Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий предметов, необходимых пожарным; формируем навыки образования однокоренных слов; развиваем общие речевые навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_yunye_pozharnye.docx | 27.14 КБ |
udostoverenie_k_zanyatiyu_my-yunye_pozharnye.docx | 780.75 КБ |
solnechnaya_sistema.docx | 26.25 КБ |
laboratoriya_yunogo_ekologa.docx | 29.27 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме:
«Мы – юные пожарные!»
Программное содержание:
● закрепить знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
● активизировать употребление в речи названия предметов, необходимых пожарным;
● формировать навык образования однокоренных слов;
● развивать общие речевые навыки;
● координировать речь с движением;
● способствовать развитию любознательности у детей;
● воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности;
● воспитывать культуру взаимоотношений.
Оборудование:
● предметные картинки с изображением предметов, необходимых пожарным в работе;
● удостоверения юных пожарных;
● книжки-малышки «Пожарная безопасность»;
● мнемотаблицы;
● «шапочки» для подвижной игры «Пожарные и искорки»;
● фломастеры.
Предварительная работа:
● беседы на тему: «Правила пожарной безопасности», «Профессия пожарный»;
● рассматривание иллюстраций на пожарную тематику;
● просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Уроки безопасности. Огонь. Фейерверки. Ожоги.»
Методические приемы:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Д: Здравствуйте!
В: А теперь, представьте, что ваши пальчики, стали человечками. Давайте с ними поиграем.
Доброе утро, здравствуй, Иван.
Доброе утро, здравствуй, Степан.
Доброе утро, здравствуй, Ирина.
Доброе утро, здравствуй, Арина.
Здравствуй и маленькая Алина.
(Попарные пальцы обеих рук, начиная с больших, сначала соединяются, а потом перекрещиваются справа налево).
В: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места!
В: Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются дети, визжит тормозами машина.
В: А сейчас, давайте послушаем звуки улицы.
Прослушивание звукового фона шум улицы:
В: А как вы думаете, без звуков жизнь была бы интересной или скучной?
Д: Без звуков жизнь была бы скучной и неинтересной.
Д: Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Д: Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину
Как гуляет кот на крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Д: Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
В: Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем еще один звук.
Прослушивание звукового фона сирены пожарной машины.
В: О чем напоминает этот звук?
Д: Этот звук напоминает о приближении пожарных машин.
Д: С дымом мешается облако пыли.
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят,
Медные каски рядами блестят.
Миг – и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли быстро, как в сказке.
Люди в брезенте – один за другим –
Лезут по лестницам в пламя и дым…
В: Итак, ребята, этот звук напоминает нам о приближении пожарных машин.
В: Дети, а в каких ситуациях нужны пожарные автомобили?
Д: Пожарные машины нужны, всегда, когда случается пожар.
В: Дети, как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим?
Д: Мы будем говорить о пожаре.
Д: Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
«Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?».
В: Правильно, ребята, мы будем говорить о пожаре.
В: Дети, как вы думаете, в каких ситуациях случается пожар?
Д: Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими спичками.
В: Правильно, пожар случается, когда дети берут спички.
В: А когда еще случается пожар?
Д: Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь.
В: Совершенно верно, пожар случается из-за неправильного обращения с электрическими приборами.
В: А еще, когда бывает пожар?
Д: Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный пожар.
В: Итак, пожар случается из-за нарушения правил пожарной безопасности.
В: Потрудились мы друзья,
Поиграть пришла пора!
В: А сейчас мы с вами поиграем в иргу: «Доскажи словечко».
Д: Упал на пол уголек
Деревянный пол зажег
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой).
Д: Что бывает, если птички
Зажигают дома… (спички).
Д: Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что должны вы предпринять?
Сразу спички… (отобрать).
Д: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил… (утюг).
Д: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над… (газом)?
Д: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег… (листву)?
Д: Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг,
В часть пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)!
Д: Помни каждый гражданин
Этот номер… (01)!
Д: Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)!
В: Молодцы, ребята, теперь каждый из вас знает, от чего случается пожар!
В: Дети, а вы хотите стать пожарными?
Д: Да!
В: Давайте поиграем в игру «Пожарные и искорки».
Мальчики надевают шлемы пожарных, девочки – искорки. Девочки становятся в круг. Мальчики ходят вокруг девочек, произносят слова. После слов девочки пытаются выскочить из круга, мальчики опускают руки, не выпуская их.
Д: Пожарное дело для крепких парней,
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело отвага и сила,
Пожарное дело – огонь потушило.
Раз, два, три – искорки лови.
Девочки и мальчики меняются «шапочками».
Д: Пожарное дело для смелых девчат,
Пожарное дело – спасение ребят,
Пожарное дело отвага и сила,
Пожарное дело – огонь потушило.
Раз, два, три – огоньки лови.
В: Одна игра кончается,
Другая – начинается!
В: А теперь, давайте поиграем в игру: «Что нужно пожарным, чтобы потушить пожар!» Перед вами карточки, на которых изображены разные предметы. Вам необходимо выбрать те предметы, которые помогают в работе пожарным.
Дети под веселую музыку выбирают карточки с изображением предметов, необходимых пожарным. Объясняют, какие предметы они выбрали.
В: Ну вот ребята, мы выяснили что необходимо пожарным, чтобы потушить пожар.
В: Дети, а какой бывает огонь?
Д: Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Д: Да, огонь бывает разный:
Бледно – желтый, ярко – красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Д: Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
Жители земного шара,
Граждане любой страны,
Злой огонь гасить должны!
В: Ребята, чтобы погасить злой огонь, давайте придумаем для него однокоренные слова и тогда он сразу подобреет.
Д: огонек, огонечек, огненный, огни, огоньки, огонечки, огнетушитель, огнеопасный, огнестойкий, огнедышащий, огнестрельный, огниво, огнемет, огневой, огнистый, огненно – красный, огница (лихорадка), огневка (бабочка), огнивка (птица).
В: А теперь придумаем однокоренные слова для слова пожар.
Д: Пожарный, пожарник, пожаротушение, жар, жарить, жарко, жаркое, пожароопасный, жара, жареный, жарища, жаровня, поджарка, зажарить, жар – птица.
В: Молодцы, ребята, вот как много однокоренных слов вы смогли придумать.
В: Дети, а какие огнеопасные предметы вы знаете?
Д: Вся бумага огнеопасна.
Поджигать ее опасно!
Огнестойкий – весь металл.
Он в печи с огнем играл.
Огнедышащий вулкан
Лаву извергает,
Пеплом засыпает все
И людей пугает.
В: Ребята, назовите мне предметы, которые легко воспламеняются.
Д: Легко воспламеняются: бумага, сухая листва и ветки, тополиный пух, ткани, деревянные изделия.
В: Правильно ребята, все эти предметы легко воспламеняются.
В: А что же делать, если в доме случился пожар?
Д: Если загорелся дом,
Валит грязный дым столбом,
01 скорей звони,
О пожаре сообщи.
В: Ребята, давайте убедимся на опытах, что же нам поможет в борьбе с огнем.
Эксперимент:
На металлическом подносе стоят три свечи, емкости с водой и песком, стеклянная колба. Нам надо убедиться в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справится?
Д: Погасить с помощью воды.
В: Давайте в этом убедимся.
В: Огонь погас, потому что боится воды.
Д: Огонь ее боится,
А зовут ее водица.
В: А как еще можно погасить огонь?
Д: Погасить с помощью песка.
В: Давайте проверим это.
Д: Огонь погас, потому что боится песка.
Д: Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой!
В: Дети, а без чего огонь не может существовать?
Д: Огонь не может существовать без воздуха.
Д: Даша накрыла свечу колбой, и огонь постепенно погас, потому что в колбе закончился воздух.
Д: Возьмем мы одеяло,
Накроем пламя в раз,
Доступ воздуха закроем –
И огонь умрет тот час!
В: Дети, мы с вами убедились в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.
В: Ребята, а теперь давайте все правила пожарной безопасности, которые вы сегодня узнали, закрепим в книжках-малышках.
В: Ну вот и прекрасно,
Я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята с огнем –
Огонь может сжечь и квартиру, и дом.
Но если заметил вдруг пламя и дым,
Не прыгай как зайка, с ведерком пустым.
Спокойно старайся огонь потушить,
Пожарную часть об огне известить.
Запомнить нужно твердо вам,
Пожар не возникает сам,
Ребята! Всюду и во всем
Будьте вы осторожны с огнем!
В: Ребята, сегодня вы потрудились на славу, узнали много нового, и я с уверенность хочу вручить каждому из вас удостоверение юного пожарного.
В: Давайте скажем нашим гостям до свидания.
Д: До свидания!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Солнечная система».
Программное содержание:
● дать понятие о строении Солнечной системы; Рассказать о Солнце, звездах и планетах Солнечной системы;
● развивать познавательный интерес, внимание, память;
● воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищам.
Предварительная работа:
● чтение художественной и документальной литературы о космосе;
─ чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»;
─ рассказ «Можно ли гулять по Солнцу»;
─ «Большая энциклопедия эрудита от Тины Канделаки»;
● беседы на космические темы:
─ «Луна – спутник Земли»;
─ «Планеты солнечной системы»;
● рассматривание иллюстраций о космосе;
● заучивание стихов о космосе.
Оборудование:
● полотно с изображением звездного неба;
● макеты телескопа, бинокля;
● иллюстрации с изображением созвездий, планет;
● два термометра, настольная лампа, палитра, кисть, костюм звездочета;
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент.
В зале выключен свет, окна завешены, на потолке макет звездного неба, «звездочки» включены и мигают.
В.: По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
В.: Ребята, что же это за карамель такая? (В зале включается свет).
Д.: Звезды.
В.: Наступило утро, звездочки наши «растаяли», а мы оказались в детском саду и к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Д.: Здравствуйте!
В.: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.
2. Беседа.
В.: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Д.: Мы будем говорить о звездах.
В.: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Д.: Мы увидим землю.
Д.: Мы увидим асфальт.
Д.: Мы увидим траву.
В.: А что мы сможем увидеть, если посмотреть вверх?
Д.: Мы увидим небо и облака.
Д.: Мы можем увидеть Солнце.
Д.: А ночью мы увидим Луну и звезды.
В.: Ребята, а как вы думаете, сколько на небе звезд?
Д.: На небе много звезд.
Д.: На небе столько звезд, что их невозможно сосчитать.
В.: Конечно, ребята, вы все правы, звезд на небе очень много и сосчитать их не возможно, а людей, которые пытались сосчитать звезды, стали называть – звездочетами.
В.: Потом звездочетов стали называть астрономы от слова «астр» - звезда.
Для того чтобы не перепутать звезды, астрономы условно разделили их на группы, которые назвали – созвездия (повторить всем вместе).
В.: Ребята, так что же такое созвездие?
Д.: Созвездие – это группа звезд.
В.: Давайте рассмотрим некоторые созвездия (рассматривание иллюстраций с изображением созвездий Большой и Малой медведиц, Льва, Овна, Лебедя).
В.: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на что похоже это созвездие?
Д.: Я думаю это созвездие похоже на облако.
Д.: Я думаю это созвездие похоже на льдинку.
Д.: Эти созвездия похожи на медведей.
В.: Правильно, эти созвездия похожи на медведей и называются Большая и Малая медведицы.
В.: А это созвездие на что похоже?
Д.: Я думаю это созвездие похоже на пирамидку.
Д.: Я думаю это созвездие похоже на колокольчик.
Д.: Это созвездие похоже на львов.
В.: Правильно, эти созвездия похожи на львов и называются они Лев и Малый лев.
В.: Посмотрите на это созвездие, на что оно похоже?
Д.: Я думаю это созвездие похоже на котенка.
Д.: Я думаю это созвездие похоже на собачку.
Д.: Это созвездие похоже на овечку.
В.: Правильно, это созвездие похоже на овечку, а называется оно Овен.
В.: Что же можно увидеть, глядя на это созвездие?
Д.: Это созвездие похоже на самолет.
Д.: Я думаю, это созвездие похоже на птицу.
Д.: Это созвездие похоже на Лебедя.
В.: Правильно, Это созвездие – Лебедь.
В.: Для того, чтобы лучше рассмотреть далекие звезды и созвездия, астрономы стали использовать бинокли (дети смотрят в бинокль). В нем есть увеличительные стекла, благодаря которым мы видим звезду приближенную и увеличенную.
В.: Ну что, ребята, увидели вы звезды в бинокль?
Д.: Да!
В.: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть эти звезды с помощью телескопа.
3. Танцевальное упражнение. (Барбарики – Раскрасим все планеты)
Д.: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
В.: Ребята, давайте мы с вами подумаем, что же такое звезды?
Д.: Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
В.: Ребята, а вы знаете, что Солнце – это очень большая звезда, которая согревает нашу планету.
Д.: Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
В.: Солнце расположено ближе к Земле, чем другие звезды, и его лучи согревают нашу планету. А другие звезды находятся очень далеко от Земли и их тепло до нас не доходит. А давайте мы в этом убедимся на опыте!
4. Опыт: Для этого нам понадобиться лампа – это будет Солнце, два термометра – это будут планеты. Ребята, обратите внимание, что столбики на термометрах одинаковые. А еще нам понадобятся песочные часы, с помощью них мы будем засекать время. Расположим один термометр – ближе к лампе, а другой – дальше от нее и включим лампу на некоторое время.
В.: А пока наши песочные часы будут отсчитывать время, предлагаю поговорить о Солнце (присаживайтесь на свои места).
В.: Как вы думаете, у Солнышка есть семья, или оно одиноко во всей вселенной?
Д.: Я думаю, у Солнца есть семья.
В.: Ребята, я уверена, вы знаете много стихотворений, а кто знает стихи о планетах.
Д.: МЕРКУРИЙ
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
В.: Меркурий – первая, самая близкая к Солнцу планета. На этой планете очень жарко.
Д.: ВЕНЕРА
В честь богини красоты названа, Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
В.: Вторая от Солнца планета – Венера. Венера светится как кристаллик и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.
Д.: ЗЕМЛЯ
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
В.: Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля имеет пригодный для дыхания воздух. Большую часть нашей планеты занимает вода.
Д.: МАРС
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
В.: Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли и отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.
Д.: ЮПИТЕР
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
В.: Юпитер – пятая от Солнца планета. Это огромный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.
Д.: САТУРН
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
В.: Сатурн – шестая от Солнца планета. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Д.: УРАН
Уран-лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.
В.: Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. 40 лет на планете длиться день, а потом 40 лет – ночь.
Д.: НЕПТУН
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
В.: Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
Д.: ПЛУТОН
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
В.: Плутон – девятая, самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.
В.: Вот, ребята, мы и познакомились с Солнечной семьей, которая называется Солнечной системой (повторить всем вместе). А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашими термометрами.
Вывод:
В.: На каком термометре столбик поднялся выше?
Д.: Столбик поднялся выше на первом термометре.
В.: А первый термометр находится ближе к лампе или дальше от нее?
Д.: Первый термометр находится ближе к лампе.
В.: Значит, первый термометр находится ближе к лампе и нагревается сильнее, а что происходит со вторым термометром?
Д.: Второй термометр находится дальше от лампы и не нагревается.
В.: Правильно ребята. Так же и со звездами, они от нас гораздо дальше чем Солнце, поэтому свет от них слабый и совсем не дает тепла.
6. Конструирование ракеты.
В.: Ребята, понравилось вам говорить о звездах?
Д.: Да!
В.: А вы хотели бы отправиться в космическое пространство?
Д.: Да!
В.: Как вы думаете, на чем можно полететь к звездам?
Д.: В космос летают на самолете, на вертолете, на воздушном шаре, на космическом корабле или на ракете.
Д.: Давайте мы с вами поострим ракету и полетим к звездам.
В.: Ребята, какая большая красивая ракета у нас получилась! А теперь давайте заведем моторы и отправимся в космическое путешествие: 5, 4, 3, 2, 1, пуск. (Дети выбегают из зала).
Предварительный просмотр:
Тема: «Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц».
Программное содержание:
─ закреплять знания о зимующих птицах родного края;
─ активизировать употребление в речи название предметов и их частей;
─ формировать навык образования притяжательных прилагательных (вороний клюв, совиные глаза);
─ учить употреблять слова антонимы в речи;
─ работать над слоговой структурой речи;
─ развивать общие речевые навыки;
─ координировать речь с движением;
─ способствовать развитию любознательности у детей;
─ воспитывать у детей желание оказывать помощь птицам;
─ воспитывать культуру взаимоотношений;
Оборудование:
─ видеозапись отрывка фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»;
─ предметные картинки с изображением зимующих птиц;
─ картинки с изображением частей тела птиц;
─ мяч;
─ мнемотаблицы;
─ дерево для работы над слоговой структурой слова;
─ материалы для изготовления угощения для птиц.
Предварительная работа:
─ беседа на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей;
─ беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики;
─ познакомить детей с тем, какая птица какой корм любит.
Методические приемы:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Д: Здравствуй, небо голубое (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (руки вперед)
Здравствуй, матушка – земля (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья!
В: А вот чем мы сегодня будем заниматься, вы узнаете, просмотрев отрывок фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»
Просмотр отрывка мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль».
В: Ребята, что же вы увидели в этом фильме?
Д: Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки.
В: Правильно, в этом фильме отражено время года зима. Итак, ребята, мы будем говорить о зиме. А о ком еще говорится в этом фильме?
Д: 1. Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
2. На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
3. Зёрен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
"Будь смелее, не робей!" –
Приглашает воробей
В: Итак, ребята, в этом фильме говориться о зиме и о птицах.
В: Встаньте все мои друзья
Поиграю с вами я.
Пальчиковая игра «Свиристели»
В: С севера к нам прилетели (пальцы правой руки широко расставлены)
Зимы гости свиристели (пальцы левой руки широко расставлены)
На рябину они сели (имитируют «полет птиц»)
И запели, засвистели (пальцы рук сжаты в «щепотку»)
Сколько ж ягод им склевать? (раскрывают левую ладонь)
Может пять? Аль двадцать пять? («щепоткой»правой руки «клюют» по
Ладони)
1,2,3,4,5 (щепоткой» левой руки «клюют» по
ладони)
Поклевали, посидели, (пальцы рук сжаты в «щепотку»)
Посчитали, посвистели. (пальцы рук широко расставлены)
Сбились в стаи – улетели (имитируют «полет птиц»)
Зимы гости – свиристели.
В: Молодцы, дети, присаживайтесь на стульчики.
В: И сегодня, ребята, я вас приглашаю в лабораторию юного эколога.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Беседа:
В: Ребята, так как же называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Д: Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующие.
В: А каких зимующих птиц вы знаете?
Д: Читают стихотворения – загадки о птицах.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
Непоседа птица эта –
Одного с березой цвета. (Сорока)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар
И кричат:- Карр! Карр! Карр! (Ворона)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом. (Клест)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В: Молодцы, ребята, сколько интересных загадок о птицах вы знаете.
В: Теперь сюда внимание обратите,
И части тела птичек назовите.
Рассматривание картинки на экране с изображением голубя и отмеченными частями тела.
У каждой птицы есть голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, а на голове есть глаза и клюв.
В: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Укажи части тела».
В: Ребята, давайте посмотрим на картинки и попробуем угадать, чьи части тела на них изображены (на экране картинки, изображающие части тела зимующих птиц).
Я думаю, на картинке нарисован вороний клюв
На этой картинке нарисованы голубиные ноги
На этой картинке изображен воробьиный хвост
На этой картинке нарисована совиная голова
В: Молодцы ребята, справились с заданием.
В: Одна игра кончается, другая – начинается.
Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
В: Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – близко.
Игру продолжай
Слова наоборот называй:
Ворона большая, а синица… (маленькая)
У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)
Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый)
Сова спит днем, а охотится… (ночью)
В: Слова наоборот называются антонимы (повторить).
В: Потрудились мы друзья,
Поиграть пришла пора.
Подвижная игра «Птицелов»
В: Давайте поиграем в игру, которая называется «Птицелов», но для этого нам надо выбрать водящего. Кто знает считалочку о птицах?
Д: «Тили – тели», -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
В: Итак, у нас есть птицелов, он станет в круг, и мы завяжем ему глаза, а все остальные дети: вокруг себя повернись в птичку превратись.
Давайте станем в круг и возьмемся за руки:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет.
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы. Играющий становится «птицеловом».
В: Ребята, а как надо защищать птиц?
Д: Всех зверей и всех птенцов,
Каждый защищать готов!
Скажем вам мы не тая:
Мы природы всей друзья.
Д: Кто на ветке там сидит
И головушкой вертит,
Вот такая голова
Да ведь это же сова.
В: Птиц от беды мы ограждаем
И на веточки сажаем.
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Птички на ветках».
Игра «Птички на ветках»
В: Дети посмотрите на это дерево. На верхнюю его ветку мы посадим птиц, в названии которых есть только один слог, на среднюю ветку – птиц, в названии которых два слога, на нижнюю – мы посадим птиц, в названии которых три слога (слова: клест, сова, сорока).
В: Какая это птица?
Д: Клест (сова, сорока).
В: Давайте прохлопаем слово клест (сова, сорока).
В: Сколько раз мы хлопнули?
Д: Мы хлопнули один (два, три) раз(а).
В: Значит, сколько слогов в слове клест (сова, сорока)?
Д: Значит в слове клест (сова, сорока) один (два, три) слог(а).
В: На какую веточку мы посадим эту птичку?
Д: Эту птичку мы посадим на верхнюю(среднюю, нижнюю) веточку.
В: Рассмотрели птичек всех,
Ну а что же им поесть?
Д: В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.
Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать
Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки,
В гости вас зовём!
В: Внимание на экран. Воробьев можно кормить пшеном, просом, овсом, пшеницей, а так же хлебными крошками и семенами подсолнечника.
Синички любят несоленое сало, мясо, сливочное масло, изюм, измельченные орехи, ягоды черноплодной рябины, а так же семена подсолнечника и тыквы.
В: Итак, ребята, кормушки для птиц мы смастерили, давайте теперь приготовим для них угощение.
Изготовление угощения для птиц.
В: В руки баночки возьмем
И месить сейчас начнем
Семечки душистые,
Просо золотистое,
Хлебные крошки
И маргарина немножко.
Изготовление угощения: в маргарин или сливочное масло добавить нежареные семечки, пшено, морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т.д. Тщательно перемешать, разложить по формочкам, не забывая сделать отверстие для шнурка. Когда пирожки застынут, продеть шнурки и повесить на ветки деревьев.
В: Сегодня мы с вами сделали полезное и красивое угощение для птиц, а во время прогулки повесим на веточки на площадке детского сада.
Подведение итогов.
В: Мы сегодня у птиц побывали
Как птицы живут, мы узнали
Повстречались с совой –
Большой головой.
В кого мы еще поиграем?
Это мы скоро узнаем.
Узнаем наверняка,
Теперь расстаемся. Пока.
В: Наша лаборатория юного эколога закрывается. Давайте скажем всем до свидания.
Д: До свидания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 комбинированного вида»
г. Новозыбкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе
« Весёлый алфавит»
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Гутарова Елена Александровна
2015 г.
Цель: умение строить звуковой анализ слов.
Задачи
Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.
Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.
Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, фонограмма для музыкальной разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».
Ход НОД:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.
Добрый день! - они нам скажут,
Добрый день! - ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмёмся за руки, друзья,
Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)
Воспитатель подходит к окну и говорит:
Вдруг сегодня на рассвете
Распахнул окошко ветер.
Кто-то бросил мне в окно
Вот такое письмецо.
Всё по правилам: наш адрес
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки!
Пишет вам Сашок.
Я не мал, но пока и не высок.
Я в мячик играю и песни пою
И всё время говорю, говорю, говорю.
Говорю, когда я ем,
Говорю, когда я сплю,
И когда играю, тоже я болтаю.
Говорю про всё, что знаю
И не знаю, - говорю,
Говорю, когда мечтаю,
Говорю, когда пою,
Говорю, когда болею,
Говорю, когда здоров.
Только мне никто не верит, -
Не бывает столько слов!
Помогите мне, ребята
Рассказать всё о словах,
Звуках, буквах, предложеньях,
Как их можно составлять,
Где их можно применять!
Воспитатель: Вот такое письмо мы получили! Ребята, поможем Саше?
Дети: Да!
Воспитатель: А как мы можем ему помочь?
Дети: Мы научим его играть в разные словесные игры.
Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и назовите слово, которое лишнее:
1. Кофта, платье, туфли
Дети: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.
2. Автобус, трамвай, самолёт
Дети: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.
3. Синица, воробей, кошка
Дети: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.
4. Муравей, бабочка, змея
Дети: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.
5. Корова, собака, волк
Дети: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.
6. Стол, диван, чашка
Дети: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах? Какие они бывают?
Дети: Слова бывают длинные и короткие;
Воспитатель: Назовите короткие слова.
Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.
Воспитатель: Молодцы! А теперь назовите длинные слова.
Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.
Воспитатель: Хорошо! А теперь, послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь... (пол),
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты... (нашёл),
Скажу теперь я слово трус,
Ответишь ты... (храбрец),
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты... (конец).
Воспитатель: Дети, так какие же слова живут в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.
Воспитатель: Назовите их, ребята.
Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.
Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Это слова противоположные по значению. Давайте повторим все вместе.
Дети: Антонимы.
Воспитатель: Молодцы дети! А какие слова вы ещё знаете?
Дети: Мы знаем слова-родственники
Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
Воспитатель: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении слова-родственники зеленеют, зеленые, зелененькие.
Воспитатель: Почему эти слова — родственники?
Дети: Потому что у них общая часть зелен.
Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные. Давайте повторим все вместе.
Дети: слова-родственники называют однокоренные.
Дети: слова-родственники называют однокоренные.
Дети: слова-родственники называют однокоренные.
Воспитатель: Молодцы ребята! А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.
Воспитатель: Например: иголка.
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и елки тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьет она.
Воспитатель: Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:
Ручкой целый день писала
Рученька моя устала.
Дома отдохнуть решила,
В ранец ручку положила.
Ранец к верху подняла
Плохи у меня дела -
Отлетела сразу ручка
Почему? Не поняла!
Воспитатель: Назовите омонимы в этом стихотворении.
Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.
Воспитатель: Объясните их значение
Дети: Ручка — школьная принадлежность;
Рученька — часть тела человека;
Ручка — часть рюкзака;
Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.
Дети: Мама купила ручку;
У сумки крепкая ручка;
Я взяла брата за ручку;
Папа приделал к двери ручку.
Воспитатель: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».
Ярослав, какое предложение мы будем разбирать?
Дети: Мы будем разбирать предложение: «Мама купила ручку».
Воспитатель: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении 3 слова.
Воспитатель: Назовите 1 слово.
Дети: Мама.
Воспитатель: Назовите 2 слово.
Дети: Купила.
Воспитатель: Назовите 3 слово.
Дети: Ручку.
Воспитатель: Давайте составим схему предложения. (Дети работают на местах, один ребёнок у доски).
Воспитатель: Проверяем.
Дети: (ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова (показывает Мама Купила Ручку). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.
Воспитатель: Поработали, друзья
Отдохнуть пришла пора!
Музыкальная разминка.
Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?
Дети: Да
Воспитатель: Есть загадки в нашем крае
До того мудрёные,
Кто загадки отгадает,
Попадёт в учёные.
1. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
2.Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу. (Луна)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом? Давайте прохлопаем.
Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.
Воспитатель: Сколько слогов в слове луна? Давайте прохлопаем.
Дети: В слове луна 2 слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом. (Один ребёнок выполняет на доске).
Воспитатель: Проверяем.
Дети: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.
Воспитатель: Молодцы! Сколько всего звуков в слове ДОМ?
Дети: В слове дом 3 звука.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ДОМ?
Дети: В слове ДОМ 1 гласный звук.
Воспитатель: Сколько согласных звуков?
Дети: В слове ДОМ 2 согласных звука.
Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.
Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.
Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?... (Лиса)
Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.) Давайте разберём слово лиса. Сколько слогов в слове лиса? Давайте прохлопаем ли-са.
Дети: В слове лиса 2 слога.
Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.
Воспитатель: (произнести слово лиса, выделяя [л']) Лиса. Какой первый звук вы слышите?
Дети: В слове лиса первый звук [л'].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [л']- согласный мягкий.
Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим согласный мягкий звук?
Дети: Согласный мягкий звук обозначим зеленым квадратом.
Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [и]) Лиса.
Дети: В слове лиса второй звук [и].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [и]-гласный.
Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим гласный звук?
Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.
Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [с]) Лиса.
Дети: В слове лиса третий звук [с].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [с]- согласный твердый.
Воспитатель: Каким квадратом обозначим согласный твердый звук?
Дети: Согласный твердый звук обозначим синим квадратом.
Воспитатель: Какой слышим последний звук? (произнести слово лиса, выделяя [а]) Лиса.
Дети: В слове лиса четвертый звук [а].
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [а]-гласный.
Воспитатель: Каким квадратом обозначим гласный звук?
Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове лиса?
Дети: В слове лиса четыре звука.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове лиса?
Дети: В слове лиса 2 гласных звука.
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове лиса?
Дети: В слове лиса 2 согласных звука.
Воспитатель: Сколько мягких звуков в слове лиса?
Дети: В слове лиса 1 мягкий звук.
Воспитатель: Сколько твердых звуков в слове лиса?
Дети: В слове лиса 1 твердый звук.
Воспитатель: А теперь сложите квадраты в конверты и приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:
Вот спасибо вам, друзья!
Научили вы меня.
И за это вам награда -
Интересная игра.
Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!
Собирайтесь детвора,
Начинается игра!
Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Лей-лей-лей.
Как поёт в селе петух?
Ух-ух-ух.
Да не филин, а петух!
Ух-ух-ух.
Вы уверены, что так?
Так-так-так.
А на самом деле как?
Как-как-как.
Это ухо или нос?
Нос-нос-нос.
Или, может, сена воз?
Воз-воз-воз.
Вы хорошие всегда?
Да-да-да.
Или только иногда?
Да-да-да.
Не устали отвечать?
Чать-чать-чать.
Разрешаю помолчать.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, смогли ли мы помочь Саше?
Дети: Да.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся.
Дети: До свидания! (Дети выходят из группы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»
Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»
Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в деревню»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе с использованием мнемотехники...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ»
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....