НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЗИМА – КОЛДУНЬЯ К НАМ ПРИШЛА» ПО ТЕМЕ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ЦВЕТКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ЗИМА – КОЛДУНЬЯ К НАМ ПРИШЛА»

ПО ТЕМЕ

«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ» 

Цель:

Продолжать комплексную работу по развитию всех компонентов речи:

Формировать навык звуко-слогового анализа, уточнять артикуляцию при произношении звука - з -;

Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие, мимику, ритм, ударение и интонацию речи;

Уточнять и расширять лексический запас, овладевать грамматическими категориями словоизменения и словообразования;

Устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, производить анализ состава предложения, формировать связность и четкость высказываний;

Продолжать работу по обучению элементам грамоты.

Материал:

Картина «Зимний лес», костюм Зимы, предметные картинки (гнездо, заяц, зимородок); буквенные кассы.

   Ход  занятия:

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- «Какое сейчас время года?»

- «Любите ли вы Зиму?»

- «Почему вы любите Зиму?»

Психогимнастика «Угадайте, что я делаю?»

(Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. Дети повторяют движения)

- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы - покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно - мы недовольны вьюгой.

(Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями)

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки».

                                   (Зима.)

(Входит второй воспитатель в костюме Зимы)

- А вот и я — Зима.

Я к вам пришла,

Снег, вьюгу принесла.

-Как меня зовут? Давайте еще раз все вместе произнесем мое имя. Какой первый звук в моем имени? (Звук з'.) Моя подруга Вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (З-з-з-з-з.)

(Обозначение звуков з, з' цветовыми символами)

- Закройте глаза и послушайте слова. Если в слове будет звук з, вы хлопните в ладошки, а если услышите звук з' — поднимите руку.

- В моем зимнем царстве, снежном королевстве, среди ледяных гор можно услышать эхо.  Давайте поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком з, а вы — с мягким звуков з': зы ... (зи), зу ... (зю), за ... (зя).

(Дети произносят слоги с разной силой голоса: тихо, умеренно, громко)

Зимушка говорит, что кроме вьюги и снега принесла детям льдинки (полосочки) и снежинки. Спрашивает, помнят ли дети сказку о мальчике и Снежной королеве, о том, как Кай выкладывал из льдинок слово «Вечность».

- Давайте и мы с вами поиграем в такую игру. Нам нужно обозначить слово «Зима». Что мы обозначаем льдинками-полосками? (Слова, слоги.) Разделите на слоги слово зима, обозначьте их льдинками-полосками, а звуки — снежинками.

Педагог: Интересную игру придумала для нас Зима-колдунья. Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.) Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу.

- В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.)

- Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.)

- Какие сапоги? (Зимние сапоги.)

- Какую шапку? (Зимнюю.)

(Дети имитируют процесс надевания шапки, сапог и другой зимней одежды)

- В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.) Чувствуете, какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом.) Давайте вдохнем его носом и выдохнем через рот. (Дети вдыхают и выдыхают несколько раз)

 «Вот так, Зимушка-зима!

 Все дороги замела!»

- Что сделала Зима с дорогами? Как можно сказать по- другому?

- А вот и лес!

   (Выставляется картина «Зимний лес»)

- Что Зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.)

-  Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.)

 (Дети подбирают глаголы и прилагательные к существительным)

- Посмотрите, каких птиц вы видите в зимнем лесу? Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы.) Обратите внимание, из-под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь.) А здесь зимовье барсука, а рядом — ежа. Повторите похожие слова. (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима.) Это похожие, родственные слова.

Физкультминутка

Зима читает стихотворение:

Разыграйтесь, метели,

Гнитесь ниже, сосны, ели.

Все, что есть в моем лесу,

Все засыплю, занесу.

Мы ответим:

Не боимся мы пороши.

Любим снег — хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Игра «Кто знает»

- Что белка запасает на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.)

- Как одним словом это можно назвать? (Запасы.)

- Что бывает зимой на ваших окнах? (На окнах бывают снежные узоры.)

- Что стало с водой на озерах? (Вода в озерах замерзла.)

- А сейчас я скажу вам одно слово, а вы составьте предложение.

(Опорные слова для составления предложений: зайка, береза, поползень, зимует и т.д.  Анализ одного-двух предложений.  Подбор  предложения  к схеме)

Мы составляли слово «Зима» из снежинок и льдинок, а теперь давайте составим его из настоящих букв

- Какую букву надо заменить в слове Зима, чтобы получилось имя девочки - Зина? Чтобы получилось слово - Вина?

Итог занятия:

Зима: - Спасибо, ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими ответами. Мне было очень приятно повидать вас и поиграть с вами. Жаль, что наша встреча так быстро закончилась и приходится расставаться. До новых встреч, до свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

laquo;Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышей.Задачи:Образовательные:Продолжать учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних ж...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....