Почта
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Королёва Татьяна Анатольевна

 

Коррекционно-образовательные: формировать представления о труде работников почты, о важности их труда. Расширить и активизировать словарь по теме “Почта «. Учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие: упражнять детей в подборе имен существительных к прилагательным и учить согласованию их в роде, числе и падеже. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое, восприятие.  Профилактика нарушений письменной речи. Укреплять мышцы глаз и совершенствовать их координацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pochta.docx18.54 КБ
Файл zanyatie_transpotr.docx24.38 КБ
Файл my_stroiteli.docx28.99 КБ
Файл zanyatie.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Почта».

Тема НОД: «Почтовые вагоны»

Интеграция образовательных областей:

познание;

коммуникация;

чтение художественной литературы;

здоровье.

Технологии:

использование игровых методов;

проблемного обучения;

игровые технологии, направленные на развитие слухового  и зрительного  внимания;

информационные компьютерные технологии;

здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз;

технологии сохранения и стимулирования здоровья: физминутка;

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать представления о труде работников почты, о важности их труда. Расширить и активизировать словарь по теме “Почта «. Учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие: упражнять детей в подборе имен существительных к прилагательным и учить согласованию их в роде, числе и падеже. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое, восприятие.  Профилактика нарушений письменной речи. Укреплять мышцы глаз и совершенствовать их координацию.

Материалы: картинки по теме «Почта», презентация «Путешествие на почту».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед привлекает внимание детей к монитору компьютера (слайд 1).

- Вот стоят вагоны в ряд

И все хором говорят:

- Едем, едем в детский сад,

Везем посылки для ребят.

- Как называются вагоны, в которых перевозят почтовые посылки? (Почтовые).

- А как называется поезд с почтовыми вагонами? (Почтовый).

2. Объявление темы слайд 2

-  Сегодня мы узнаем историю почтовых вагончиков. А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о том, как появилась почта.

3. Беседа по картинкам

- Почта занимается пересылкой почтовых отправлений – писем, газет, журналов, денежных  переводов, бандеролей, посылок. Вся пересылка происходит при помощи транспорта. Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко? После того, как люди научились читать и писать, эта проблема исчезла. Появилась почтовая связь. Сначала почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге. Позже количество почты увеличилось и ее стали перевозить самолетом. В наше время, когда у каждого дома есть компьютер, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

4. Игра «Отправляем письмо» слайды 3,4,5

- А вот история первого вагончика:

Я вагончик ярко-алый,

Аккуратный и нестарый.

Вот почтовое письмо,

Ване я везу его.

- Скажите, а как еще можно доставить письма?

- Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что?)…(Почтовый вагон).

-Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (что?)…(Самолет).

- Чтобы отправить письмо голубиной  почтой, нужен (кто?)…(Голубь).

- Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (что?)…(Компьютер).

- Чтобы отправить письмо на север, нужны (что?)…(Собачьи упряжки, вертолет).

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какой почты сейчас нет? (Голубиной).

5. Игра «Чья телеграмма?»

- Теперь оранжевый вагончик расскажет нам свою историю:

Я оранжевый вагон,

Очень добрый почтальон.

Телеграммы есть для Коли,

Для его подруги Оли.

- Эта телеграмма для Оли. Это чья телеграмма? (Это Олина телеграмма.)

- Эта телеграмма для Коли. Это чья телеграмма? (Это Колина телеграмма.)

- Эта телеграмма для Жени. Это чья телеграмма? (Это Женина телеграмма.)

6. Игра «Волшебная посылка» слайд 6

Логопед предлагает детям прочитать слоги на мониторе и составить из них слова: ка, бан, бан, ка, ко, ты, но, ты.

- Мы с вами отправили посылки сказочным героям, а теперь посылка пришла нам с  вами. Посмотрите, в посылке карточки со слогами. Вы должны составить из этих слогов четыре слова.

Дети составляют слова, логопед проверяет и оценивает работу детей

7. Физминутка «Почтовый ящик»

На скамейку я встаю,                      Поднимаются на носочки и тянутся

Еле ящик достаю.                             за руками вверх.

Открываю ящик                               «Открывают»,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика                     Приседают – встают с вытянутыми

Письма настоящие.              руками.

8. Игра «Что делает? Что делают?»

- Пришло время послушать историю голубого вагончика.

Я вагончик голубой,

Не угнаться вам за мной.

Бандеролей везу воз –

Заказал их Дед Мороз.

- Ребята, сейчас мы с вами расскажем, что можно сделать с бандеролями, письмами и посылками.

- Ваня письмо отправляет, а дети письма (что делают?)…(Отправляют.)

- Почтальон телеграммы разносит, а почтальоны телеграммы (что делают?)…(Разносят.)

- Мама марку на конверт наклеивает, а мамы марки на конверты (что делают?)…(Наклеивают.)

- Дедушка бандероль получает, а дедушки бандероли (что делают?)…(Получают.)

Маша поздравительную открытку рисует, дети поздравительные открытки

(что делают?)…(Рисуют.)

Мальчик письмо в почтовый ящик опускает, а мальчики письма в почтовые ящики (что делают?)…(Опускают.)

9. Игра «Сколько писем в сумке у почтальона?» слайд 7

- Осталось нам послушать историю последнего вагончика.

Часто езжу я по свету,

Письма развожу, газеты.

Двери смело открывай,

И скорее посчитай!

Дети смотрят на зашумленное изображение писем на мониторе.

10. Гимнастика для глаз

- А сейчас посмотрим вдаль,          Смотреть прямо перед собой, поставить палец

На это времени не жаль,                 на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор

Что вблизи и что вдали                   на кончик пальца и смотреть на него, затем

Глазки рассмотреть должны.          опустить руку.

- Чтобы мы не зевали                      Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево

Глаза по кругу побежали.               и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и

Остановка, и опять                          снова вверх.

В другую сторону бежать.

10. Прочти слово по первым звукам названий картинок слайд 8

11. Итог занятия

- Чьи истории мы сегодня слушали? Что может быть почтовым?

Что нужно не забывать делать в праздники, дни рождения и когда наши родные и друзья находятся далеко? (Присылать поздравительные открытки и письма.)



Предварительный просмотр:

Татарстан г. Бугульма

МБДОУ №17 «Красная шапочка»

Конспект  открытого занятия

по формированию
лексико-грамматических средств языка и

развитию связной речи


в старшей логопедической группе


по лексической теме

«Транспорт» 






Задачи:

коррекционно-образовательные задачи


  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; 

  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему; 

  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными; 

  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа; 

  • закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с .

  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы; 

  • познакомить детей с многозначными словами, объяснить разницу в значении этих слов.



коррекционно-развивающие задачи:


  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;

  • развивать артикуляционный и дыхательный аппарат;

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

  • развивать ассоциативное мышление
    .



коррекционно-воспитательные цели


  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера; 

  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.



оборудование:

  • картинки – ассоциации;
  • картинки на тему «транспорт»; 
  • опорная схема для описательных рассказов;
  • листы бархатной бумаги с контурами разных машин; 
  • клубки ниток на каждого ребенка; 
  • мяч;
  • сигнальный кружок на каждого ребенка;




Ход образовательной деятельности:


I. Орг.момент.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, вывешенные на доске.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? 
Дети: Мы будем говорить сегодня о транспорте.

Воспитатель: Правильно, о транспорте. Ребята, а какой бывает транспорт?
Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Воспитатель: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинки и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. 

Дети: Воздушный транспорт – это самолет, вертолет, ракета. Наземный – автобус, машина, трактор. Водный – корабль, лодка, катер. 

II. Д/ игра «Дружит или не дружит». .

Логопед: Машина «дружит» с автобусом или глобусом?  

Дети: Машина «дружит» с автобусом, потому что они относятся к наземному транспорту.
Логопед: Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?
Дети: Самолет «дружит» с ракетой, потому что они относятся к воздушному транспорту.
Логопед: Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Дети: Корабль «дружит» с лодкой, потому что они относятся к водному транспорту.
Логопед: Трамвай «дружит» с домом или поездом?
Дети: Трамвай «дружит» с поездом, потому что они относятся к наземному транспорту.
Логопед:
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Дети: Мотоцикл «дружит» с машиной, потому что это наземный вид транспорта.
Логопед: Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети: Поезд не дружит с ракетой, потому что они относятся к разным видам транспорта.


III. Упражнения дыхательной гимнастики.

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.
«Машины едут по мостовой». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»
«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

IV. Знакомство с многозначными словами.

Логопед: что вы видите на картинке?
Дети: Хвост самолета и лисий хвост.

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?
Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Логопед: Как вы думаете для чего крыло самолета? Крыло птицы?

Дети: Самолету и птице нужны  крылья, чтобы летать.
Логопед: Как вы думаете для чего нос теплохода?  Нос человека?

Дети: Нос теплоходу нужен, чтобы разбивать воду, волны, а человеку, чтобы дышать, чувствовать запахи.


V. Упражнение «Из чего-какой ?»

Логопед: Ребята, посмотрите на машину.  Дверца из металла у машины (какая?)
Дети: Металлическая.
Логопед: Руль из пластмассы (какой?)
Дети: Пластмассовый.
Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)
Дети: Кожаное.
Логопед: Колесо из резины (какое?)
Дети: Резиновое.

VI. Д/и «Летит, едет, плывет».

Логопед: Вы должны поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом.

Самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик.

 VII. Д/и « На что похоже ?»  

(на доске размещены две группы картинок)
Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.
Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.
Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.


Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет

Мы собрались с ним в полет.

Правое крыло, левое крыло.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь вверх, лечу,

Возвращаться не хочу!

VIII. Игра с мячом «Один-много».
- Грузовик - ... (грузовики).
- Микроавтобус - ... (микроавтобусы).
- Легковой автомобиль - ... (легковые автомобили).
- Милицейская машина - ... (милицейские машины).
- Спортивный самолет - ... (спортивные самолеты).
- Мотоцикл - ... (мотоциклы). 

IX. Развитие мелкой моторики.

( у детей листы бархатной бумаги с контурами различного вида транспорта и нитки)

Логопед: Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

X. Упражнение для развития связной речи.

 

Логопед: Опиши транспорт по плану:

  1. Как называется?
  2. К какому виду транспорта относится?
  3. Кем управляется?
  4. Как используется людьми?

Дети: Это – грузовик. Он относится к наземному виду транспорта. Управляется водителем. На грузовике можно перевозить песок, кирпичи и другие материалы.

 

XI. Итог занятия:
Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Правильными и интересными были ответы на вопросы у Даниля, Кирилла, Никиты. Артем провел физкультминутку.  Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны. Молодцы.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Красная шапочка»

 Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область «Коммуникация»

Тема «Юные строители»

(старшая группа)

Составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ №17 «Красная шапочка»

Королёва Татьяна Анатольевна

г.Бугульма,2014 г.

Тема

«Юные строители»

Программа

Н.Е.Веракса «От рождения до школы»

Возраст

Старшая группа (5-6 лет)

Направление

Познавательно-речевое

Основная образовательная область

Коммуникация

Интегрированные образовательные области

Коммуникация, познание, социализация, труд.

Форма проведения

Фронтально, подгрупповая работа образовательная ситуация с элементами игры, познавательно-исследовательской деятельности.

Цель

Развитие у детей познавательных интересов, мыслительной активности. Усвоение лексического минимума по изучению татарского языка в соответствии с УМК.

Воспитательные

Воспитывать интерес к познанию, активность, организованность,  эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу. Создать детям хорошее настроение.

Развивающие

Развивать навыки речевого общения, формировать умение выражать свои мысли, познавательные способности и произвольное внимание детей по средствам поисковой деятельности.

Образовательные

Обобщить знания о строительных профессиях.

Обогащать речь детей – существительными, обозначающими название строительных материалов. Учить детей составлять сложные распространенные предложения. Совершенствовать элементарные конструктивные умения в процессе действий с геометрическими фигурами, соотносить геометрические фигуры и их взаиморасположения.

Планируемый результат

Самостоятельное решение детьми поставленных задач.

Методы и приёмы

Рассказ, беседа-диалог, объяснение, обследование образца, анализ образца, моделирование, проблемный вопрос, мотивация деятельности, прогнозирование, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физминутка, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, подведение итогов.

Наглядные средства обучения

Презентация, схемы с изображением домов различной конструкции, макеты домов.

Раздаточный материал

Наборы геометрических фигур для работы по подгруппам, подносы, солома, веточки деревьев, строительный материал (набор кубиков)

Организация детей

Свободная - стоя, в кругу, свободная- на ковре, свободная- подъём и спуск по лестнице, свободная- стоя около столов.

Индивидуальная работа

Исправление речи детей, поощрение.

Словарная работа

Обогащение- название строительных профессий (каменщик, столяр, маляр, архитектор).

Активация- дом, здание, окно, дверь, крыша, лестница, счет в пределах 10,один, много (на русском и татарском языках); одноэтажный, многоэтажный, круг, квадрат, прямоугольник.

Предварительная работа

Рассматривание домов на прогулке и сравнение их; рассматривание иллюстраций, фотографий; обучение строительству многоэтажных домов по фотографиям и образцу воспитателя, рисование на тему «Дома на нашей улице», беседы: «Строительные профессии». «Кто построил детский сад»,чтение художественной литературы: русской народной сказки «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка», Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»,рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним,

проведение сюжетно-ролевой игры «Строители» и дидактической игры «Кому, что нужно для работы?»,

моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов.

Структура

1ч.Психологический настрой физминутка «Строят гномы дом»

2ч. Просмотр  презентации «Из истории жилища». Загадывание загадок- слайд отгадка

3ч. Дидактическое упражнение «Для того чтобы…»

4ч.Динамическая пауза «Стройка»

5ч.Просмотр презентации «Строительные профессии». Загадывание загадок- слайд отгадка

6ч.Дидактическая игра «Архитектор»

7ч.Составление творческих рассказов по плану «Дом моей мечты»

8ч.Пальчиковая гимнастика Дом»

9ч.Подвижно-познавательная игра «Лестница»

10ч.Поисково-исследовательная деятельность Дома трёх поросят»

11ч.Проговаривание изображений слайдов презентации с жестикуляционным сопровождением

Ход занятия.

В. Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей.

 Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища?

В. Скажите из какого материала строят дома? Какие бывают дома?(слайд 1,2)

В. Скажите на татарском языке слово-дом-!!!!

(Ответы детей).

В.Сейчас мы представим себе, что мы маленькие гномы, которые строят дом.

Физкультминутка «Строят гномы дом»

Динь-дон, динь-дон,        (Постукивание кулачок об кулачок)

Гномы строят новый дом.        

Красят стену, крышу, пол. (Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью)

Прибирают все кругом.         (Имитированные движения подметание пола)

Мы к ним в гости придем (Шаги на месте)

И подарки принесем. (Имитация вручение подарков)

На пол мягкую дорожку, (Как-будто расстелают дорожку)

Расстелив ее к порожку.        

Две подушки на диван, (Руки прислонить к щеке, как-будто спят)

Меду липового жбан.( Погладить живот.)

В. Посмотрите какие дома были раньше. Как вы думаете из чего их и где их строили (слайд 4,5,6)

В.Какие бывают дома по высоте? Правильно. одноэтажные, многоэтажные, «небоскрёбы»-очень высокие дома. (слайд 7,8,9)

В. Отгадайте вы загадки и увидите отгадки. Ответы проговаривайте на русском и татарском языках.

Основа соснова, уток соломенный.  (слайд 10)

Что это?- Крыша

Высокая и строгая,

 Ходит, пол не трогая.

 Кто ни выйдет, ни зайдет,

 Ручку ей всегда пожмет. (слайд 11)

Что это?- дверь

Зимой заклеено оно,

 А летом открывается.

 Оно кончается на «О»

 И так же начинается (слайд 12)

Что это?- окно

Каждый ходит по мне

 Летом и зимой,

 А ездить нельзя.(лестница) (слайд 13)

В. Хорошо, отгадали. Молодцы! А я придумала вот какую игру, она называется «Для того чтобы…». Эта игра научит нас красиво составлять предложения.

(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.)

Крыша нужна дому для того, чтобы …

 Двери нужны дому для того, чтобы …

 Окна нужны дому для того, чтобы …

 Кухня нужна дому, для того, чтобы …

 Электричество нужно дому, для того чтобы …

 Мебель нужна дому для того, чтобы …

В. А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей).

В. Да, это строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте отгадаем загадки, посмотрим отгадки и назовём  их.

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.(Каменщики.) (слайд 14)

В. Чем занимается каменщик? (Ответы детей)

В. Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Он бревно отешет ловко,

 Стены сделает, навес.

 У него смолой спецовка

 Как сосновый пахнет лес. (Плотник) (слайд 15)

В.Чем занимается плотник? (Ответы детей)

 В. Верно. Плотник  делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер –

Мастер он по стенам! ( Маляр) (слайд16)

В.Чем занимается маляр? (Ответы детей)

В. Хорошо. Маляр красит стены и белит потолки. Существует ещё одна профессия- архитектор. (слайд 17)

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

 Без человека этой профессия невозможно начать строительство здания или дома. Он создает проект, чертёж будущего здания . И я предлагаю вам стать на время архитекторами. У вас на столах находятся  геометрические фигуры и чертежи –схемы зданий. Внимательно их рассмотрите. Назовите геометрические фигуры на русском и татарском языках: круг-!!!, квадрат-!!!! А теперь выложите из геометрических фигур силуэты зданий.

 (Дети выкладывают картинку - схему будущего здания.)

В. Ребята! Я вижу, как интересно работать со схемами. Можно приступить к строительству. Выполним динамическую паузу «Стройка»

Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.

В. Какие вы молодцы! Может кто-то из вас мечтает построить свой, необычный дом? Я предлагаю составить  творческий рассказ на тему «Дом моей мечты» используя небольшой план.

1. Какого размера ваш дом?

 2. Каков он снаружи?

 3. Каков он внутри?

 4. Что есть необычного в вашем доме?

 5. Почему вы хотели бы жить в этом доме?

(Дети составляют рассказы)

В. Чтобы отлично работал и говорил наш язычок прошу вас выполнить пальчиковую гимнастику  «ДОМ»

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и разводим пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы разведены  в стороны. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

В. Дети, может быть мы поиграем, поиграем-посчитаем. Сейчас мы выйдем на лестничную площадку. Скажите, сколько этажей в нашем детском саду.

(Ответы детей). Чтобы подняться на первый этаж, сколько нужно пройти ступеней лестницы? Много или мало?  Ответьте на татарском языке Мало-!!!! А чтобы подняться на второй этаж? Ответьте на татарском языке Мало-!!!! Сейчас будем подниматься на второй этаж и считать ступени на татарском языке-!!!!!!!!!!!!

(Подвижно-познавательная игра «Лестница»)

В.Очень хорошо! Вот ещё загадка.

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком, вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

В. Верно, это герои сказки !!!!!!!!«Три поросёнка».Напомните мне, о чём говорится в сказке.(слайд 18,19,20) (Ответы детей)

В. Замечательно. Как вы думаете, действительно домик построенный из кирпичей был самым крепким? Предлагаю пройти к столу и провести опыт.

(На столе стоят макеты домиков, в подносах -солома, веточки деревьев, кубики строительный материал.  Воспитатель предлагает покрыть крышу одного из домиков соломой, затем подуть и сделать заключение. Затем покрыть крышу другого домика веточками деревьев и снова подуть, сделать выводы. Третий домик- построить из мелкого строительного материала, подуть, придти к разрешению проблемной ситуации)

В.Вот какую большую работу мы проделали. Вы, молодцы! И сейчас вы не только назовёте на татарском и на русском языках, то что увидите на экране,

но и покажите.

В.Прекрасно! Вы, умники!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Что такое – превращения? »

Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения на основе практических действий.

Материал: картинки с изображением сказочных героев, с животными, с изображением последовательного изменения роста человека; карточки со схематичным изображением превращений; 3 стаканчика с водой, чайные ложки, соль, сахар, марганцовка, марля.

Ход занятия:

Восп.: Ребята, мы сегодня на занятии будем говорить о превращениях. Подумайте и скажите, где бывают превращения?

Дети: В сказках.

Восп: Вспомните и назовите превращения в сказках.

Выслушиваются ответы детей.

Восп: кто сможет сказать, что такое превращение?

Ответы детей

Восп: как мы узнаем, что превращение произошло?

Дети: Что-то или кто-то изменился, стал другим.

Восп: Правильно. Итак, превращение – это когда кто-то или что-то был одним, а потом стал другим. Но превращения бывают не только в сказках, но и в настоящей жизни. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет что?

Дети: Ночь.

Восп: Во что ночь потом может превратиться?

Дети: Опять в день.

Педагог показывает картинку с детенышем  животного.

Восп: Это кто?

Дети: Котенок.

Воспит.: Правильно. И назовем его Кузя.  А это кто? (показывает картинку с взрослым животным)

Дети: Это кот.

Воспит.: Как вы думаете, может ли это быть один и тот же кот?

Дети: Да. Сначала он был маленьким, а потом вырос, и стал большим.

Воспит.: Правильно. Котенок превратился в кота, потому что он вырос. И вы тоже  превратитесь во взрослых людей. И звать вас так же будут, как и сейчас. Но превращаться вы будете медленно. ( Показывает картинки с изображением последовательного изменения роста человека).  А давайте тоже сделаем маленькое превращение из пластилина. Можно из кубика сделать шарик?

Дети: Да.

Дети лепят шарик, разминая холодный пластилин.

Воспит. Пластилин был, какой?

Дети: Холодный ,и в виде кубика.

Воспит. А стал каким?

Дети: Теплый, и в виде шарика.

Воспит. Произошло превращение. Давайте поиграем в игру « Угадай превращение» Я буду говорить предмет, а вы во что он превратиться.

 ( дерево – деревянный дом, зернышко- цветок, щенок – собака, вод – лед и т.д.) Может кто - то придумает свои превращения.

Воспит. А вы знаете, что можно изобразить схематично превращение.. Рисуется стрелочка, показывая направление превращения. От лягушки к царевне или наоборот. Я сейчас раздам листочки, и вы схематично изобразите, что во что превращается.

Дети выполняют задание.

Воспит. А теперь отдохнем и поиграем в игру « Море волнуется раз»

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

море волнуется три

морская фигура в виде ….. замри».

Воспит. А фокусник это волшебник или это настоящее превращение? А давайте его самого спросим. Я пригласила фокусника к нам в детский сад

Заходит фокусник

Фокусник. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы меня пригласили в гости в ваш детский сад. Сейчас я вам покажу фокусы-превращения.  Как вы думаете, что нам надо для этого?

Ответы детей

фокусник: Есть у меня волшебная палочка – это обычная чайная ложка. Она сегодня будет моей помощницей. Эх, махалай, да махалай, превращения начинай. Главное ребята, это – внимание, превращения нужно  заметить. Итак, мы начинаем.

Первое превращение. Мне понадобиться стакан с водой и соль. Я чайной ложкой беру соль и опускаю в воду, дотрагиваюсь волшебной палочкой, мешаю… Раз, два, три!  Соль исчезла. Что с ней произошло, как вы думаете?

Дети: Соль растворилась.

Фокусник: А что стало с водой? Она поменяла цвет?

Дети: Вода стала соленой и не поменяла цвет.

Фокусник: Молодцы! Я, предлагаю прейти ко второму превращению. Только мне нужно два помощника (вызывает двоих детей). Превращение будем делать вместе со мной. Возьмем стаканы, нальем туда чистой воды, а теперь самое главное. Берем волшебной палочкой сахар и опускаем ее в воду. Размешиваем нашей помощницей – чайной ложкой. Ребята, изменила ли цвет вода?  Куда делся сахар?

Дети: Вода не поменяла цвет, а сахар растворился в воде.

Фокусник: Ребята, что вы наблюдали? Что изменилось?

Дети: Мы наблюдали, как сахар и соль растворилась в воде. Вода поменяла вкус. В первом случае, она стала соленая, а во втором сладка.

Фокусник: Молодцы! Я приготовил еще одно превращение.  Посмотрите, ребята, я беру этот стакан и наполняю его водой, и помешиваю. А теперь опускаю в его вот этот марлевый мешочек (в мешочке 2-3 кристаллика марганцовки). Вот посмотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде, они исчезают, а вода при этом меняет цвет. На что это превращение похоже? Пофантазируйте, и скажите, на что похожи растворяющиеся кристаллики?

Ответы детей.

Фокусник: Я закончил свой сеанс. Мои превращения понравились вам?

Дети: Да.

Фокусник: Мне пора. До новых встреч.

Воспит: Итак, мы сегодня говорили о превращениях. Вам понравилось находить превращение и самим его делать?

Дети: Да.

Воспит: Тогда на следующих занятиях мы продолжим эту тему, и  будем исследовать новые превращения.

Конспект занятия в подготовительной группе

по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников

на тему:« Чудо – вода»

Программное содержание

Закрепить полученные знания о воде.

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).

Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира..

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Развивать навыки работы со словарем.

Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; корреспондент; исследователи; ученые; опыты; интервью, слова с частицей «аква».

Активизация словаря:

«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.

Нахождение материала о воде дома.

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Прослушивание музыкальных записей.

Проведение исследований, опытов.

Работа со словарем.

Ход занятия

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают о чудесных превращениях воды.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура, какая бывает вода: минеральная, колодезная и т.д.; для чего нам нужна вода: воду можно пить, варить пищу и т.д.).

Где вы находили информацию о воде? (Рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.)

Воспитатель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент.

Кто такой корреспондент? (Человек, специально отправленный за информацией.)

Кристина становится у нас… (корреспондентом).

Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопросы.

Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?

Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?

Воспитатель: Саша хочет быть кем? (Я хочу быть корреспондентом.)

Какая бывает вода?

Чем можно измерить температуру воды?

Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Воспитатель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы станем учеными, и продолжим исследовать воду.

Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.

Вы готовы?

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами. 
Посередине группы – стол для опытов.

Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img1.gif

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img2.gif

А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Предлагаю выйти к столу Камилю. Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Камиль, с чем ты будешь проводить опыт?

Для опыта я подготовил кубики льда.

Вам нужна помощь? (Ребёнок предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)

Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

Саша, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

Ребёнок: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Воспитатель: Исследователь Камиль, мне интересно, как же вы получили лед?

Камиль: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

http://festival.1september.ru/articles/517577/img3.gif

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Воспитатель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

У вас на столах 3 баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами.

Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.

А в другую баночку положите второе вещество.

Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу соленая.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.

На третьем блюдце у вас находится вещество – марганец. Насыпьте его в третью баночку, но не мешайте. Коллеги, что происходит с кристалликами марганца? (Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.)

Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Воспитатель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».

АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.

Мне очень хочется узнать:

Пелагея, что больше всего тебе сегодня понравилось?

Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)

Никита, что было полезным для тебя?

Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?

Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почти репортаж

«В умной беседе быть – ума прикупить…»27–28 октября 2011 года состоялась «Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПОЧТА"

КОНСПЕКТ  ИГРОВОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПОЧТА"...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Экскурсия на почту

Ознакомление с окружающим...

авторский конспект итогового мероприятия по лексической теме "почта" для детей подготовительной к школе группы "И в сказке почта есть" по ФЭМП

авторская разработка по ФЭМП как итоговое мероприятие по проекту "почта"  на базе презентации интерактивной технологии мимио (представлены скриншоты страниц презентации). материал представлен в и...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых-работники почты. Экскурсия на почту»

Конспект занятия, посвященный знакомству детей с работой сотрудников почты, порядком отправки писем...