Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Блинова Ольга Александровна

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Тополёк»

Опыт работы

непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с  тяжелыми нарушениями речи

Воспитатель: Блинова О.А.

                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                г. Волгодонск

                                                       2018 г.

Цель: Развивать у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество.

Задачи:

Речевое развитие:

- Развивать связную речь, речевое творчество; обогащать словарный запас;

Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками; развивать чувство эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

Познавательное развитие:

- Развивать умение придумывать свои сказки, продолжать развивать интерес к художественной литературе, в том числе к русским народным сказкам, помочь детям понять мотивы поведения своих героев;

- Развивать любознательность, воображение и творческую активность.

Художественно-эстетическое развитие:

- Продолжать знакомить с  доступными детям жанровыми особенностями сказок;

- Обращать внимание детей на оформление книги, иллюстрации.  

- Продолжать формировать умения обводить по контуру трафарет и аккуратно его закрашивать.

Физическое развитие:

- Развивать общую и мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, пересказ сказок на память, знакомство с художниками - иллюстраторами детской книги: Ю. Васнецов, И. Билибин, Е. Рачев, Н. Кочергин.

Содержательная часть.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:

- Ребята, мне очень интересно узнать, чем вы занимались  вчера вечером, когда пришли домой из детского сада? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Я весь вечер читала книгу «Золотая коллекция сказок».

  - Ребята, а вы  любите  сказки? Что вам нравиться больше: когда вам сказки читают взрослые или вы сами смотрите их по телевизору? (ответы детей).  

- Ребята, если сказку написал автор, то сказка будет авторская, но, иногда, мы говорим – « Народная  сказка». А кто написал такие сказки? (Народ).

- Ребята, а вы слышали, что к слову «народная ещё  добавляется слово  

« русская», и получается «русская народная сказка». Назовите такие сказки.

(ответы детей). Чем вам нравятся русские народные сказки? Чему они учат?

Мне так хочется рассказать одну из сказок. Хотите послушать? Спасибо!

Присядьте и слушайте.

Воспитатель рассказывает «Салат из сказок».

-Жили-были дед и баба. Была у них внучка Снегурочка.  Позвали как-то раз Снегурочку подружки в лес.  Да вот в том лесу внученька – Снегурочка и заблудилась. Звала-звала подруг, никто её не услышал. Пошла она сама дорогу домой искать. Шла-шла. Видит, на поляне веселятся три брата, три поросенка. Весело им. И Снегурочку с собой позвали играть. Время шло, стало в лесу темнеть.  Говорят поросята Снегурочке: « Надо найти место, где нам переночевать» Долго ли, коротко ли шли, видят, стоит в лесу лубяная избушка. Постучали поросятам:

-«Тук-тук. Кто в избушке живет?»

- Я, зайчик-побегайчик.

- Пусти нас, зайчик, переночевать.

Попросились  поросята у зайчика переночевать, да  его из избушки и выгнали. Идет зайка плачет, слезки лапками вытирает, а вмести с ним, пошла Снегурочка. Не могла она оставить зайчика в беде. Идут они по лесу. Зайка плачет, а Снегурочка его утешает, слезы его горькие вытирает.  Не заметил зайка, как в лесу один остался. Снегурочка от слез горячих растаяла и обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.

Пуще прежнего заплакал зайчик.  Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» - «Как мне не плакать? Когда меня поросята из дома выгнали. Попросились переночевать, да сами меня и выгнали. – «Пойдём, я твоему горю помогу». Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу поросят  посечи. Ступайте, поросята, вон!»  Поросята выскочили из избушки и убежали в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной избушке. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её узнали?

Дети:

-Нет, не узнали.

Воспитатель:

-Ну что же это я все сказки вместе собрала, как салат в тарелке.

-Напомните мне, пожалуйста, каких героев я поместила в новую сказку?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Скажите, из каких сказок эти герои?

Дети:

-  Из сказок «Снегурочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»

- В группу приходит воспитатель  средней группы и спрашивает у ребят не находили они у нас в группе книгу сказок. Дети средней группы попросили почитать им сказку, а вместо книги на полке лежит записка со словами: « По стрелке пойдешь – книгу сказок найдешь» Стрелка указывает на вашу группу.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно, может быть книга и правда находится в нашей группе.

- Нужна наша помощь. Мы поможем  отыскать книгу? (Находят указатель дороги)

- Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.

- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)

- Дети находят книгу, но в ней нет страниц, их кто-то забрал.  Кто же это мог быть? Что делать?

Воспитатель:

- Ребята, а может, мы с вами сами  для малышей напишем сказку, новую, необычную.

Воспитатель: 

 - Есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказители, но и те, кто сам их сочиняет – писатели-сказочники.  Предлагаю вам побывать в роли писателей – сказочников и самим побывать в сказке.  Но у меня есть одно условие. Нужно вспомнить, какими словами обычно начинаются сказки. (Ответы детей) (Жили-были…; Давным-давно…; В одном краю… и т. д.)

Воспитатель: 

- А какими словами заканчиваются сказки?

Дети: (Жили они долго и счастливо…; Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец…;  Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок)

Воспитатель: 

- Закройте глаза, мы сейчас мысленно перенесёмся в страну сказок.  Звучит сказочная музыка.

 Воспитатель: 

- Вот мы с вами, ребята, и попали в сказку. Ну что, вам не страшно,  мои сказочники? Предлагаю нам здесь освоиться и поиграть.

Физкультминутка.

Девочка по лесу шла,                 дети шагают на месте

И на домик набрела,                   соединяют руки над головой домиком

Видит, что хозяев нет.              Потянуться на носочках, головку  вытянуть вперед

На столе стоит обед.                 Левую руку сжать в кулачок,

                                                    сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала,          показать, как кушают

В трёх постелях полежала.         Ладошки сложить вместе под щечку.

Полежала, полежала и прочь убежала.   Дети бегут.

-Теперь располагайтесь, чтобы всем было удобно,  и начнем сочинять сказку.

Воспитатель:

- Кто попробует начать сказку?  (Дети затрудняются)

Воспитатель:

- Если бы у нас с вами был волшебный предмет, он нам точно помог начать сочинять сказку. Мы ведь в сказочном месте. Посмотрите сказочники, вы ничего необычного не замечаете?

Дети: Находят волшебную палочку.

Воспитатель: Взмахнём волшебной палочкой, скажем волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс».

Воспитатель: Откроем, посмотрим, что внутри.

-Открываем 1,2,3.

-  Посмотрите внимательно и скажите, что находится в книге? (Ответы детей)

- Назовите,  иллюстрации,  каких сказок вы видите? («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»)

- Воспитатель:

- Только все они в книге перемешались, как салат в тарелке.

- Предлагаю детям объединить эти три сказки  в одну, новую, необычную.  

Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.

    Если дети  затрудняются, помочь с помощью наводящих вопросов:

1.        Кто главный герой?

2.        Куда он (она) пошел (а)?

3.        С кем встретился (лась)?

4.       Что с ними случилось?

5.        Чем закончилась сказка?

- Молодцы, мы сочинили с вами сказку! Как мы ее назовем?

- Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сочиненную сказку)

А сейчас нам пора. Мы возвращаемся в детский сад.

Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Сказка  двери закрывай

В детский сад нас отпускай!»

- Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие?

Продуктивная часть.

- Воспитатель:

-  Для того,  чтобы появилась книжка со сказками нужно приложить много усилий: писатели должны сочинить текст сказки, художники нарисовать картинки-иллюстрации. Труд многих людей вложен в создание книг, поэтому их нужно беречь. А сейчас я предлагаю, вам превратится  ещё и в художников, и нарисовать свою книжку-малышку.   Объединить все сказки в одну книжку под названием « Салат из сказок» и подарить её ребятам средней группы.

- Какие красивые у вас получились книжки!

-  Чем мы сегодня занимались? Что больше всего запомнилось? Кому помогли?  Что было самым трудным? Что удавалось легко? Молодцы ребята!  

Если дети не успевают дорисовать,  предлагаю закончить рисунок дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Здравствуй Зимушка. Зима» Цель: уточнить и систематизироват...