Роль устного народного творчества в развитии детей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Огромна роль русского народного творчества в развитии речи детей. Много в нашем современном языке навязанных нам иностранных слов. Порой грубых и некрасивых, а, самое главное, зачастую непонятных.  И так хочется наполнить речь наших детей нашими русскими --  то четкими, то певучими -- словами.  Для этого первый помощник --  русское устное народное творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_unt_v_rechi.docx21.54 КБ
Файл rol_unt_v_rechi.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

                                                                                                       « Детская речь на  всех этапах

                                                                                                     своего развития питается неис-

                                                                                                    черпаемой жизненной силой на-

                                                                                                    родного русского языка».

                                                                                                                       К.И. Чуковский

                                                                  Колыбельная песня. 

  Первый человеческий голос, который ребенок слышит еще находять в утробе – голос его мамы. Первая песенка, которая встречает его в этом мире, как правило, колыбельная. Колыбельная песня  -- удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, она дошла и до нашего времени. Тихим , спокойным и нежным голосом поет мама своему крохе колыбельную, как припев добавляя:  «А-А-А». пройдет совсем немного времени и в один действительно прекрасный день, укачивая чадо, мама в ответ услышит: «А-А-А». Это уже произнесет ее малыш. И для него это будет то ли первое слово, то ли первая песенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.

                                                               Потешки.  

   Почти параллельно с колыбельными песнями в жизни ребенка  появляются потешки. Как жаль, что в последнее время их в нашей жизни   стало гораздо меньше, чем у наших мам  и бабушек.  Но они все-таки есть. И купая своего кроху мамы приговаривают: «Мы не ляжем рано спать, станем Юленьку купать, теплую водичку льем на нашу птичку».  

  Если колыбельную поют перед сном, то потешками можно сопровождать практически любые действия малыша: умывание, купание, одевание… Не говоря уже о прямом назначении потешек.  Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания приводят к развитию речевого слуха и речи ребенка.

 Хочется уделить особое внимание потешкам типа «Сорока – ворона» или «Ладушки». Эти потешки малыш не только слышит, но и показывает, развивая тем самым мелкую моторику, что опять же способствует развитию речи.

                                                         Поговорки и пословицы.   

   Еще один дар наших предков нам --  пословицы и поговорки. Мы часто используем их в речи. От этого она становится более яркой,  образной и убедительной. Часто детям бывает трудно понять смысл пословиц. Поэтому с детьми нужно обязательно обсуждать содержание пословиц и поговорок. Это приводит к совершенствованию активной речи и развитию мышления. Пословица советует, наставляет, предупреж-дает. Используя их в своей речи, дети учатся ясно лаконично, выразительно  отобра-жать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь;  развивается умение творчески использовать слово. По мнению К.Д. Ушинского пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский  лад».

                                                           Загадки. 

   Подрастает ребенок и в его жизни появляется загадка,  где в предельно сжатой, образной, метафорической форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Использование загадок является очень  эффективным методом в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов:  помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,  помогают увидеть вторичные значения слов,  формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

                                                           Заклички, считалки

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям народные песенки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке , снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

                                                      Русские  народные  игры.

Где считалки и заклички, там и народные игры. И какими бы они не были – хороводные, подвижные, игры – забавы или игры словесные --  везде присутствует момент развития речи.

Но все по порядку. Игра в жизни ребенка появляется в младенчестве. . Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки.  И играют мамы со своими детьми в этот период преимущественно именно в народные игры: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

 В этих играх важен  непосредственный контакт взрослых  и детей, а также опора на зрительные изображения. Мама (или воспитатель ясельной группы)  является руководителем игры:  проговаривает текст, а малыш показывает действия, потом большую часть текста произносит взрослый, а малыш добавляет некоторые слова  .Например:  «Гуси-гуси: - говорит взрослый, «га-га-га» -- добавляет кроха. Дальше – больше. Так и развивается речь. Дети учатся слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

Так как почти во всех играх есть момент произношения текста и использования считалок, то расширяется активный словарь детей, закрепляется произношение отдельных слов и предложений.

 У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Ребята учатся  правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащается активный словарь. Развивается связная речь.

В этот период чрезвычайно полезны народные игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. (« Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).

В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание . Это такие игры как, «Испорченный телефон», « Краски», «Скажи наоборот», «Ушки», «Аюшки», «Фанты», «Почта», «Молчанка», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коршун», «Клубочек», «Бояре».

 Использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных  играх;

- народные фольклорные игры представляют собой особый вид  деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно   развивается речь;

- народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;

- народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.

                 

                                                       Сказка

   Мир сказки удивителен и уникален, фантастический, вымышленный рассказ о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапятных времен.  В этом мире живет добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения и в ней дети ищут ответы на многие вопросы. Благодаря сказке ребенок учится говорить, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, курочка Ряба и пр.)  И чем дальше – тем больше.

   Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.  

  Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая, однако не у всех детей к определенному возрасту достигается желательный  уровень развития речи. Здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают дома и в детском саду. В детском саду дети учатся пересказывать сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки. Дети беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют о них рассказы. Сказка раскрывает перед ними весь мир, создает необыкновенные образы. Безусловно, это все способствует развитию речи детей.

 https://multiurok.ru/files/narodnye-igry-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-detei-s.html                                     



Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

                                                                                                       « Детская речь на  всех этапах

                                                                                                     своего развития питается неис-

                                                                                                    черпаемой жизненной силой на-

                                                                                                    родного русского языка».

                                                                                                                       К.И. Чуковский

                                                                  Колыбельная песня. 

  Первый человеческий голос, который ребенок слышит еще находять в утробе – голос его мамы. Первая песенка, которая встречает его в этом мире, как правило, колыбельная. Колыбельная песня  -- удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, она дошла и до нашего времени. Тихим , спокойным и нежным голосом поет мама своему крохе колыбельную, как припев добавляя:  «А-А-А». пройдет совсем немного времени и в один действительно прекрасный день, укачивая чадо, мама в ответ услышит: «А-А-А». Это уже произнесет ее малыш. И для него это будет то ли первое слово, то ли первая песенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.

                                                               Потешки.  

   Почти параллельно с колыбельными песнями в жизни ребенка  появляются потешки. Как жаль, что в последнее время их в нашей жизни   стало гораздо меньше, чем у наших мам  и бабушек.  Но они все-таки есть. И купая своего кроху мамы приговаривают: «Мы не ляжем рано спать, станем Юленьку купать, теплую водичку льем на нашу птичку».  

  Если колыбельную поют перед сном, то потешками можно сопровождать практически любые действия малыша: умывание, купание, одевание… Не говоря уже о прямом назначении потешек.  Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания приводят к развитию речевого слуха и речи ребенка.

 Хочется уделить особое внимание потешкам типа «Сорока – ворона» или «Ладушки». Эти потешки малыш не только слышит, но и показывает, развивая тем самым мелкую моторику, что опять же способствует развитию речи.

                                                         Поговорки и пословицы.   

   Еще один дар наших предков нам --  пословицы и поговорки. Мы часто используем их в речи. От этого она становится более яркой,  образной и убедительной. Часто детям бывает трудно понять смысл пословиц. Поэтому с детьми нужно обязательно обсуждать содержание пословиц и поговорок. Это приводит к совершенствованию активной речи и развитию мышления. Пословица советует, наставляет, предупреж-дает. Используя их в своей речи, дети учатся ясно лаконично, выразительно  отобра-жать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь;  развивается умение творчески использовать слово. По мнению К.Д. Ушинского пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский  лад».

                                                           Загадки. 

   Подрастает ребенок и в его жизни появляется загадка,  где в предельно сжатой, образной, метафорической форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Использование загадок является очень  эффективным методом в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов:  помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,  помогают увидеть вторичные значения слов,  формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

                                                           Заклички, считалки

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям народные песенки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке , снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

                                                      Русские  народные  игры.

Где считалки и заклички, там и народные игры. И какими бы они не были – хороводные, подвижные, игры – забавы или игры словесные --  везде присутствует момент развития речи.

Но все по порядку. Игра в жизни ребенка появляется в младенчестве. . Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки.  И играют мамы со своими детьми в этот период преимущественно именно в народные игры: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

 В этих играх важен  непосредственный контакт взрослых  и детей, а также опора на зрительные изображения. Мама (или воспитатель ясельной группы)  является руководителем игры:  проговаривает текст, а малыш показывает действия, потом большую часть текста произносит взрослый, а малыш добавляет некоторые слова  .Например:  «Гуси-гуси: - говорит взрослый, «га-га-га» -- добавляет кроха. Дальше – больше. Так и развивается речь. Дети учатся слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

Так как почти во всех играх есть момент произношения текста и использования считалок, то расширяется активный словарь детей, закрепляется произношение отдельных слов и предложений.

 У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Ребята учатся  правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащается активный словарь. Развивается связная речь.

В этот период чрезвычайно полезны народные игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. (« Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).

В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание . Это такие игры как, «Испорченный телефон», « Краски», «Скажи наоборот», «Ушки», «Аюшки», «Фанты», «Почта», «Молчанка», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коршун», «Клубочек», «Бояре».

 Использование народных игр для развития и корректировки речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

- сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных  играх;

- народные фольклорные игры представляют собой особый вид  деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно   развивается речь;

- народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;

- народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.

                 

                                                       Сказка

   Мир сказки удивителен и уникален, фантастический, вымышленный рассказ о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапятных времен.  В этом мире живет добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения и в ней дети ищут ответы на многие вопросы. Благодаря сказке ребенок учится говорить, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, курочка Ряба и пр.)  И чем дальше – тем больше.

   Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.  

  Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая, однако не у всех детей к определенному возрасту достигается желательный  уровень развития речи. Здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают дома и в детском саду. В детском саду дети учатся пересказывать сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки. Дети беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют о них рассказы. Сказка раскрывает перед ними весь мир, создает необыкновенные образы. Безусловно, это все способствует развитию речи детей.

 https://multiurok.ru/files/narodnye-igry-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-detei-s.html                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Роль устного народного творчества в развитии детей

Статья для воспитателей и родителей о влиянии русского народного творчества на развитие речи детей...

Индивидуальный план повышенияквалификации воспитателя на тему: "Роль устного народного творчества в развитии детей" на 5 лет (2015-2019 гг.)

Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя  на тему: "Роль устного народного творчества в развитии детей" на 5 лет (2015-2019 гг.)...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста

Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...