Роль устного народного творчества в развитии детей
статья по развитию речи на тему

Дударенкова Наталья Александровна

Статья для воспитателей и родителей о влиянии русского народного творчества на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии детей

                                                                                  Подлинную историю народа нельзя знать не

                                                                                           зная устного народного творчества.

                                                                                                                          (М. Горький)

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Русский фольклор не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Он постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

В наши дни проблема народного творчества становится еще более актуальной. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Использование  в моей работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить их и запомнить, что в свою очередь, помогает мне решить практически все задачи методики развития речи. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

 Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. 

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Особая ценность заключается в том, что с помощью фольклорных произведений я легко устанавливаю с ребёнком эмоциональный контакт. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря. 
Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, я, как педагог, выполняю и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. 

Вывод - систематическое и планомерное ознакомление с фольклором  является предпосылкой полноценного овладения ребёнком родного языка, создает фундамент для формирования эстетического восприятия художественной литературы. Фольклор – это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические и воспитательные возможности. Очень важно, чтобы начатая работа была продолжена в дальнейшем. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

                            Воспитатель МБДОУ ДС общеразвивающего вида

                              с приоритетным осуществлением деятельности

                              по социально-личностному развитию детей №10

                              «Мишутка» Дударенкова Наталья Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Индивидуальный план повышенияквалификации воспитателя на тему: "Роль устного народного творчества в развитии детей" на 5 лет (2015-2019 гг.)

Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя  на тему: "Роль устного народного творчества в развитии детей" на 5 лет (2015-2019 гг.)...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей

Огромна роль русского народного творчества в развитии речи детей. Много в нашем современном языке навязанных нам иностранных слов. Порой грубых и некрасивых, а, самое главное, зачастую непонятных....

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста

Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...