Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нуриманшина Лиля Амиряновна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района Туймазинский  район Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект

Непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи.

Тема: Зимушка-зима.

Подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 

 

                                                                             Воспитатель:Нуриманшина.Л.А.

 

 

                                                        г Туймазы.

Программное содержание: Закрепить представления детей о зимних изменениях в природе, уточнить признаки зимы; упражнять детей в пересказе рассказа «Гостья зима», усвоения переносного значения слов,

активизировать речь детей в разных формах общения (беседа, пересказ, чтение стихов).

Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширить словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

 

 

Материал: по 2 крышки на каждого ребенка.

 

 Ход занятия:

 

1 Артикуляционная гимнастика «Часики» (губы улыбаются, язык выполняет повороты влево, вправо счет до 10)

 

2 Введение в тему:

 

Ребенок читает стихотворение,

 

Пришла зима с морозами,

С морозами, с метелями.

Сугробы под березами

Белым- бело под елями

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное

И шумный Новый год!

 

 

3 Беседа о зиме.

 

Воспитатель: Дети, как вы думаете: о каком времени года мы с вами будем говорить?

Дети: О зиме.

Восп-ь: На дворе зима, а как же называются зимние месяца?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Восп-ь: А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

 

Подумайте, какие слова можно сказать про зиму, какая она?

Дети: Снежная, морозная, холодная, суровая, красивая, белоснежная, волшебная, чудесная. Ранняя, поздняя, теплая, ветреная.

В: Какое небо зимой?

Дети: Пасмурное, холодное, хмурое, скучное, серое, сизое, низкое, покрыто тучами.

Восп-ь: Какой снег зимой?

Д:  Белый, холодный, пушистый, хрустящий, рыхлый, рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, липкий, леденящий, чистый, грязный, мокрый, сверкающий, серебристый, узорчатый, скрипучий и т.д.

 

Восп-ь: А что делает снег зимой?

 

Д: Блестит, сверкает, переливается, лежит, показывает следы, падает, кружиться, тает, летает, липнет, рассыпается, твердеет, мокнет, скрипит под ногами и т.д.

 Восп-ь: Что вы можете сказать о солнце? Что оно делает?

 

Дети: Не греет, спряталась за тучами, сверкает, светит редко и т.д.

 

Восп-ь: Очень хорошо вы столько слов назвали.

 

4Дидактическая игра: « Доскажи словечко»

 

Восп-ь: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этими словами.

 

Тихо, тихо как во сне,

Падает на землю…….(снег).

С небо все скользят пушинки-

Серебристые ……….(снежинки)

На поселки, на лужок

Все снижается………..(снежок).

Вот веселье для ребят-

Все сильнее………..(снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в……..(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился………….(снеговик)

Рядом снежная фигура

Это девочка………(снегурка)

На снегу то посмотри

С красной грудкой…….(снегири)

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил……..(снег)

 

Восп: Какие слова вы добавляли?

 Дети: Снег, снежинки, снегопад, снеговик, снегурочка. снегири, снегурка, снежки.

 

Восп-ь: На какое слово оно похоже?

 

Дети: На слово «снег».

Восп-ь: Какие еще слова  можете подобрать к слову «снег».

Дети: Белоснежка, белоснежный, снегурочка, снежище, заснежило,  подснежник, снегоход, снегокат, снежный.

 

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.

 

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

 

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

 

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

 

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

 

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

 

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.

                                                    

6 часть. Развитие связной речи.

Пересказ рассказа «Гостья –зима» с опорой на вопросы воспитателя.

«Кончилось осень. К нам пришла зима. Она покрыло землю белым покрывалом.

Бушует метель .Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла с не с пустыми руками. Она принесла подарки :снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму.

 

Вопросы для пересказа:

 

-Кто пришел к нам в гости?

-Какое время года было до этого?

-Чем зима накрыло землю?

-Что делает метель? (вьюга, ветер, мороз)?

-Какие подарки принесла нам зима?

-Для чего людям нужны эти подарки?

-Что такое зимние забавы?

Повторно прочитать рассказ. Выслушать 3-4 рассказа детей.

 

7 Пальчиковое упражнение: « Лыжники»

- Вы все правильно ответили, и я сейчас превращу всех в лыжников.

-У каждого из вас по две пробки- лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки стают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждое слово:

 

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

 

8 Дидактическая игра «закончи предложение»

Восп-ь: Я начинаю предложение, а вы должны его закончить и затем повторить его полостью.

 

Зимой бывает снегопад, а осенью…

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Зимой катаются на коньках, а летом…

Зимой лес спит, а весной…

Зимой бывает холодно, а летом…

Зимой деревья белые, а осенью…

Зимой растут сугробы, а летом…

Зимой лепят снеговика, а летом…

Зимой насекомые прячутся, а весной…

 

Итог занятия

---Вспомните  дети, о чём мы с вами говорили на занятии?

---Что мы делали?

-Назовите 3 зимние месяцы.

-Назовите слова похожие на слово «снег».

-Вы сегодня хорошо потрудились, порадовали меня.

 

 

 

 

 

             

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Зимующие птицы».Образовательные области: «Коммуникация», «Ознакомление с окружающим»...

Образовательный проект "Зима"

Образовательный проект "Зима" содержит планирование по темам: Неделя доброты.Ах ты, Зимушка-Зима, снежная красавица!Животный мир полярных районов Земли.Зимние забавы.Безопасность поведения зимой....

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая  образовательная ситуация  «Зима»...