Презентация "Развитие связной речи дошкольников средствами наглядного моделиования и мнемотехники."
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Презентация раскрывает теоретические и методические аспекты развития связной речи дошкольников с помощью графических планов, схем. Даны основные понятия по данной теме. Презентация будет полезнана чинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста в группах компенсирующий и общеразвивающей направленности, в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д.Ушинский
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Модели, мнемотаблицы, схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования Дидактические игры Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ)
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать : Опорные предметные картинки схемы, планы и условные обозначения силуэтные изображения геометрические фигуры реальные предметы и т.д.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина; • цвет • форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?
Схемы дл я описания овощей и фруктов Схемы для писание домашних животных:
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание
Пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы над пересказом Младший, средний дошкольный возраст Э тап 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблица . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Старший дошкольный возраст Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу Этапы работы над пересказом
Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет . На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой виде деятельности. Примеры моделей: Уход за комнатными растениями Развитие культурно -гигиенических навыков Рассказывание о времени года Рассказывание о растительном, животном и предметном мире
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-1089-1515522595.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-954529-1507368513.png)
Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...
Презентация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи дошкольников...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечива...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/25/picture-1052692-1553520391.jpg)
Презентация "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Консультация для педагогов ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-2164-1590248311.jpg)
Развитие связной речи дошкольников средствами наглядного моделирования
Данная презентация содержит методические рекомендации для воспитателей по развитию речи старших дошкольников средствами наглядного моделирования.Реализация данного проекта позволит совершенствовать св...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/02/picture-957982-1564743185.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники".
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&r...