Тематическая картотека дидактических игр
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Грибнова Надежда Петровна

В этой картотреке я подобрала дидактические игры по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека дидактических игр67.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи наоборот».

У жирафа длинная шея, а у бегемота…                                                                                            У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

 У слона большие уши, а у зебры …

 У бегемота широкая спина, а у зебры….

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

Я вижу крокодилий хвост, крокодильи лапы, крокодилье туловище.

Я вижу обезьянью голову, лапы, хвост.

Я вижу слоновье туловище, лапы, хвост, голову.

А я вижу тигриные лапы, туловище, голову.

Игра «Кого мы видели?»

Цель: закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа.

На доске картинки с изображением различных животных. Воспитатель дает задание детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах.

— А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много ... львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов

Игра «Умей найти свое место» 

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Воспитатель предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом воспитатель использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем воспитатель просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

Словесная игра « Внимание! Розыск!»
В эту игру
играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и не любит молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

«Игра в неделю» 

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

  Игра «Машина едет по дороге» 

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Воспитатель дает инструкцию (например, «Машина объехала вокруг красного дома»), дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2-й вариант. Воспитатель помещает машину в определенное место на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3-й вариант. В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только по схемам предлогов.

Игра «Юный архитектор».

В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске.

Воспитатель. Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало улицы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать, маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.)

В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и подальше от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку ... А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.) А что еще можно разместить справа от дороги? (Кинотеатр, магазин.)

—        Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или макет автобуса.) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса.

—        Итак, куда едет грузовик, автобус такси?

Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций по теме «Мебель»

Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Воспитатель задает вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева,  спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: поставим стул перед столом и т. д.

2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

 «Игра в поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под.

На доске макет поезда.

Воспитатель: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В 1-м вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во 2-м вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в 3-м — со словом  под.        '

Воспитатель показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под). Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в 3 вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» —в 1-й вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во 2-й вагон.

   Игра «Сделай правильно» 

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Воспитатель показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

   «Исправь ошибки» 

Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

Воспитатель: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисуют папу. Мама несет сумку в капусте.

     

Игра «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Воспитатель: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

Игра «Различай предлоги».

На доске символы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением.

Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенным символом предлога.

Игра «Чем отличаются слова?»

Воспитатель просит детей показать на картинках:

 кто умывает — умывается,

обувает — обувается,

купает — купается,

качает — качается,

прячет — прячется,

 одевает — одевается,

причесывает — причесывается,

вытирает — вытирается.

входит — выходит,

подлетает — отлетает,

подходит — отходит,

влетает — вылетает,

переходит — перебегает,

наливает — выливает,

залезает — слезает.

Игра «Скажи наоборот» 

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в — из, на — с, к — от.

Воспитатель  называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик.   ...

Девочка налила воду в графин.   ...

Мама положила яблоки на стол.   ...

Брат поставил лампу на тумбочку.   ... Машина подъехала к дому.   ...

Дедушка подошел к забору.   ...

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Мама – мамочка, мамулечка, мамуля, матушка.

Бабушка – бабуля, бабуся, бабуленька.

Сестра – сестричка, сестренка.

Тётя – тетушка, тетенька.

 «Кто быстрее?» 

Цель: задание дается командам поочередно.

1. Сестру брат зовет домой. Кто дома? (Брат) Кто на улице? (Сестра)

2.Машу слушала мама. Кто говорил? (Мама). Кто слушал? (Мама)

3.Серёжу ударил Рома. Кто драчун? (Рома)

4.Папу ждет дочка Оля. Кто задержался? (Папа)

5.Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (Папа)

6.Лес позади дома. Что впереди? (Дом)

7.Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки. Кто был впереди? (Кошка)

 «Умная стрелка» 

Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе.

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Воспитатель называет действие (копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой и т. д.).

        

«МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» 

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Воспитатель: Назовите предметы, про которые можно сказать:

-«это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.);

- «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.);

-«это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто, моё кашне и т. д.).

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие».

Весна (какая?) – теплая, солнечная, ранняя, поздняя.

Солнце (какое?) – яркое, ласковое, блестящее.

 Небо (какое?) –голубое, высокое

 Облака (какие?) – кучевые, пушистые, белые.

 Снег (какой?) – мягкий, пушистый, холодный.

 Сосульки (какие?) – длинные, ледяные, холодные.

 Листочки (какие?) – молодые, зеленые, весенние.

 

Игра «Подбери действия»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».

Солнце (что делает?) – светит, греет, блестит.

 Снег (что делает?) – падает, ложится, тает.

 Сосульки (что делают?) – висят, капают, тают.

 Листья (что делают?) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.

  Почки (что делают?) – набухают, распускаются, лопаются.

  Птицы (что делают?) – щебечут, поют, летают.

  Дети (что делают?) – играют, смеются, бегают, поют.

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?» 

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.

Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т. д.».

 Игра «Найди ошибку».

Воспитатель предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

1.Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

2.Цветы не поливали, потому что они засохли.

3.Солнышко прячется, потому что ночью темно.

4.У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

5.Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

6.Петя испачкался, потому что его поругала мама.

7.Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

8.День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

9.Пришла весна, потому что прилетели грачи.

10.В комнате темно, потому что включили свет.

Игра «Назови ласково» 

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Воспитатель произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Ведро синее, а ведерко (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).

Игра «Закончи предложение» 

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

Я надела теплую шубу, чтобы ...

... чтобы было тепло.

...чтобы пойти гулять.

...чтобы не замерзнуть.

Мы полили цветы, чтобы...

...чтобы они не завяли…

...чтобы они быстро росли...

...чтобы они были свежими.

Составление предложений по опорным словам. 

Запись графической схемы предложения.

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

Составление предложений с союзом чтобы

«Для чего?»

Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают предложения со словом чтобы. В случае затруднений воспитатель задает вопросы:

 «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.)

«Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.)

«Для чего мальчик взял клюшку и шайбу?» (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.)

«Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.

Словесная игра «Сплетем  венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 

Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла,                вешает — повесила,

умывается — умылся        рисует — нарисовал

одевается — оделся        прячется — спрятался

гладит — погладила        стирает — постирала

рисует — нарисовал        пишет — написал

поливает — полил                  ловит — поймал

чинит — починил                красит — покрасил

рубил — срубил                догоняет — догнал

убирает — убрал                строит — построил

    

      

Подобрать слова — «родственники

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)

 А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)

 Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие).

 Про что можно сказать :

«зимний?» (лес, сад, день),

«зимняя» (дорога, погода, пора, стужа),

«зимнее» (небо, солнце, утро).

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок).

Кого лепят из снега? (Снеговика.)

 А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.)

А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Составь предложение.

 Запись графической схемы предложения.

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо

 «Художники».

- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.
На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

«Кто больше слов придумает».

- Дети, без чего не бывает зимы?

- Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

- Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки - действия
Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

Cлова-антонимы.

- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

«Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

 «Большие и маленькие».

- Чем отличаются снеговики?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

«Доскажи словечко».

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят
играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)

 «Чья, чей, чьи, чье?» 

Цель: употребление притяжательных местоимений.

Это чья шапка? — Моя.

Это чьи перчатки? — Мои.  

Это чей шарф? — Мой.

Это чье пальто? — Мое.

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя — шапка ...;

мой — шарф ...;

мои — сапоги ... .

«Радио».

Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

 «Исправь ошибку»

Цель: понимание значений притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Выполнить указание и ответить на вопрос 

Цель: понимание сложных инструкций:

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

 «Один — много»

Цель: употребление множественного числа существительных): перчатка — ...; носок — ....шарф — шарфы; шапка — ...;

 «Большой — маленький» 

Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка — шапочка; сапоги — ...; пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .

 «Подбери признак». 

Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная ... .

Сапоги (какие?) — коричневы, новые, резиновые, красивые ... .

Шарф (какой?) — ....

Пальто (какое?) — .

 «Назови, какие» 

Цель: образование относительных прилагательных:

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — шерстяная;

перчатки из кожи — кожаные... .

Игра «Что у кого» 

Цель: составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

 «Скажи наоборот» 

Цель: усвоение антонимов

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

 «Что можно считать парами?» 

Цель: согласование имен существительных с числительными

 одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

«Пересчитать предметы»

Цель: согласование существительных с числительными: один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.

«Опиши одежду»

Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          «Кто подберет больше слов?» 

Цель: закрепление формы винительного падежа).

Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Что без чего?» 

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных по теме.

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Воспитатель задает вопрос: «Что без чего?»

Шуба без воротника.

Платье без рукава

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

«Кто чем управляет?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме  «Транспорт».

На доске картинки с изображением  различных видов транспорта. Воспитатель  показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

Составь предложение

Запись графической схемы предложения.

Машина, ехать дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

Игра «Отгадай и нарисуй»

Цель: Учить называть вид транспорта по составляющим частям.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы - это…….грузовик.

Крылья, кабина, хвост, мотор, трап - это…….самолёт.

Палуба, каюта, якорь, корма, винт, трюм, рубка - это…….корабль.


 
Игра «Сочинители»                                                                                                  

Цель: учить распространять предложения,  расширять словарный запас, развивать воображение.                                                                                                                                          Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят только по одному слову друг за другом.

Например.

1-й ребёнок. Однажды.

2-й ребёнок. Грузовик.

1-й ребёнок. Поехал.

2-й ребёнок. Покататься… и т.п.

Вариант: говорить по 2-3 слова.

«Охотник».

Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово.

Ход игры: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

Игра «Театр»

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыгрывать роли различных животных: лисы, медведя, волка и др. Воспитатель говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

Какая лиса? (хитрая, проворная и т.д.)

Какой волк? (злой, голодный и т.д.)

Какой медведь (большой, мохнатый, неуклюжий ит.д.)

«Сорока – Белобока»

Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных. Воспитатель  рассказывает сказку:

В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. Воспитатель предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока.

Ответы детей:

- Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр.

 «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале воспитатель задает детям загадку про животного. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее

... Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

—        Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия
детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Воспитатель показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.

«Кому что дадим?» 

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).     '

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим  ежу.

Орехи дадим белке

Малину дадим  медведю. Молоко дадим кошке.

Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

  «Назвать животных парами».

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Кто это? (Белка)

А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

Воспитатель показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

—        А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)

Игра с мячом  «Правильно назови детенышей животных».

Воспитатель называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно.

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»

На доске картинка по сказке «Три медведя».

Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.

—        А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)

Игра «Кто где живет?» 

Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

 «Чьи хвосты?»

Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий,.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий.

Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

Назвать профессии (по картинкам).

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Игра «Как назвать того, кто...?»

Воспитатель предлагает детям назвать того, кто ...

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Кто играет на рояле? (Пианист)

Кто все ломает? (Хулиган)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Кто такой полководец?

Кто главнее: маршал или полководец?

«Где был Петя

 Цель игры. Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети.

Петя заглянул в просторную,  светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино.

 «Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы.

Воспитатель показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

Указка — учителю,

весы — продавцу,

термометр — доктору,

кисть — художнику,

шприц — медсестре,

ружье — охотнику,

удочка — рыболову,

ножницы — парикмахеру.

Игра «Кто, чем работает?» 

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа.

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Кто, чем работает?»

Парикмахер — ножницами,

маляр — кистью,

плотник — топором,

дворник — метлой,

лесоруб — пилой,

садовник — лопатой.

 Один – много (множественное число)

 водитель – водители

 врач — …

учитель — …

рабочий — …

пожарный — …

летчик — …

геолог — …

медсестра — …

буровик — …

повар — …

воспитатели — …

швея — …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа)

 повар – нет повара

клоун — …

 милиционер — …

врач — …

строитель — …

сапожник — …

пожарный — …

рабочий — …

работа — …

труд — …

профессия — …

инструмент –

 Посчитай

Одина швея, две …, три …, четыре …, пять…

 Один продавец, два …, три …, четыре …, пять …

 Продолжи предложения

 В магазине работают продавцы, кассиры, … В больнице работают …, …, … . На стройке работают …, …, … . В детском саду работают …, …, … .

 Что делают

 стекольщик — …

электрик -…

педиатр — …

крановщик — …

хирург — …

кассир — …

логопед — …

грузчик — …

писатель — …

 «Чем можно?»

Цель: закрепление формы творительного падежа.

Рубить — топором,

резать — ножом, ножницами, умываться — водой,

пилить — пилой,

вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой,

писать — ручкой,

вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой,

есть — ложкой

  «Что из чего сделано?»

Ребенок должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан)

Выигрывает тот, кто не ошибался.

Стакан из стекла — стеклянный,

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,

ваза из хрусталя — хрустальная,

чашка из фарфора — фарфоровая,

платье из шелка — шелковое,

коробка из картона — картонная,

шарф из шерсти — шерстяной,

Игра «Что для чего?»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на      столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице). После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее воспитатель предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-. В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

        Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

Игра «Что в чем?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

На доске картинки с изображением посуды. Воспитатель задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) В чем подогревают еду?   (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит? » Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.) Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

 «Приглашение к чаю» 

Цель: закрепление фирмы  существительных творительного падежа с предлогом С.

Воспитатель: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.

Воспитатель: А с чем вы любите пить чай?

Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.

Игра «Назови ласково».

Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

        Игра «Чьи предметы?» 

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ребенка предметные картинки (например, кукла, мяч, дерево, шарф, машинка и т.д.). Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Один из детей кладет свою предметную картинку к изображению девочки, мальчика или детей и называет, чей это предмет (например, это ее мишка, или это его мишка, или это их мишка). Игра заканчивается, когда все дети положат свои картинки около изображений детей и правильно назовут словосочетания притяжательных местоимений с существительными.

2-й вариант. Воспитатель выставляет на доске предметную картинку и называет местоимение: мы, вы, они. Дети называют словосочетание притяжательного местоимения с существительным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).

3-й вариант. Около доски выстраиваются две группы детей: одна группа — мы — слева, другая группа — вы — справа. Сначала называет предметы группа слева. Воспитатель выставляет предметную картинку справа или слева от середины доски и задает одному из детей левой группы вопрос «Чей это предмет?» (Это наш мяч, это ваш мяч, это наша кукла или это ваша кукла.)

 «Сделай, не ошибись» 

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?

- Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

перед другим предметом. Где она?

выше другого предмета. Где она?

ниже другого предмета. Где она?

правее другого предмета. Где она?

левее другого предмета. Где она?

-Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь? - Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

-Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

 -Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

Игра с мячом «Добавь слова» 

Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит ...

Полочка с книгами висит ...

Мишка сидит ...

Пирамидка стоит ...

Кукла лежит ...

Лампа висит ...

Дверь находится ...

«Магазин».

Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)

Витрина магазина бытовой техники

Цель: упражнять в описании пространственного расположения предметов с использованием предлогов в активной речи.

Ход игры

Педагог располагает бытовые приборы или их предметные картинки на витрине (прилавке) магазина (на столе, доске, фланелеграфе).

Задание 1. Назовите предметы бытовой техники, которые вы видите на витрине. Что здесь лишнее? Уберите лишние предметы.

Задание 2. «Покажи и назови»: что стоит в центре витрины? Что вверху, или в верхней части витрины? Что внизу, или в нижней части витрины?

Задание 3. Предметы бытовой техники убираются. Затем педагог просит восстановить порядок: «Назови, где находится…?» И т.д.

Задание 4. Во время дежурства нескольких детей педагог просит их рассказать о местоположении бытовых приборов в помещении группы, спрятав руки за спиной, не используя указательные жесты.

«Закончи фразу»

Цель: активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.

Закончите предложение с помощью картинок:

Я чищу ковёр... (пылесосом). Я стираю бельё в... Я слушаю новости по...

Я глажу бельё... Я смотрю фильм по... Я ищу новую информацию в...

Я взбиваю сливки с помощью... Я храню продукты в... Я шью платье на...

Я разговариваю с другом по... Я делаю снимок нашей семьи...

 «Спор электроприборов».

Ход игры: Каждый из детей возьмет на себя роль одного из бытовых приборов и докажет, что он самый нужный в доме.

 Например: «Я – пылесос, я самая необходимая в доме бытовая техника, без меня чисто не убрать в квартире».

Дети по очереди выбирают картинку и рассказывают от имени бытовой техники, изображенной на картинке (по две картинки).

Игра «Теремок».

Цель: закрепить название бытовой техники, ее назначение, умение находить сходство и различия.
Ход игры: Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В. Я -  утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и  у меня,  для них нужен стол и  т.д.  Дети по цепочке находят общие признаки.

Игра "Сочини предложение".

Цель: закрепление знаний о бытовой технике, стимулирование у детей стремления к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

Ход игры: Воспитатель  предлагает детям 2 карточки, на которых изображены предметы. Дети садятся полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечание:
Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составле
ния предложений.

Игра «Где что растет?»

 Цель: закрепление формы предложного падежа.

Ход игры: На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Воспитатель: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д..

Сравните предметы и закончите предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Игра «Найти по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Воспитатель называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного.

Красное — яблоко. Желтая — репа, тыква.

Зеленый — огурец, перец, лук, горох.

Игра «Где мы были, что мы видели?» 

Цель: закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа.

В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад». Воспитатель обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов.

Игра «Юный художник» 

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска» и т. д. Затем детям раздают не раскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

Игра «Что в магазине?»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Воспитатель: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Воспитатель: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

И т. д.

Вариант игры:

Воспитатель: У меня яблоко, а в магазине много ...(?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

Игра «Убираем урожай» 

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Воспитатель объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем воспитатель показывает картинки овощей и  просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

Игра «Незнайка пришел в магазин» 

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи.

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить. Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт? Незнайка: Я хотел купить фрукт. Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме? Незнайка: Этот фрукт овальный. Продавец: А какой он по вкусу? Незнайка: Этот фрукт кислый. Продавец: Наверное,  ты хотел купить лимон. Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.

 Игра «Магазин. Фрукты».

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?

Продавец: Сливы неспелые, зеленью. Но у нас спелые абрикосы.

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг  абрикосов

Продавец: А что вы еще хотите купить?

Покупатель: Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец: У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель: А они сладкие или кислые?

Продавец: Яблоки зеленые по цвету, но сочные и сладкие.

Покупатель: Тогда я куплю 1 кг яблок.

        

Игра «Магазин. Овощи».

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы.

Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужны 2 кг огурцов. Аналогичным образом: кабачки (большие — маленькие), морковь (крупная — мелкая).

Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» 

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель:  Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Воспитатель: А куда мы положим овощи?

Ребенок: В ящик.

Воспитатель:  Рома, с чем у тебя ящик?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Воспитатель: Ира, а у тебя, с чем корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д.

«Вершки – корешки».

 Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры:

«Морковь» - (ответ «Корешки»).

«Помидор» - «Вершки».

«Лук» - «Корешки и вершки»

Игра «Назови ласково»

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко,

серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки,

белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка,

милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки,

длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок,

круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки,

мягкие перья — мягонькие перышки.

Игра «Загадалки».

Цель: учить детей отгадывать загадки, соотносить описание с картинкой.

Дети отгадывают загадки, воспитатель ставит в ряд соответствующие иллюстрации с изображениями птиц.

Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой. (Воробей.)

Красногрудый, толстый, малоподвижный. (Снегирь.)

Твердоклювый,  красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)

Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)

Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)

Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)

С крестообразным клювом; только она зимой птенцов вы водит. (Клест.)

Если дети путают названия птиц, можно провести дидактическую игру «Кого не стало».

 «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры:
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка,
бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

 «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

 «Кто защищает наши границы»

Задачи: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по
суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

 «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

 «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

 «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

 «Как прадеды мир отстояли»

Цели: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр по тематическому периоду "День Победы".

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Дидактические игры способствуют развитию у детей, внимания, памяти, воображения, мышления, обо...

Картотека дидактических игр по тематической неделе "В гостях у сказок"

Картотека дидактических игр  поможет педагогам в организации образовательного процесса в период планирования и проведения тематической недели "В гостях у сказок"...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека дидактических игр по тематическому периоду "День Победы". (27-30.04.2020г.).

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Дидактические игры способствуют развитию у детей, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащени...

Тематическая картотека дидактических игр для развития мелкой моторики.

Тематическая картотека дидактических игр  для  развития мелкой моторики....

Тематическая картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики ( самообразование)

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами....