Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы по программе «Детство»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы по программе «Детство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.plany-_razv_rechipod_gr.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы по программе «Детство»

Сентябрь

Тема                                                                                                                                                                  

Программное содержание

Методы и приемы,

оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

1

Пересказ сказки «Лиса и козел

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.,с.130

 

Закрепить представление о композиции сказки (зачин, концовка).Учить использовать при пересказе сказки «Лиса и козел» выразительные средства. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их; отгадывать предмет по названным признакам. Учить произносить скороговорку с различной силой голоса (громко, тихо, шепотом). Закрепить умение подбирать слова, сходные по звучанию.

Беседа, вопросы-ответы,

рассказывание сказки,

рассматривание иллюстрации «Лиса и козел»,игра «Кто хитрее?

Картинки   с   изображением лисы

. 1. Чтение сказки «Лиса и медведь».

2. Чтение стихотворения Л. Квитко «Чудо» [7, с. 78].

3. Пальчиковая гимнастика «Ножницы» [17, с. 199].

4. Рассказ о профессиях машиностроителя и лесника [18, с. 47, 48].

2

Составление рассказа по картине «В школу»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.,с.132

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя ранее полученные знания о композиции (завязка, кульминация, развязка); самостоятельно придумывать события, предшествующие изображению. Активизировать словарь (темы «Школа», «Осень»). Учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки предмета или явления. Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову. Упражнять в умении дифференцировать звуки «с» и «ш». Развивать интонационную выразительность речи.

Рассматривание картины «В школу»,вопросы-ответы,игра «Идет-стоит»,физминутка, ,придумывание рассказа детьми.

Картина «В школу».

1. Чтение рассказа С. Чёрного «Кот на велосипеде».

2. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Считалки, скороговорки» [8, с. 104].

3. Драматизация произведения Н. Сладкова «Ласточка».

4. Пальчиковая гимнастика «Колокол» [17, с. 199].

5. Дидактические игры «Узнай по звуку» [19, с. 174], «Подумай, не торопись» [25, с. 55].

6. Рассказ о танкистах [18, с. 47].

3

Пересказ рассказа К.Ушинского

«Четыре желания»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с,134

Учить передавать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений. Формировать умение составлять законченный рассказ из личного опыта. Учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий. Учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Упражнять в умении закончить фразу, начатую воспитателем.

Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания», беседа, вопросы-ответы, физминутка, пересказ

1. Чтение сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».

2. Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад» [14, с. 76].

3. Пальчиковая гимнастика «Дом» [17, с. 199].

4. Дидактические игры «Почта» [19, с. 176], «Подумай, не торопись» [25, с. 55].

5. Рассказ о профессии учителя [18, с. 50].

4

Составление текста-рассуждения

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с,134

Активизировать употребление сложно - подчиненных предложений. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе подбирать однокоренные слова. Упражнять   в умении подбирать определения к заданным словам.

 Рассматривание картины «Заяц»,беседа,вопросы-ответы,составление письма

Картина «Заяц».

1. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

2. Чтение стихотворение К. Бальмонта «Осень».

3. Пальчиковая гимнастика «Бочонок с водой» [17, с. 200].

4. Дидактические игры «Кузовок» [19, с. 177], «Мой, моя, моё» [1, с. 81].

5. Рассказ о профессии композитора [18, с. 50].

Октябрь

№   Тема

Программное содержание

Методы и приемы,

оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

5

Пересказ рассказа В.Бианки

«Купание медвежат»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С,138

Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж»; дифференцировать их в словах. Упражнять в умении произносить скороговорку в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Чтение рассказа «Купание медвежат»,

вопросы-ответы,составление рассказа о медвеженке

детьми

Рассказ В.Бианки «Купание медвежат».

1. Чтение сказки В. Жуковского «Спящая царевна».

2. Чтение стихотворение М. Волошина «Осенью».

3. Пальчиковая гимнастика «Пожарники» [17, с. 200].

4. Дидактические игры «Маковое зёрнышко» [19, с. 177], «Скажи наоборот» [1, с. 82].

5. Рассказ о профессии шофёра [18, с. 51].

6

Составление рассказа по картине из серии «Домашние животные»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.140

Учить составлять рассказ по одной картине из серии «Домашние животные», придумывать события, предшествующие изображенным и последующие за ними. Упражнять в умении употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.  Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнять в подборе определений, развивать умение сравнивать. Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произносить их в разном темпе и с разной силой голоса.

Рассматривание картинок, физминутка,беседа с детьми,вопросы-ответы

, Картина из серии «Домашние животные».

1. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Чёрные руки».

2. Чтение стихотворения М. Алимбаева «Урок вежливости».

3. Пальчиковая гимнастика «Прятки» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Про пана Труляминского» [19, с. 181], «Добавь словечко» [1, с. 83], «Конец слова за тобой» [25, с. 17

7

Составление рассказа по серии сюжетных картин

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.142

Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Отрабатывать произношение звуков «ц» и «ч».

Рассматривание картинок, физминутка,беседа с детьми,вопросы-ответы,игра «Как сказать правильно»

Кукла, дидактические   картинки   с изображением предметов    одежды и посуды

1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».

2. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень на дворе» [5, с. 71].

3. Пальчиковая гимнастика «Птичка летит» [17, с. 200].

4. Дидактические игры «Отгадай кличку» [19, с. 183], «Про двух зайчат» [25, с. 55].

5. Словесная игра «Бесконечное предложение» [1, с. 85].

6. Рассказ о профессии милиционера [18, с. 53].

8

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.145

Учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем. Закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», дифференцировать их на слух, отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Беседа, вопросы-ответы, физминутка, игра «Магазин посуды»

Парные картинки с предметами, в названии которых есть звуки, игрушки, картина

1.  Чтение произведений В. Драгунского «Денискины рассказы», С. Сахарного «Самый лучший пароход».

2. Чтение стихотворения Я. Дллутите «Руки человека».

3. Пальчиковая гимнастика «Птица, высиживающая птенцов» [17, с. 200].

4. Дидактическая игра «День рождения» [19, с. 188].

5. Рассказ о профессии ветеринара [18, с. 54].

Ноябрь

№ п/п

Тема

Программное содержание

Методы и приемы,

оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

9

Составление текста-поздравления

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с.146

Учить составлять текст-поздравления . Учить подбирать однокоренные слова. Учить подбирать синонимы и антонимы; понимать значение многозначных слов. Упражнять в умении регулировать силу голоса (произносить четверостишие громко, тихо, шепотом).

Беседа, вопросы-ответы, загадывание загадок, физминутка

Игрушки-музыкальные инструменты: барабан,балалайка,гармонь.дудочка,звоночки

1.  Чтение произведений В. Драгунского «Денискины рассказы», С. Сахарного «Самый лучший пароход».

2. Чтение стихотворения Я. Дллутите «Руки человека».

3. Пальчиковая гимнастика «Птица, высиживающая птенцов» [17, с. 200].

4. Дидактическая игра «День рождения» [19, с. 188].

5. Рассказ о профессии ветеринара [18, с. 54].

10

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с.147

Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, используя план. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа. Упражнять в отчетливом произношении потешек в различном ритме и с разной силой голоса.

Загадывание загадки, беседа,вопросы-ответы, физминутка, игра «Шишка»

1. Чтение сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник».

2. Чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова».

3. Драматизация произведения С. Сахарного «Самый лучший пароход».

4. Пальчиковая гимнастика «Птички клюют» [17, с. 200]

5. Дидактические игры «Скажи по-другому» [19, с. 199], «Отгадай слово» [25, с. 78].

6. Рассказ о профессии доярки [18, с. 55].

11

Сочинение сказки н а тему

«День рождения зайца»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с.152

Учитьсамостоятельно придумывать сказку, используя описание.диалог,при оценке сказок отмечать занимательность сюжета,средства выразительности Учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Беседа,,загадывание загадки,физминутка,

игра «Кто больше увидит и назовет»

1. Чтение сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник».

2. Чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова».

3. Драматизация произведения С. Сахарного «Самый лучший пароход».

4. Пальчиковая гимнастика «Птички клюют» [17, с. 200]

5. Дидактические игры «Скажи по-другому» [19, с. 199], «Отгадай слово» [25, с. 78].

6. Рассказ о профессии доярки [18, с. 55].

12

Составление рассказа по картине «Лиса Патрикеевна»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.с.154

Учить составлять рассказ по картине, используя словосочетания «Лиса Патрикеевна», «хитрая плутовка», «дружная семья». Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданным словом. Развивать интонационную выразительность речи; упражнять в изменении силы голоса.

Беседа,,загадывание загадки,физминутка,

Игра

Картина «Лиса с лисятами».

1. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

2. Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».

3. Драматизация сказки «Лиса и козёл» [28, с. 355].

4. Пальчиковая гимнастика «Зайчик» [17, с. 200].

5.  Дидактические игры «Назови одним словом» [19, с. 201], «О поездке трёх друзей» [25, с. 56].

Декабрь

№ н/п

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

13

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.158

Учить пересказывать литературный текст, используя выразительные средства автора. Обратить внимание на слова, образованные с помощью суффиксов. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.

Чтение рассказа, беседа, вопросы-ответы

Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка».

1. Чтение рассказа А. Гайдара «Чук и Гек».

2. Чтение стихотворения А. Блинова «Арифметика природы».

3. Пальчиковая гимнастика «Большой зайчик» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Найди другое слово» [19, с. 202], «Петрушка опять прислал задания» [25, с. 79].

5. Игра «Придумай нелепицу» [1, с. 86].

14

Составление рассказа по картине «Вот так покатался»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.160

Учить составлять рассказ по картине, придумывая самостоятельный сюжет, не повторяя содержание рассказов товарищей. Учить использовать выразительные средства при описании зимы. Учить выделять существенные признаки сравниваемых явлений. Упражнять в подборе определений при составлении загадок, синонимов, познакомить с многозначностью слова. Упражнять в правильном произношении звуков «с, (сь)», «з, (зь)», в умении дифференцировать их на слух, подбирать слова с этим звуком. Упражнять в умении изменять силу голоса, темп речи.

Рассматривание картины, беседа, физминутка, загадывание загадки

вопросы-ответы,игра «Кто больше».

Картина «Вот так покатался!».

1. Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

2. Чтение стихотворения В. Кудлачёва «Новогодние гости».

3. Пальчиковая гимнастика «Бежит собачка» [17, с. 200].

4. Дидактическая игра «Путаница» [19, с. 202].

5. Игра «Кто кем был?» [1, с. 91].

6. Рассказ о профессии энергетика [18, с. 58].

15

Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.162

Учить составлять рассказ из личного опыта на тему «Моя любимая игрушка»: отбирать наиболее важные факты, рассказывать последовательно, выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

Рассматривание игрушек, беседа, составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»,загадывание загадки

Игрушки: рыжий лисенок и черный щенок.

1. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо».

2. Чтение стихотворения Е. Карганова «Новогодние пожелания».

3. Пальчиковая гимнастика «Собачка» [17, с. 200].

4. Дидактические игры «Объясни, покажи» [19, с. 214], «Мой, моя, моё» [1, с. 94].

16

Составление описательного рассказа «Моя картина»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

С.165

Учить составлять описательный рассказ на тему «Моя картина». Активизировать употребление в речи глаголов; учить восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица. Дать элементарные представления о некоторых способах словообразования. Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа глагола «хотеть», формы сослагательного наклонения различных глаголов.

Беседа, составление рассказа на тему «Моя картина»,загадывание загадки,вопросы-ответы.                                                                                                                                                                                                                    

1. Чтение глав из книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».

2. Чтение стихотворения А. Фета «Печальная берёза».

3. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Снежинки» [19, с. 213], «Один - много» [1, с. 95], «Чей рассказ лучше?» [25, с. 56].

5. Рассказ о Дне российской печати [18, с. 11].

6. Беседа о Рождестве [13, с. 153].

Январь

№ п/п

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

17

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

,с.166

Учить последовательно, без пропусков и повторений пересказывать текст сказки, выразительно передавать речь персонажей. Упражнять в образовании слов с уменьшительно - ласкательными и увеличительными суффиксами. Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия.

Чтение сказки«У страха глаза велики»,вопросы-ответы, игра «Как сказать правильно»,»Дом-домище», «Закончи предложение»

1. Чтение рассказа Н. Носова «30 зёрен» [3, с. 78].

2. Чтение стихотворения С. Чёрного «Волк» [5, с. 73].

3. Пальчиковая гимнастика «Корень растения» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Первый снег» [19, с. 213], «Большой - маленький»

[1.С.95].

5. Рассказ о профессии писателя [18, с. 11

18

Составление рассказа «Четвероногий друг»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

,с.168

Учить при составлении рассказа развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержание рассказов других детей. Активизировать использование в речи сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово «варежки». Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж»; использовать в речи вопросительную и повествовательную интонации.

Беседа,          игра «Четвероногий друг»,

вопросы- ответы, составление рассказа

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2. Чтение стихотворения В. Коржикова «Говорящее письмо».

3. Пальчиковая гимнастика «Прорасти, растение» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Подбери сравнения» [19, с. 214], «Смотри, не ошибись!» [25, с. 79].

5. Игра «Вредные советы» [1, с. 98].

6. Рассказ о профессии журналиста [18, с. 12].

19

Составление рассказа по картине «Дети севера»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.1

Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие. Уточнить знания детей о народах нашей страны (название народностей, национальностей). Упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу. Упражнять в четком произнесении скороговорки, развивать речевое дыхание.

Беседа,загадывание загадки, вопросы-ответы,скороговорки

Картина «Дети Севера».

1. Чтение рассказал. Толстого «Прыжок» [27, с. 228].

2. Чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Торопышкин».

3. Пальчиковая гимнастика «Лакомка» [17, с. 201].

4. Дидактическая игра «Почему так говорят» [19, с. 215].

5. Игра «Что было бы...» [1, с. 100].

6. Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни [13, с. 182, 97].

7. Рассказ про богатыря Алёшу Поповича [13, с. 275].

20

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

,с.172

Учить в рассказах использовать слова, выражения, предложения, составленные во время выполнения упражнений. Учить композиционно строить рассказ (начало, середина, конец) и распределять содержание при изложении. Учить дифференцировать на слух звонкие и глухие согласные, подбирать слова с этими звуками.

Беседа,загадывание загадки, вопросы-ответы,скороговорки

Картина «Зимой на участке»

1. Чтение сказки «Финист - Ясный сокол».

2. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Я маму свою обидел».

3. Пальчиковая гимнастика «Малыш взбирается на дерево» [17, с. 201].

4. Дидактическая игра «Ошибка» [19, с. 215].

5. Игра «Мир без тебя» [1, с. 100].

6. Рассказ про богатыря Добрыню Никитича [13, с. 269].

                                                     

Февраль

№ п/п

Тема

Программное содержание

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Методы и приемы                                                                                                                                                                          

                                           

Совместная деятельность воспитателя и детей

21

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин                               О.С

Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.175

Учить передавать сюжет ,заложенный в серии картин,определять основную идею сказки; Учитьподбирать определения,синонемы и антонимы . Упражнять в умении отчетливо произносить слова.

Рассматривание картинок, беседа, вопросы-ответы,

22

Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.178

Развивать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное;  находить  целесообразную  форму  для  передачи  содержания, включая в повествование описание природы, окружающей действительности. Активизировать употребление в речи однокоренных слов. Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, сочетая их по смыслу.

Рассматривание картинок,вопросы-ответы,

1. Чтение рассказал. Толстого «Прыжок» [27, с. 228].

2. Чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Торопышкин».

3. Пальчиковая гимнастика «Лакомка» [17, с. 201].

4. Дидактическая игра «Почему так говорят» [19, с. 215].

5. Игра «Что было бы...» [1, с. 100].

6. Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни [13, с. 182, 97].

7. Рассказ про богатыря Алёшу Поповича [13, с. 275].

23

Составление рассказа «Мишуткин день рождения»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.183

Учить составлять  рассказ по сюжетным картинкам, не повторять описание товарищей. . Активизировать использование в речи глаголов, выражающих различные действия и состояния. Закреплять умение ставить вопросы.

Беседа,вопросы-ответы,составление рассказов

1. Чтение сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

2. Чтение стихотворения М. Лермонтова «На севере диком».

3. Пальчиковая гимнастика «Пять человечков» [17, с. 201].

4.  Дидактические игры «О чём говорит пословица» [19, с. 216], «Говори - не задерживай» [25, с. 80].

5. Игра «Комары» [1, с. 110].

6. Рассказ о Дне защитника Отечества [18, с. 15].

7. Рассказ о богатыре Илье Муромце [13, с. 268].

24

Составление раасказа по открытке.

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.1

Учить составлять сюжетный рассказ по открытке. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие. Упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа. Упражнять в подборе определений к заданному слову, в подборе синонимов и антонимов. Закреплять произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, умение различать эти звуки на слух. Учить изменять громкость голоса, темп речи.

Беседа,вопросы-ответы,составление рассказов

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2. Чтение стихотворения В. Коржикова «Говорящее письмо».

3. Пальчиковая гимнастика «Прорасти, растение» [17, с. 200].

4.  Дидактические игры «Подбери сравнения» [19, с. 214], «Смотри, не ошибись!» [25, с. 79].

5. Игра «Вредные советы» [1, с. 98].

6. Рассказ о профессии журналиста [18, с. 12].

Март

№ п/п

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

25

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.185

Учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин. Активизировать в речи употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа. Закреплять правильное произношение звуков «л» и «р», умение дифференцировать их на слух.

Загадывание загадки,игра «Кто у кого?»,»Выбери начало»»Учимся рассуждать», «Составь предложение».

1. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится...».

3. Настольный театр «Федорино горе».

4. Пальчиковая гимнастика: упражнения 2-го комплекса [17, с. 200].

5. Литературная викторина [19, с. 217].

6.  Рассказ о работниках торговли, бытового обслуживания: продавец, сапожник, портной [18, с. 17].

26

Составление рассказа из личного опыта

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.187

Учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенными на картине, составлять рассказ из личного опыта. Активизировать в речи употребление название профессий и соотносимых с ними действий. Учить различать на слух и дифференцировать произношение звуков «д» и «дь», подбирать строчки с заданным ритмом.

Беседа,вопросы-ответы,составление рассказов

Картина «Подарки маме к 8 Марта».

1. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится...».

3. Настольный театр «Федорино горе».

4. Пальчиковая гимнастика: упражнения 2-го комплекса [17, с. 200].

5. Литературная викторина [19, с. 217].

6.  Рассказ о работниках торговли, бытового обслуживания: продавец, сапожник, портной [18, с. 17].

27

Пересказ рассказа М.Пришвина «Еж»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.189

Учить пересказывать текст последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературным произведением. Учить переводить прямую речь в косвенную. Познакомить с многозначным словом «игла». Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Чтение рассказа «Еж»,вопросы- ответы, физминутка,игра «Что приготовить лисятам на обед»

Рассказ М.Пришвина «Еж».

1. Чтение сказки В. Одоевского «Городок в табакерке».

2. Чтение стихотворения В. Кружкова «Грозная хозяйка».

3. Пальчиковая гимнастика: упражнения 4-го комплекса [17, с. 200].

4. Дидактические игры «Где я был?» [19, с. 172, ], «У природы нет плохой погоды» [1, с. 114].

5. Рассказ о профессиях слесаря и столяра [18, с. 18].

28

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.190

Закреплять умение пересказывать сказку. Активизировать в речи использование сложных предложений. Обратить внимание детей на употребление в тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление антонимов.

Рассказывание сказки, вопрсы-ответы,физминутка

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»

1. Чтение сказки Г. Сапгира «Слиянцы» [4, с. 84].

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды».

3. Пальчиковая гимнастика «Пять человечков» [17, с. 201].

4. Дидактические игры «Скажи по-другому» [19, с. 215], «Мишка - музыкант» [19, с. 180].

5. Рассказ о профессии геолога [18, с. 22].

6. Беседа о народном юморе [13, с. 100].

Апрель

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

29

Сочинение сказки на заданную тему  

     

     О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.193

                                                                                                                                                       

Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему, передавать специфику жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений. Учить употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода. Упражнять в словообразовании. Учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).

Сочинение сказки,вопросы,ответы

1. Чтение сказки Г. Сапгира «Слиянцы» [4, с. 84].

2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды».

3. Пальчиковая гимнастика «Пять человечков» [17, с. 201].

4. Дидактические игры «Скажи по-другому» [19, с. 215], «Мишка - музыкант» [19, с. 180].

5. Рассказ о профессии геолога [18, с. 22].

6. Беседа о народном юморе [13, с. 100].

30

Пересказ сказки «Как аукнется,так и откликнется»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.196

Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста. Активизировать в речи употребление глаголов, взятых из сказки. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Учить понимать смысл пословиц. Упражнять в правильном произношении звуков «ш», «ж», «р», в произнесении скороговорки с изменением силы голоса и темпа речи.

Чтение сказки, беседа,вопросы-ответы,физминутка,игра «Как сказать правильно».

Сказка «Как аукнется, так и откликнется

1. Чтение рассказа М. Московина «Кроха» [3, с. 83].

2. Чтение и драматизация басни И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

3. Психомышечная тренировка «На берегу моря» [17, с. 195].

4. Дидактическая игра «Больная белочка» [19, с. 186].

5. Рассказ о профессии космонавта [18, с. 22].

31

Описание пейзажной картины

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.203

Формировать умение воспринимать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своих высказываниях. Упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить произносить предложения с различной интонацией, передавать голосом радость и огорчение.

Рассматривание картины, вопросы-ответы.физминутка.

Чтение стихотворения,рассматривание картины,вопросы-ответы,физминутка,»иигра « Прыгает-скачет»,»Летит пулей»,»Лить-поливать»

Картина И.Левитана «Весна.Большая вода»

1. Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

2. Чтение стихотворения А. Блинова «Когда планета кружится».

3. Праздник славянской письменности [10, с. 117].

4. Психомышечная тренировка «Любопытный» [17, с. 195].

5.  Дидактические игры «Что вы видите вокруг» [19, с. 194], «Кто в каком домике будет жить?» [25, с. 75].

6. Рассказ о профессии учёного [18, с. 23].

7. Рассказ о Пасхе [13, с. 150].

32

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.142

Закреплять умение составлять коллективный рассказ-описание. Учить использовать а речи глаголы в сослагательном наклонении. Учить дифференцировать звуки «р» и «рь», четко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом. Закреплять представление об односложных и многосложных словах, членении слов на слоги, об ударении.

Рассматривание картины, вопросы-ответы.физминутка.

Картина «Если бы мы были художниками».

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху, вниз, наискосок».

2. Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

3. Психомышечная тренировка «Раздумье» [17, с. 195].

4. Дидактические игры «Скажи какой» [19, с. 195], «Кто это?» [25, с. 76].

5. Этюд «Что такое счастье?» [1, с. 99].

6. Рассказ о профессии пожарного [18, с. 24].

МАЙ

№ п/п

  Темы

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

33

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.142

Учить пересказывать литературный текст от третьего лица. Закреплять умение подбирать определения и сравнения, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Закреплять навыки регулирования темпы речи и силы голоса.

Беседа,вопросы-ответы,загадывание загадок,

Рассказ М.Пришвина «Золотой луг

1. Чтение сказки Н. Телешева «Крупеничка» [4, с. 87].

2. Чтение стихотворения А. Блинова «Какого цвета гром».

3. Литературно-музыкальная композиция «О чём мечтают дети» [10, с. 97].

4. Психомышечная тренировка «Жар-птица» [17, с. 195].

5.  Дидактические игры «Это правда или нет?» [19, с. 198], «Что вокруг нас?» [25, с. 76].

6. Беседа о работниках радио, музея, библиотеки [18, с. 26].

34

Составление рассказа по картинам»Лиса с лисятами», «Ежи»,, «Белки»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.205

Закреплять умение придумывать рассказ по картине. Упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий. Учить при составлении загадок вычленять существенные признаки животных. Активизировать использование в речи глаголов в повелительном наклонении.

Рассматривание картин,загадывание загадки,физминутка, игра «Шишка»,беседа по картинам

1. Чтение рассказа А. Митлева «Дедушкин орден».

2. Чтение стихотворения Г. Виеру «Девятое мая».

3. Психомышечная тренировка «Старый гриб» [17, с. 195].

35

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.207

Закреплять умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Активизировать использование в речи прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному. Раскрыть значение многозначных слов. Упражнять в умении находить слово по его значению; называть предметы по выделенным признакам.

Беседа,вопросы-ответы,физминутка, чтение стихотворения ,физминутка, игра «Задумай слово», «Ручка»,»Ножка»

1. Чтение произведений по выбору детей.

2. Беседа о весне.

3. Пальчиковая гимнастика «Колокол» [17, с. 199].

4. Дидактическая игра «Живая сценка» [25, с. 75].

36

Придумывание сказки

О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М,: ТЦ.»Сфера», 2010,с.207

Учить самостоятельно выбрать тему для сказки, придумать соответствующее содержание. Закреплять умение подбирать синонимы и антонимы; называть детенышей животных. Активизировать использование в речи различной интонации.

Беседа,вопросы-ответы,Рассказывание сказки,физминутка.

1. Чтение произведений по выбору детей.

2. Беседа о приближающемся лете.

3. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [17, с. 200].

4. Дидактическая игра «Ошибка» [19, с. 215].

5. Повторение известных детям пословиц.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Белоусова, Л. Е. Удивительные истории: конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Белоусова. -СПб.: Детство-Пресс, 2000.

2.  Волина, В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей / В. Волина. - М.: Просвещение, 1994.

3. Дошкольное воспитание: журн. - 1984. - № 7.

А. Дошкольное воспитание: журн

5. Дошкольное воспитание: журн

6. Дошкольное воспитание: журн 7'. Дошкольное воспитание: журн

8. Дошкольное воспитание: журн

9. Дошкольное воспитание: журн

1993.-№11. -1994. -№3. -1994.-№4. -1994.-№7. -1994.-№8. -1995.-№5.

10. Дошкольное воспитание: журн. - 1996. - № 4.

11. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте: метод, пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. - М.: Школьная Пресса, 2002.

12.  Захарова, Ю. А. Тетрадь для штриховки (6-7 лет) / Ю. А. Захарова. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.

13. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.

14.  Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В. Компанце-ва. - М.: Просвещение, 1985.

15. Левчук, Е. А. Грамматика в сказках и историях / Е. А. Левчук. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

16.  Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л. Ю. Стрельцова. -М: Просвещение, 1992.

17. /7лан-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду / сост. Н. В. Гончарова [и др.]; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997.

18.  Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т. В. Потапова. - М.: ТЦ «Сфера», 1991.

19.  Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Издательство института Психотерапии, 2001.

20. Развлечения в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / сост. Л. С. Фурмина, А. Е. Шибицкая, Л. В. Пантелеева. - М.: Просвещение, 1975.

21.  Сомкова, О. Н. Путешествие по Стране Правильной Речи / О. Н. Сомкова, 3. В. Бада-кова, И. В. Яблоневская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

22 О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.М,: ТЦ.»Сфера»2010                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по программе «Детство» «В гостях у хозяюшки»

Материал для развития координации речи с движением, активизации   словаря  детей   словами   в   уменьшительно-ласкательной форме, закрепления приёмов лепки из ...

перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе

Планирование составлено в соответствии с ФГТ. В нем указаны :темы, цели и формы работы....

Перспективное планирование по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы по программе "Детство"

В этом материале дано перспективное планирование на год по образовательной области "Познавательное развитие"  (ребенок открывает мир природы) по программе "Детство" для детей подготовительно...

Перспективное планирование на СЕНТЯБРЬ, 2020г с детьми подготовительной группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - 19.09.2020г

СЕНТЯБРЬ 2020г Тема «День Знаний. Детский сад»Тема «Профессии. Транспорт»  Совместная и самостоятельная деятельности. Беседы «Что я знаю о ...

Перспективное планирование на ОКТЯБРЬ, 2020г с детьми подготовительной группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М - 10.10.2020г

ОКТЯБРЬ 2020г  Тема «ОСЕНЬ» с 05.10. 2020г  по 30.10.2020гнеделя с 05.10 по 16.10. 2020г – «Осень»неделя с 19.10  по 23.10. 2020г - «Сельскохозя...

Перспективное планирование по развитию речи у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, посредством словесных, дидактических игр, логоритмики, пальчиковой гимнастики""

Актуальность:«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»К.С АксаковСложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста на...