Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны»
методическая разработка

Титова Елена Александровна

Данная технология даёт возможность педагогу создать условия для развития всех видов деятельности ребёнка. Форма проведения образовательной веятельности в виде квест-игры нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми

дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны»

Подготовил воспитатель МАДОУ №219:

Титова Е.А.

                 Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.

         

В чем новизна игровой технологии квест?

Данная технология дает возможность педагогу создать условия для развития всех видов деятельности ребенка. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест – игры нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Так что же такое «квест»?

Понятие квест (англ. Quest) – обозначает «поиск предметов, поиск приключений».

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест - технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Все эти задания выполнялись в виртуальном мире.

Образовательный квест – это педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Квесты помогают активизировать детей, родителей, и педагогов. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества.

Цель квест – игры в ДОУ – активизация познавательных и мыслительных процессов детей дошкольного возраста.

Правила квест – игры:

- Проводить квест –игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортивный или музыкальный зал, так и на улице во время прогулки.

- Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму образовательной деятельности.

Продолжительность квест – игры немного больше, чем обычное занятие, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

Классификация квестов

- кратковременные (углубление или закрепление знаний, рассчитаны на 1-3 занятия)

- долговременные (рассчитаны на длительный срок)

 По структуре сюжета различают:

-Линейный квест – содержание построено по цепочке, разгадаешь одно задание, получишь следующие и так пока не дойдешь до финиша.

- Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их

- Кольцевой квест – на задания отправляются по кольцевой траектории, выполняя их вновь и вновь возвращаются в пункт А или когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, к пункту А.

-По доминирующей деятельности:

- экологические квесты («По страницам Красной книги», «Путешествие к Тундровичку»)

- краеведческие квесты («Мой любимый город»)

- литературные квесты («Путешествие в страну сказок»)

- квест – игры по речевому развитию («Новогодняя чехарда»)

- квест – игры по основам безопасности и жизнедеятельности («Путешествие по улицам

- патриотические квест – игры («Россия – Родина моя», «Зарница»)

- квест – игры по знакомству с народным творчеством («Матрешка – путешественница»)

Примеры оформления игрового маршрута

- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования. Разматывая клубок дети перемещаются от станции к станции.

-«Карта» — изображение маршрута в схематической форме.

-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан.

-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой.

Заключение – суммируется опыт, подводятся итоги, приз.

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

         Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширении информационного поля;

         Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

                      Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Памятка воспитателям «О чём нужно помнить при подготовке квеста»

-Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. Д

-Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

-Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

-Эстетическую привлекательность создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

-Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

-Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

-Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Тематика квест – игр может быть разнообразна. Это могут быть экологические, спортивные, математические, литературные и др. квесты. Данную технологию можно использовать и при ознакомлении детей с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Квест-игры по историческому просвещению

Указ президента от 08.05.24г. № 314 п.8 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» ставит Цель – сформировать общероссийскую гражданскую идентичность и укрепить общности Русского мира на основе традиционных российских духовно- нравственных и культурно-исторических Ценностей. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению необходимо формировать еще до школы. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию способствует воспитанию уважения и гордости за землю, где они живут. Цепочка должна быть выстроена таким образом: Семья – Детский сад – Родной город – Родная страна.

Наиболее запоминающейся и эффективной при ознакомлении детей с историческим наследием страны является технология квест-игры, где дети сами будут активными участниками и возможно широко использовать наглядность.

Практическая часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...

Индивидуальный план работы педагога, обеспечивающего реализацию образовательной программы. Тема: "Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха".

Представляю индивидуальный план работы педагога на тему:"Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха". Применение игровой техн...

Использование игровой технологии «Квест – игра» в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны.

Использование игровой технологии «Квест – игра» в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны....