Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зима в лесу" образовательная область "Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 83 СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Г. ВОЛГОГРАДА
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Зима в лесу»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Выполнила Красникова Наталья Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
г.Волгоград
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Зима в лесу»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: средний дошкольный возраст
Формы организации: подгруппа
Задачи:
-систематизировать знания детей о лесных зверях и их умение приспосабливаться
к жизни в зимний период; учить детей анализировать, делать выводы; закрепить умение составлять схемы к предложенным иллюстрациям;
- развивать у детей зрительное внимание, словарный запас, мышление, интерес с
интерес к использованию ИКТ в учебной деятельности дошкольников;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение общаться со
сверстниками.
Оборудование: следы животных, ноутбук, разноцветные следы, карты-схемы
шкатулка, фломастеры, камешки цветные, мяч, перфокарты,
Ход НОД.
Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поздоровайтесь. А
теперь садитесь на подушки, закройте глаза.
Представьте себе, что у вас в одной руке цветок добра, а в другой – цветок хорошего настроения. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас хорошее настроение. Я, чтобы вы запомнили, т о, что сейчас чувствуете и взяли с собой. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза (дети открывают глаза). Посмотрите по сторонам и пошлите друг другу добрые мысли.
1 Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к
деятельности.
Слышится стук в дверь (приносят письмо, воспитатель читает).
«Здравствуйте, ребята! Я очень обеспокоен тем, что мой лес загрязняется. Все гнёзда разрушены, ветви поломаны, цветам негде расти от мусора. Маленький ручеек, из которого пьют животные и тот перестал весело журчать. Что мне делать? Как мне быть? Как лес наш сохранить? Ребята, я вас прошу, перестаньте мусорить в природе. Хранитель леса, Старичок Лесовичок»
Воспитатель: Ребята, а вы мусорите в лесу? А вот мы, сейчас проверим, как вы
знаете правила поведения в природе. Я вам дам два кружка: красный обозначает – неправильное поведение в природе, зелёный – так можно вести себя в природе.
Воспитатель называет поведение в природе, дети должны поднять соответствующий цвет кружка
- Разбрасывать мусор
- Рвать цветы
- Ходить по тропинкам
- Подкармливать птиц
- Брать в руки животных
- Разорять гнёзда
- Разводить костёр
- Любоваться на распустившиеся цветы.
Воспитатель: Молодцы, знаете как правильно вести себя в природе
Ой, посмотрите, а здесь чьи-то следы (на полу разложены разноцветные следы). Это, наверное, Старичок Лесовичок показывает нам дорогу. Давайте, пройдём по следам (дети проходят по следам и подходят к столу с ноутбуком, садятся на стульчики).
2 Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, нам Лесовичок, приготовил задания. Я вам буду,
загадывать загадки.
Посмотрите, на монитор и выберите правильный ответ (на мониторе высвечивается несколько картинок к каждой загадке, дети поочерёдно подходят к монитору и нажимаю на мышку, выбирая ответ).
Воспитатель: Белый на белом
Написал где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт.
Кто это? Посмотрите, на монитор и отгадайте (после ответа детей на мониторе появляется правильный ответ).
Правильно, это заяц. Я вам сейчас, расскажу о зайце.
3 Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: Голодно зимой зайцу. Остановится заяц у дерева, встанет на задние
лапки и кору обгрызает. Кора, да мелкие ветки вот и вся его еда. Вдруг, насторожился заяц и наутёк. А может кого-нибудь испугался? Кого же испугался заяц? (ответы детей). Что помогло зайцу заметить опасность? (ответы детей).
Воспитатель: Большие, чуткие уши. Но, нелегко догнать зайца. Что помогает
зайцу, быстро бегать и далеко прыгать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, лапы. Задние лапы у него сильные и длинные, намного
длиннее передних. Поэтому, следы задних лап впереди передних оказываются. Когда заяц бежит, он петляет, запутывает следы. Но, если настигнет его враг, задние лапы ему помогают, отбиваться. Каким цветом шубка у зайца зимой? (белая). Как белая шубка зайца помогает ему, спрятаться от врагов? (на белом снегу трудно заметить зайца в белой шубке, потому, что снег тоже белый).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
Ответы детей
А чем, питаются зимой лоси? (ветками, корой деревьев и кустарников). Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете почему? (кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут, поэтому, зверей, как птиц, зимой подкармливают, в лесу развешивают, заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту).
Воспитатель: Заяц и лось-это травоядные животные.
А теперь, немного отдохнём.
Физминутка
Зайцы скачут скок, скок
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают
Не идёт ли волк.
Раз согнуться, разогнуться,
Два нагнуться, потянуться.
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
Воспитатель: Кто это? Правильно, это рыжая плутовка лиса. Мех у лисы зимой
становится густым, на лапках тоже густеет мех, как будто лиса надела сапоги. Это помогает, ходить по снегу. А чем, питается лиса? (зайцами и мышами).
У лисы хороший слух и нюх. Как, ей отыскать мышек под снегом? Лиса прислушивается и принюхивается. Как, только она услышит шорох под снегом, она высоко подпрыгивает и сильно, ударяет лапами о снег. Мыши пугаются и выскакивают из своих норок. Вот и улов у рыжей плутовки.
Воспитатель: отгадайте загадку:
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, Н овцу готов напасть.
Кто это? (ответы детей).
Правильно, это волк.
У волк, тоже зимой мех становится более густым. Это, помогает ему, спать на снегу, укрыв морду и ноги хвостом. А чем, питаются волки? (ответы детей).
Охотятся волки, не только на зайцев, но и на более крупную дичь: на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно, это волчья семья: волчица с волчатами. Волки очень выносливы и долго могут они, гнаться за своей добычей.
Воспитатель: Ребята, лиса и волк это хищники. Как вы думаете, почему?
(ответы детей). Правильно, потому, что они питаются другими животными.
Дети и воспитатель подходят к столу, на котором лежат перфокарты.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь видел на снегу следы зверей и птиц? (ответы
детей). А, вот, посмотрите, какие следы видела я. (воспитатель показывает детям карточки со следами). Давайте, выясним, чьи это следы. Как вы думаете? (ответы детей, рассматривают).
Игра с перфокартами «Чей след?»
Воспитатель: Молодцы, правильно выполнили задание.
4 Воспроизведение нового знания или умения.
Воспитатель вместе с детьми подходят к доске:
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом белку, лося, зайца, волка,
лису? (ответы детей).
Правильно, звери. Давайте, вспомним, с вами, как мы, обозначаем зверей (ответы детей).
Ребёнок выбирает карточку и помещает её на большой круг, на доске.
А как, можно, обозначить то, что они живут в лесу? (ответы детей).
Ребёнок выбирает соответствующую карточку и помещает её на большой круг, на доске.
Посмотрите, что мы можем сказать, что изображено на доске? (ответы детей).
Правильно, лесные звери.
Что едят лиса и волк? (ответы детей).
Правильно, других животных - это хищники. Как мы их называем? (ответы детей). Хищные.
Как, мы можем, обозначить то, что, это хищные звери (ответы детей).
Ребёнок выбирает, соответствующую карточку, помещает её на маленький круг.
Что едят заяц, лось? (ответы детей). Правильно, растения. Значит, они, какие животные? (травоядные). Почему, их так назвали, таким словом? (ответы детей).
Как, вы, думаете, как можно, изобразить травоядных? (ответы детей).
Ребёнок выбирает, соответствующую карточку, помещает её на маленький круг.
Посмотрите, ребята., на какие две группы, можно, разделить этих зверей? (на травоядных и на хищников).
Воспитатель обводит красным фломастером две группы зверей.
Звонок на сотовый. Воспитатель берёт трубку и делает вид, что разговаривает.
Воспитатель: Ребята, это Старичок Лесовичок звонил. Он, оказывается, всё это
время, за нами наблюдал. Он, очень рад, что мы, знаем всех, его лесных обитателей, умеем различать следы зверей и знаем, как вести себя в лесу. Он нам оставил сюрприз. Но, где же он? Давайте его, поищем! (дети ищут).
Звучит музыка. Включается волшебный шар.
Воспитатель: Слышите, какая, интересная музыка играет (воспитатель
подводит детей к шкатулке). Давайте, посмотрим, что в этой, красивой коробочке. Посмотрите, это добрые камешки, все они делают для природы хорошие дела. Теперь, каждый из вас возьмёт один камешек и расскажет, что доброго и полезного, можно, сделать для зверей и птиц зимой (дети берут по камешку, образуется горка добрых камешков).
Посмотрите, ребята, сколько добрых дел, можно, сделать для зверей и птиц.
5 Итог непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, вам, понравилось наше занятие? Что, интересного, вы
узнали? (ответы детей). Что, было трудным для вас выполнить?
Молодцы, ребята. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»
В данном материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Здоровые зубы - залог здоровья". Здесь показано как в форме игры можно познакомить детей с правилам...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие (развитие речи)»
НОД на тему "ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У]"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы
Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»
Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...