разных заданий. В работе с этим пособием можно использовать следующие игры: «Кто быстрее соберёт?» (на различные лексические темы: дифференциация овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.), «Подбери слова на заданный звук» (один ребёнок подбирает кружки с картинками на звук [а], а другой – на звук [у], кто быстрее), «Собери гусеницу» (один ребёнок собирает гусеницу со словами из двух слогов, другой – из трёх) и многие другие игры в соответствии с поставленной задачей и изучаемой лексической темой.
  21. Для развития и закреплении навыка слогового анализа хорошо использовать такие игры, как: «Собери пирамиду, «Кто, где живёт?». Также для этих целей можно использовать многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т.д., также с домиками и пирамидой.
  22. Говоря о закреплении поставленных звуков , логопед даёт воспитателям необходимый каждому ребёнку индивидуально речевой материал: различные слоги, слова, чистоговорки, предложения. Также для закрепления звукопроизношения можно использовать различные игры со звуками, логопедические распевки и песенки. Обратите внимание на диск из книги Скворцовой «Логопедические игры», здесь речевой материал на закрепление звука в слогах, словах, чистоговорках и речевых играх. Также можно использовать логопедические песенки Овчинниковой (только по заданию логопеда), такие как… (проигрывание диска)
  23. Хорошо использовать движение букв при произнесении звука, это и закрепление пройденных букв, и правильное произнесение звуков. Гласные звуки произносим протяжно, поём, пока девочка везёт машинку и т.п. Согласные произносим коротко в быстром темпе, как движется буква. Какая это буква? Значит какой звук будем произносить? Это гласный или согласный? Как его нужно произносить?
  24. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву» (дети одевают на себя букву и выстраиваются в слоги, простые слова),  «Буква оживает» (ребёнок один или в паре изображают букву, другие дети отгадывают, что за буква получилась), «Живые звуки» (дети одевают кружки красного, синего и зелёного цвета и выстраиваются в слова; позже дети могут превращаться в слова и выстраиваться в предложения)
  25. Для развития фонематического анализа и синтеза используются фишки красного, синего и зелёного цвета, также прищепки тех же цветов, можно использовать разноцветные кубики, скрепки и магниты.
  26. На следующих слайдах перечислены игры в звуки, которые представлены у Вас в методическом пакете, если будет интересно, можете потом ознакомиться с ними.
  27. В своей работе как во время совместной деятельности с детьми по развитию речи, так и в свободное время можно использовать игру на совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов «Подбери имена» (слайд 91)
  28. Ещё одна игра на совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов «Расшифруй слова» (слайд 92)
  29. При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайды 93-112): «Найди букву среди других»,»Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка»(дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова), «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука»
  30. Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву»,«Какая буква спряталась на картинке»

Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. И напоследок, с вашего разрешения, я хотела бы прочитать небольшое стихотворение, посвящённое нашей сегодняшней встрече.

В учреждении дошкольном под номером 102

Собрались вместе мы сегодня, здесь рады Вам всегда!

Я рассказала, хоть и кратко о важности игры,

О том, что логоигры детям так интересны и нужны!

Пришли Вы посмотреть, послушать, быть может что-то подчеркнуть.

И я надеюсь, Вам поможет с детьми в работе что-нибудь

Вы опытны, с немалым стажем, Все много знаете, но я

Хочу сказать Вам несомненно, речь – это главное, друзья!

Как хорошо есть интернет, где можно всё найти

И воспитатель логопед всегда туда зайди.

Ещё для Вас и мастер-класс мы можем провести,

Чтоб может что-то вы могли себе в копилку занести!

Бесценный опыт всех коллег мы ценим и храним,

И что пришли сегодня к нам мы вас благодарим!!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОИГР НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

РАЗДЕЛЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

Общие речевые навыки

  • Развитие длительного плавного выдоха: «Осенние листочки», «Тучка»;
  • Преодоление твёрдой атаки гласных:  «Укачиваем куклу», «Поезд»
  • Развитие ритмичной, выразительной речи: проговаривание двустиший, четверостиший по теме
  • Развитие глубокого вдоха:  «Что за овощ?», «Что за фрукт?»;
  • Развитие силы голоса и речевого дыхания: «Эхо», «Кто кого?»
  • Работа над чёткостью дикции, темпом и ритмом речи: чёткое ритмичное проговаривание коротких стихов, соответствующих лексической теме 
  • Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха: «Кораблики», «Волшебные пузырьки», «Футбол»;
  • Развитие силы голоса и речевого дыхания: «Вьюга», «Счёт на выдохе от 1 до 5»;
  • Преодоление твёрдой атаки гласных: «Лесенка»; логопедические распевки: «Волк», «Пароходы», «Колесо»

Зрительное внимание

  • «Четвёртый лишний» (по теме «Времена года»);
  • «Что перепутал художник?»;
  • «Продолжи цепочку»;
  • Разрезные картинки по теме
  • «Что лишнее?» (Овощи, фрукты);
  • «Найди отличия»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Что прибавилось?»;
  • Разрезные картинки по теме
  • «Что изменилось?»;
  • «Подбери пару»;
  • «Назови всю посуду на картинке» (с использованием шума);
  • «Где спрятался предмет?» (по теме)

Слуховое внимание

  • Различение на слух длинных и коротких слов «Топни – хлопни»;
  • «Что звучит?»;
  • «Что лишнее?»;
  • «Где звучит?»
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Подскажи словечко»;
  • «Определи на слух самое короткое слово»;
  • «Кто позвал?»

  • «Подскажи словечко»;
  • «Отхлопай ритм»;
  • «Делай то, что говорю» (инструкции за экраном);
  • «Повтори за мной» (шёпотная речь)

Лексика. Грамматика. Связная речь

                                                        В соответствии с лексической темой

  • Беседа, ответы на вопросы по теме (проводятся на каждую лексическую тему);
  • Отгадывание, толкование и составление загадок по темам (картинки, мнемотаблицы);
  • «Какой, какие?» (относ. прилаг.);
  • «Составь предложение»
  • «Что? Сколько? Какой? «Чего не стало?» (фрукты, овощи);
  • «Назови ласково»;
  • «Где лежит» (простые предлоги в состае простого предложения);
  • «Один – много»;
  • Составление рассказов по алгоритмам, планам
  • Составление рассказов по картинам;
  • «Какой, какая, какие?»;
  • «Есть-нет» (родит. п.);
  • «Два – пять» (согл. сущ. с числ.);
  • «Подбери словечко»;
  • «Скажи наоборот»

Общая и мелкая моторика. Речь с движением

  • «Листья» (речь с движением);
  • «Дождик» (пальчиковая гимнастика);
  • Разрезные картинки по теме;
  • Сложи из палочек (дерево, ёлка);
  • «Качели» (речь с движением);
  • Су-Джок терапия (самомассаж с проговариванием стихотворений);
  • Работа с прищепками; «Разноцветные листья», «Дождик», «Ёжик»  и.т.п;
  • «Дорисуй дорожку», «Помоги листочку долететь до земли», «Помоги мухе найти домик» и т.п.
  • «Делай то, что покажу, а не то, что скажу» (Общая моторика, зрительное внимание);
  • «Хозяйка однажды с базара пришла» (пальчиковая гимнастика);
  • «Фокус или спрячь пакетик»;
  • «Яблоня» (координация речи с движением);
  • «По ягоды» (координация речи с движением);
  • «Будь сильней моя рука» (развитие силы кистей рук – работа с резиновым кольцом)
  • «Застегни курточку» (пуговицы, кнопки);
  • «Новые кроссовки» (пальчиковая гимнастика);
  • «Мячик мой» (координация речи с движением);
  • «Помощники» (пальчиковая гимнастика);
  • «Чайник, сахарница, чашка, ложка» (творческое воображение, общая моторика);
  • Обводки, штриховки

Развитие навыков языкового анализа

  • Знакомство с речевыми и неречевыми звуками «Назови звук», «Что ты слышишь?»;
  • «Раздели слова на части» (работа с прищепками);
  •  «Раздели и забери» (деление слов на слоги по картинкам);
  • «Хлопни – топни» (речевые – неречевые звуки);
  • «Узнай по губам» (пение гласных);
  • «Весёлый поезд» (заполни вагоны картинками с разным количеством слогов)
  • Знакомство с гласными звуками: «Хлопни, если услышишь»;
  • «Подними сигнал»;
  • «Помоги Уле и Оле»;
  • «Какое слово лишнее?»;
  • Анализ и синтез слияний гласных;
  • «Кто где живёт?» (слоговой анализ – используются картинки животных с разным количеством слогов, которых нужно расселить по домикам с тем же количеством окошек);
  • «Засели домик» (слова на заданный звук);
  • «Назови все слова на картинке, которые начинаются на заданный звук»;
  • «Живые звуки»
  • Знакомство с согласными: «Хлопни, если услышишь»;
  • «Хлопни – топни»;
  • «Красный – синий или Помоги гномам»;
  • Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными: «Упрямые звуковички»;
  • Знакомство со звонкими и глухими согласными: «Подними сигнал»;
  • «Весёлый колобок», «Утёнок на прогулке»;
  • «Волшебное дерево»;
  • «Придумай слово» (на заданный звук);
  • «Составь схему», «Придумай слово по схеме» (кубики, фишки, прищепки)

Планирование игр по развитию речи построено с опорой на программу Нищевой Н. В.                  «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года....

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Цель:1) Знакомство  педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения использу...

Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В плане по самообразованию кратко представлена работа педагога на год с родителями и детьми по теме "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"...

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...


 

Комментарии

Симонова Ольга Викторовна

Чтобы открыть презентацию, надо разархивировать архив и открыть файл с помощью Adobe Reader