Словесные игры
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Буянова Елена Алексеевна

Словесные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mrr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на словообразование

«Доскажи словечко»  

Цель: Учить образовывать однокоренные слова.

Ход. Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами. Воспитатель читает стихотворение, дети договаривают.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал … волчонок

За мамой  лисицей крался … лисёнок

За мамой ежихой катился  … ежонок

За мамой медведицей шёл … медвежонок

За мамой бельчихой скакал … бельчонок

За мамой зайчихой прыгал … зайчонок

За мамой барсучихой бежал … барсучонок

За мамой лосихой топал … лосёнок

«Следы»

Цель: Учить образовывать однокоренные слова.

Ход. Есть такая профессия егерь. Он запасает сено летом, а зимой развозит его по лесу для разных животных. На снегу много разных следов. Мы с вами сегодня будем помогать егерю, определять где чей след. Детям показываются картинки разных животных.

Это кто? … Какой у неё след? … Лисий.

Это кто? … Какой у него след? … Кабаний.

Это кто? … Какой у него след? … Волчий.

Это кто? … Какой у него след? … Лосиный.

Это кто? … Какой у неё след? … Мышиный.

Это кто? … Какой у него след? … Заячий.

Это кто? … Какой у неё след? … Беличий.

Это кто? … Какой у него след? … Человечий.

«Назови одним именем»

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход. Машина которая чистит картофель, называется …. Картофелечистка.

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотёр, глиномешалка, бетономешалка.

«Назови профессию»

Цель: учить образовывать существительные при помощи суффиксов (щик,тель,ист)

Ход. Ребята как называется профессия человека который … Часовщик, строитель пианист, крановщик, учитель, каменщик, тракторист, стекольщик.


Игры на словообразование

«Скажи, что они делают?»

Цель: образовывать слова по объяснению.

Кто выращивает хлеб?  Хлеборобы.

Кто выращивает виноград? Виноградари.

Кто выращивает свеклу? Свекловод.

Кто выращивает чай? Чаеводы.

Кто выращивает хлопок? Хлопкоробы.

«Сложные слова»

Цель: учить образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Ход. Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Рыбу ловит - … рыболов

Пчёл разводит - … пчеловод

Сам летает - … самолёт

Лес рубит - … лесоруб

«Как будет называться маленький предмет?»

Задание на словообразование.

Мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.

«Что из чего?»

Задание на словообразование.

Если предмет сделан из железа, то какой он? дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....

Оценка. 4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, 0-1 балл - низкий.

«Клички»

Цель: формирование процесса словообразования.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: шар, стрела, орёл, рыжий, звезда.


Словоизменение

«Что делают дети?»

Цель: задание на словоизменение, ввести в речь детей глаголы с приставками.

Ход. Воспитатель показывает на парные картинки и спрашивает:

Что делает мальчик? Что сделал мальчик? Рисует – нарисовал; лепит – слепил; моет – вымыл; поёт – спел; играет – поиграл; гуляет – погулял.

«Скажи со словом городской»

Задание на словоизменение.

Улица в городе … городская улица, школа - … , дом - …, парк - …, магазин - …, транспорт - …, мост - …, река - …, житель - ….

«Посчитай пальчики»

Задание на словоизменение.

Педагог                          Дети

Один                               - палец

Два                                 - пальца

Три                                 - пальца

Четыре                           - пальца

Пять                                - пальцев и т.д. до 10.

«Один – пять»

Задание на словоизменение.

Педагог                            Дети

Один комар                      пять комаров

Одна оса                           пять ос

Один жук                          пять жуков

Пчела                                пчёл

Стрекоза                           стрекоз

Кузнечик                          кузнечиков

Муравей                           муравьёв

Муха                                 мух

Бабочка                            бабочек


Синтаксис

«За покупками в цветочный магазин»

Цель: учить использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Ход. В магазин приходят покупатели – дети. Они описывают понравившееся растение, не называя его. Продавец должен узнать его и выдать покупку.

«Бывает – не бывает»

Цель: совершенствовать грамматическую правильность речи.

Ход. Педагог описывает ситуацию и просит сказать бывает или не бывает, если ребёнок называет правильно, то его очередь говорить.

Волк бродит по лесу.

Волк на дереве сидит.

В кастрюле чашка вариться.

Кошка по крыше гуляет.

Лодка по небу плывёт.

Домик рисует девочку.

Девочка рисует домик.

«Почемучки»

Цель: научить составлять сложные предложения, используя союз потому что.

Жили-были Потому и Почему. Видят они бревно катиться. Почему оно катиться? – спросил Почему. Потому что оно круглое – ответил Потому что.

Почему улетают птицы?

Почему пришёл врач?

Почему люди берут зонты?

Почему зимой нельзя купаться?

Почему летом не носят шубу?

Почему зимой надевают варежки?

«Телефон»

Цель: совершенствовать умение составлять сложноподчинённые предложения.

Ход. Дети друг другу говорят что-то, спрашивают о чём-то, а потом о сказанном составляют предложения: «Петя сказал, что сегодня плохая погода». «Ирина попросила, чтобы ей дали краски». «Толя ответил, что у него нет книги».

«Составь предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения с однокоренными членами.

Ход. На столе лежат картинки. Ребёнок составляет предложение. На столе лежали овощи: …, …, …, …. В вазе лежали фрукты: …, …, …, ….

«Размытое письмо»


Формирование грамматического строя речи

Цель: организовать общую систематическую работу по освоению грамматических норм в речевой практике.

Задачи:

 

▬  побуждать строить разные типы предложений;

▬ формировать умения: грамматически правильно изменять и согласовывать слова, используемые в повседневной жизни; образовывать некоторые трудные формы: родительный падеж множественного числа существительных (носков, валенок, варежек), повелительное наклонение глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глагола хотеть;

▬ правильно понимать и уместно использовать предлоги;

▬ образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы глагола во времени, множественное и единственное число, названия предметов обращая внимание на разные способы словообразования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....