"Речевая готовность детей к школе"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зельман Наталья Евгеньевна

 Слайд №1«Речевая готовность детей к школе»

Последний год ребенок в детском саду. Скоро его ждет школа. Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают все большую тревогу. Существенное место среди этих волнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма, счета. Одно из наиболее распространенных родительских заблуждений состоит в том, что ребенок, который может быстро произносить названия всех цифр от 1 до 100, читать слова и предложения на первых страницах словаря, писать печатными буквами и рассказывать по картинке, готов к школе.  Это заблуждение усугубляется еще и тем, что при записи ребенка в школу до недавнего времени выяснялись прежде всего знание числового ряда и техника чтения. У родителей создается ложное представление о том, что умение читать и считать - это главные гарантии дальнейших школьных успехов.

В том, насколько обманчиво и опасно это широко распространенное мнение, родители убеждаются очень скоро. Почему?  Потому что процесс письма и чтения имеет очень сложную психофизиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затрудняет этот процесс в школе, учителю приходится не столько учить, сколько переучивать ребенка.

Так что же, все пустить на самотек и не заниматься с ребенком? Нет, обязательно заниматься, рассматривая занятия как формирование базиса для успешного обучения письму и чтению.

Слайд№2

Это особенно важно, так как в основе письма и чтения лежит целый пласт способностей и навыков: интеллектуальное развитие, сукцессивные функции, способность к символизации и навык звуко – буквенной символизации,

наглядно – образное и ассоциативное мышление, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация, зрелость моторики, графо моторные навыки. Устная речь, фонематическое восприятие и навык фонематического анализа.

         Сейчас  я расскажу, что же стоит за каждым из этих компонентов.

Слайд№3

* Интеллектуальное развитие предполагает  достаточно высокий уровень представлений ребенка об окружающем, владение им мыслительными операциями сравнения ( сравнивание предметов по величине, ширине, высоте, структура предметов); обобщения, классификации предметов ( мебель, посуда, одежда, игрушки. Например, рыбы, птицы, звери, насекомые; умением классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам. и т.д.);  сформированность  способности к установлению причинно – следственных связей(скажем, в групповой комнате в кукольном уголке ребенок пытается сесть на стульчик, предназначенный для кукол, но у него ничего не получается. Воспитатель и ребенок выясняют, почему это невозможно сделать. Например, дети знают, что суп едят металлической ложкой, потому что она имеет удобную форму и размер. Вместе выясняем, можно ли использовать для этого деревянную ложку, десертную, стеклянную, можно ли есть суп картонной ложкой, шумовкой. Можно вместе с детьми построить прогноз относительно временных закономерностей (сутки), последовательности отдельных действий человека при выполнении чего-либо (уход за растениями, сбор на прогулку и др.  Последовательности результатов какого-либо производственного цикла : дерево — бревно — доски — стол.  Для развития умения определять причинно-следственные связи, можно широко использовать различные сказки, рассказы, стихи-вопросы, направленные на выяснение причины произошедшего :«Почему промок зайка? Почему дед один никак не мог вытянуть из земли репку?» и др., что было сначала, а что произошло потом, что же изменилось и почему и т.д.».

Слайд№4

* Сукцессивными  функциями подразумевается способность к восприятию, запоминанию и воспроизведению рядов различного типа: двигательного ( перебор пальцев, выполнение многоступенчатых инструкций и нескольких движений ), слухового ( воспроизведение времен года, дней недели, месяцев, цифрового ряда в прямой и обратной последовательности; ритмов, звуков, слов с постепенным наращиванием в прямой  и обратной последовательности; предложений разной длины и их распространение); зрительного ( воспроизведение ряда предметов, продолжение ряда с сохранением принципа чередования, обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок).

Слайд№5

*Способность к символизации-  это умение изображать символами предметы, действия. Чтобы его сформировать, надо заучивать стихи и составлять рассказы с помощью мнемотаблиц.

Слайд№6

*Наглядно – образное и ассоциативное  мышление- ребенку надо уметь без труда определять, на что похожи предмет, буква.

Слайд№7

*Зрительно – пространственное восприятие будущего школьника должно достигать уровня, когда он без труда называет цвета и их оттенки, геометрические формы, хорошо владеет пространственными ориентировками на собственном теле, в окружающем пространстве и отражает их в речи с помощью предлогов, наречий. Очень важно, чтобы ребенок умел складывать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, находить недостающий «лоскуток» в орнаменте, прослеживать взглядом лабиринты, узнавать контурные изображения.

Слайд№8

*Необходимый уровень зрительно – моторной координации требует от дошкольника умения обводить изображение по контуру, раскрашивать и штриховать, дорисовывать недостающие детали и незаконченные рисунки.

Слайд№9

*Важнейшими компонентами базиса письменной речи являются мелкая моторика и графомоторные навыки.  Мелкая моторика формируется с раннего возраста через пальчиковые игры, манипуляцию  с мелкими предметами: мозаикой, различными крупами, бусинками, пуговицами.

Слайд№10

А вот графомоторные навыки начинаем формировать только с 6 лет путем ряда упражнений: обводка клетки в тетради, вписывание в клетку различных фигур и элементов букв, рисование по клеткам, печатание букв.

         Неразвитость хотя бы одной из этих способностей, несформированность хотя бы одного из этих навыков ведет к нарушениям письма и чтения при первом же «удобном случае»: при ухудшении здоровья ребенка; при несовпадении темпа, заданного учителем, с собственным темпом ученика; в стрессовых ситуациях и т.д.

         Таким образом, становится очевидным, что дошкольное детство – период формирования базиса письменной речи, а не собственно обучение письму и чтению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...