Пальчиковые игры
материал по развитию речи на тему

Ситенко Ольга Владимировна

                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx931.95 КБ

Предварительный просмотр:

Это самые простые пальчиковые игры, в которые мы играем. Попробуйте! Ваш ребенок их очень быстро освоит.
Если Вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, то можно включить их в разминку.
С более старшими детками, которые уже рисуют и пишут можно использовать эти стишки для отдыха рук.

ПРИЖМИ БОЛЬШАК

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.
Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.

ris1

ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что?
Постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут!
Постукивают мизинцы.
— Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте! Здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцамдругой руки (гости целуются).
Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.

КОСИ, КОСА!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»

ris4

Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»
Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.

ris3

 ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА

(игра для самых маленьких)

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживаетдругой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».

ЦАП!

 ris2

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.
Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.

В КОПНУ

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.

ris5

ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.

ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».
Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.

МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.


Все, наверное, помнят как учителя заставляли нас делать перерыв на уроке русского: (сжимали-разжимали, стряхивали)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.

Черепаха
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)


Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, ( Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, ( Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! ( Руки разжимаются)


Апельсиннам особенно нравится под мультик
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа ( Правой рукой поочередно разжимаем пальцына левой
Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! ( Встряхиваем обе кисти)


Моя семьяполезный стишок с практической точки зрения
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

Счет
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Сороконожки
Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (Ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (Ладошки переплелись)
Насилу расстались - (Ладошки разжались)
И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Котик (действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тесто
Тесто мы месили ( Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили ( Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог! ( разводим руки)

Рыбка
Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем и пробуем

Пальчик сильный и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога –
Указал ему дорогу,
Средний пальчик самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(Беремся за пальчики и массируем их)

***
Строим стенку выше-выше (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони)
Добрались уже до крыши. (сложить ладони домиком над головой)
Чья крыша выше? (потянуться вверх)
Выше-выше-выше-выше… (тянемся).
Прорубили мы окошки (сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке)
И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками)
И дырочку для мышки…(сложить вместе две щепоти)
Пи-пи-пи-пи-пи….

Очень хороши пальчиковые игры, помогающие узнать тело.

Стенка, стенка
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь - звонок!
(нажать на носик)

Указываем пальцем на части лица малыша и приговариваем:
Лес
(волосы)
Поляна
(лоб)
Горбик
(нос)
Яма
(рот)

Более длинно:
Темный лес
(волосы)
Чистое поле
(лоб)
Две тополи
(брови)
Два стекла
(глаза)
Трамбомболя
(нос)
Лепетоля
(рот)
Точка
(подбородок)

Дарики-дарики,
(хлопаем в ладоши)
Летели комарики,
З-з-з!
(Сложили пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(Обе руки совершают круговые движения)Вились, вились,
В НОСИК вцепились!
(«комарики» вцепляются в носик)
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

И на коленках игры:

Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать.

Поехали с орехами на бочке, на бочке
По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух!

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг…в яму!
Бух!..

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки.

Солнце прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки,
Прячет лучики в подушки,
Прячет щечки, прячет ушки.
Прячет голову большую
И прическу золотую.
Натянуло одеяло -
Нам без солнца грустно стало.
Как без солнышка темно!!!
Плачет грустное окно.
Плачет дуб -- ему сто лет,
Плачет бабушка и дед...
Пузыри по лужам скачут,
На деревьях листья плачут
Нужен лучик каждой травке,
Каждой птичке и козявке.
В поле каждому цветочку,
Лучик нужен нашей Дочке,
Чтоб по улице гулять,
С мамой за руку шагать.
Ну-ка, дождик, хватит лить!
Будем солнышко будить!
Эй, засоня! Хватит спать!
Солнышко! Пора вставать!

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой;
Этот пальчик для того, чтоб показывать его;
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый;
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Рыбка в озере живет
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Водичка, водичка,
Умой (имя) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Учим малыша раскрывать кулачки – «хлопаем» кулачками и приговариваем:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приговариваю.

«Ладушки» (русская народная песенка)
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленькая,
Бражка сладенькая,
Бабушка добренькая.
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели. (можно говорить: «Шу полетели, на головку сели»)
(положить ручки малыша на головку)

«Большой пальчик»
Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая:
Этот пальчик самый главный.
Он у (имя) для того,
Если спросят: «Как дела?»
Громко ты ответишь: «Во!»

 «Топ-топ»
- Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги)
- Топ-топ, топ-топ.
- А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)
- Топ-топ-топ-топ.

 «Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
- Из скворечника торчат
клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
- Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
клювик два (показываем клюв другой рукой)
- Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики),
голова (делаем «замок»).
- Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Цветы»
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

«Мишка»
- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)
- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)
- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)
- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

«Еж»
- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
- А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

Пальчики-мальчики(поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Варежка

Маша во дворе гуляла
Маша пальчик потеряла
Где там пальчики мои?
Все на месте? Где они?
Вот мизинчик, здесь со мной,
Рядом пальчик небольшой
А за ним идет побольше
Указательный потом
А большой - покинул дом!
Нет его, ну где же он?
Маша варежку сняла -
Вот он пальчик, здесь, нашла!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...