Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гутарова Елена Александровна

С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий предметов, необходимых пожарным; формируем навыки образования однокоренных слов; развиваем общие речевые навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: 

«Мы – юные пожарные!»

Программное содержание:

● закрепить знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;

● активизировать употребление в речи названия предметов, необходимых пожарным;

● формировать навык образования однокоренных слов;

● развивать общие речевые навыки;

● координировать речь с движением;

● способствовать развитию любознательности у детей;

● воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности;

● воспитывать культуру взаимоотношений.

Оборудование:

● предметные картинки с изображением предметов, необходимых пожарным в работе;

● удостоверения юных пожарных;

● книжки-малышки «Пожарная безопасность»;

● мнемотаблицы;

● «шапочки» для подвижной игры «Пожарные и искорки»;

● фломастеры.

Предварительная работа:

● беседы на тему: «Правила пожарной безопасности», «Профессия пожарный»;

● рассматривание иллюстраций на пожарную тематику;

● просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Уроки безопасности. Огонь. Фейерверки. Ожоги.»

Методические приемы:

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Д: Здравствуйте!

В: А теперь, представьте, что ваши пальчики, стали человечками. Давайте с ними поиграем.

 

Доброе утро, здравствуй, Иван.

Доброе утро, здравствуй, Степан.

Доброе утро, здравствуй, Ирина.

Доброе утро, здравствуй, Арина.

Здравствуй и маленькая Алина.

(Попарные пальцы обеих рук, начиная с больших, сначала соединяются, а потом перекрещиваются справа налево).

В: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места!

В: Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются дети, визжит тормозами машина.

В: А сейчас, давайте послушаем звуки улицы.

Прослушивание звукового фона шум улицы:

В: А как вы думаете, без звуков жизнь была бы интересной или скучной?

Д: Без звуков жизнь была бы скучной и неинтересной.

Д:         Жизнь была бы страшно скучной,

        Если б жизнь была беззвучной.

        Как прекрасно слышать звук:

        Шум дождя и сердца стук!

Д:        Мы кричим, смеемся, дышим,

        Мы слова и мысли слышим,

        Слышим даже тишину

        Как гуляет кот на крыше,

        Как шуршат за стенкой мыши,

        Волки воют на луну.

Д:        Мир без звуков был бы грустный,

        Серый, скучный и «невкусный»!

В: Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем еще один звук.

Прослушивание звукового фона сирены пожарной машины.

В: О чем напоминает этот звук?

Д: Этот звук напоминает о приближении пожарных машин.

Д:         С дымом мешается облако пыли.

Мчатся пожарные автомобили,

Щелкают звонко, тревожно свистят,

Медные каски рядами блестят.

Миг – и рассыпались медные каски.

Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Люди в брезенте – один за другим –

Лезут по лестницам в пламя и дым…

В: Итак, ребята, этот звук напоминает нам о приближении пожарных машин.

В: Дети, а в каких ситуациях нужны пожарные автомобили?

Д: Пожарные машины нужны, всегда, когда случается пожар.

В: Дети, как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим?

Д: Мы будем говорить о пожаре.

Д:         Дом пылает за углом,

Сто зевак стоят кругом.

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Степе говорят:

«Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?».

В: Правильно, ребята, мы будем говорить о пожаре.

В: Дети, как вы думаете, в каких ситуациях случается пожар?

Д:        Что за тесный, тесный дом?

        Сто сестричек жмутся в нем.

        И любая из сестричек

        Может вспыхнуть, как костер.

        Не шути с сестричками,

        Тоненькими спичками.

В: Правильно, пожар случается, когда дети берут спички.

В: А когда еще случается пожар?

Д:        Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь.

В: Совершенно верно, пожар случается из-за неправильного обращения с электрическими приборами.

В: А еще, когда бывает пожар?

Д:        Где с огнем беспечны люди,

        Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный пожар.

В: Итак, пожар случается из-за нарушения правил пожарной безопасности.

В:         Потрудились мы друзья,

        Поиграть пришла пора!

В: А сейчас мы с вами поиграем в иргу: «Доскажи словечко».

Д:        Упал на пол уголек

        Деревянный пол зажег

        Не смотри, не жди, не стой,

        А залей его… (водой).

Д:        Что бывает, если птички

        Зажигают дома… (спички).

Д:        Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять?

Сразу спички… (отобрать).

Д:        Дым столбом поднялся вдруг

        Кто не выключил… (утюг).

Д:        Стол и шкаф сгорели разом.

        Кто сушил белье над… (газом)?

Д:        Пламя прыгнуло в траву.

        Кто у дома жег… (листву)?

Д:        Если вдруг пожар возник,

        Ты обязан в тот же миг,

        В часть пожарным позвонить,

        О пожаре… (сообщить)!

Д:        Помни каждый гражданин

        Этот номер… (01)!

Д:        Победит огонь коварный

        Тот, кого зовут… (пожарный)!

В: Молодцы, ребята, теперь каждый из вас знает, от чего случается пожар!

В: Дети, а вы хотите стать пожарными?

Д: Да!

В: Давайте поиграем в игру «Пожарные и искорки».

Мальчики надевают шлемы пожарных, девочки – искорки. Девочки становятся в круг. Мальчики ходят вокруг девочек, произносят слова. После слов девочки пытаются выскочить из круга, мальчики опускают руки, не выпуская их.

Д:         Пожарное дело для крепких парней,

        Пожарное дело – спасение людей,

        Пожарное дело отвага и сила,

        Пожарное дело – огонь потушило.

        Раз, два, три – искорки лови.

Девочки и мальчики меняются «шапочками».

Д:        Пожарное дело для смелых девчат,

        Пожарное дело – спасение ребят,

        Пожарное дело отвага и сила,

        Пожарное дело – огонь потушило.

        

        Раз, два, три – огоньки лови.

В:         Одна игра кончается,

Другая – начинается!

В: А теперь, давайте поиграем в игру: «Что нужно пожарным, чтобы потушить пожар!» Перед вами карточки, на которых изображены разные предметы. Вам необходимо выбрать те предметы, которые помогают в работе пожарным.

Дети под веселую музыку выбирают карточки с изображением предметов, необходимых пожарным.  Объясняют, какие предметы они выбрали.

В: Ну вот ребята, мы выяснили что необходимо пожарным, чтобы потушить пожар.

В: Дети, а какой бывает огонь?

Д:         Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!..

Д:         Да, огонь бывает разный:

Бледно – желтый, ярко – красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Д:        Злой огонь – огонь пожара,

        Злой огонь – огонь войны!

        Жители земного шара,

Граждане любой страны,

Злой огонь гасить должны!

В: Ребята, чтобы погасить злой огонь, давайте придумаем для него однокоренные слова и тогда он сразу подобреет.

Д: огонек, огонечек, огненный, огни, огоньки, огонечки, огнетушитель, огнеопасный, огнестойкий, огнедышащий, огнестрельный, огниво, огнемет, огневой, огнистый, огненно – красный, огница (лихорадка), огневка (бабочка), огнивка (птица).

В: А теперь придумаем однокоренные слова для слова пожар.

Д: Пожарный, пожарник, пожаротушение, жар, жарить, жарко, жаркое, пожароопасный, жара, жареный, жарища, жаровня, поджарка, зажарить, жар – птица.

В: Молодцы, ребята, вот как много однокоренных слов вы смогли придумать.

В: Дети, а какие огнеопасные предметы вы знаете?

Д:         Вся бумага огнеопасна.

        Поджигать ее опасно!

        Огнестойкий – весь металл.

Он в печи с огнем играл.

Огнедышащий вулкан

Лаву извергает,

Пеплом засыпает все

И людей пугает.

В: Ребята, назовите мне предметы, которые легко воспламеняются.

Д: Легко воспламеняются: бумага, сухая листва и ветки, тополиный пух, ткани, деревянные изделия.

В: Правильно ребята, все эти предметы легко воспламеняются.

В: А что же делать, если в доме случился пожар?

Д:        Если загорелся дом,

        Валит грязный дым столбом,

        01 скорей звони,

        О пожаре сообщи.

В: Ребята, давайте убедимся на опытах, что же нам поможет в борьбе с огнем.

Эксперимент:

На металлическом подносе стоят три свечи, емкости с водой и песком, стеклянная колба. Нам надо убедиться в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справится?

Д: Погасить с помощью воды.

В: Давайте в этом убедимся.

В: Огонь погас, потому что боится воды.

Д:        Огонь ее боится,

        А зовут ее водица.

В: А как еще можно погасить огонь?

Д: Погасить с помощью песка.

В: Давайте проверим это.

Д: Огонь погас, потому что боится песка.

Д:         Чтоб огонь не убежал,

        Чтоб он место свое знал,

        Ты ему создай преграду:

        Из камней, земли ограду.

        Уходя, засыпь землей

        Или все залей водой!

В: Дети, а без чего огонь не может существовать?

Д: Огонь не может существовать без воздуха.

Д: Даша накрыла свечу колбой, и огонь постепенно погас, потому что в колбе закончился воздух.

Д:         Возьмем мы одеяло,

        Накроем пламя в раз,

        Доступ воздуха закроем –

        И огонь умрет тот час!

В: Дети, мы с вами убедились в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.

В: Ребята, а теперь давайте все правила пожарной безопасности, которые вы сегодня узнали, закрепим в книжках-малышках.

В:         Ну вот и прекрасно,

        Я рада от души.

        О наших советах другим расскажи:

        Что шалость опасна, ребята с огнем –

        Огонь может сжечь и квартиру, и дом.

        Но если заметил вдруг пламя и дым,

        Не прыгай как зайка, с ведерком пустым.

        Спокойно старайся огонь потушить,

        Пожарную часть об огне известить.

        Запомнить нужно твердо вам,

        Пожар не возникает сам,

        Ребята! Всюду и во всем

        Будьте вы осторожны с огнем!

В: Ребята, сегодня вы потрудились на славу, узнали много нового, и я с уверенность хочу вручить каждому из вас удостоверение юного пожарного.

В: Давайте скажем нашим гостям до свидания.

Д: До свидания!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема: «Солнечная система».

Программное содержание:

         дать понятие о строении Солнечной системы; Рассказать о Солнце, звездах и планетах Солнечной системы;

         развивать познавательный интерес, внимание, память;

         воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищам.

Предварительная работа:

 чтение художественной и документальной литературы о космосе;

 чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»;

 рассказ «Можно ли гулять по Солнцу»;

 «Большая энциклопедия эрудита от Тины Канделаки»;

 беседы на космические темы:

 «Луна – спутник Земли»;

 «Планеты солнечной системы»;

 рассматривание иллюстраций о космосе;

 заучивание стихов о космосе.

Оборудование:

         полотно с изображением звездного неба;

         макеты телескопа, бинокля;

         иллюстрации с изображением созвездий, планет;

         два термометра, настольная лампа, палитра, кисть, костюм звездочета;

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент.

        В зале выключен свет, окна завешены, на потолке макет звездного неба, «звездочки» включены и мигают.

В.:        По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

         И только тогда, когда утро настанет,

         Вся карамель та внезапно растает.

В.: Ребята, что же это за карамель такая? (В зале включается свет).

Д.: Звезды.

В.: Наступило утро, звездочки наши «растаяли», а мы оказались в детском саду и к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Д.: Здравствуйте!

В.: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.

2. Беседа.

В.: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Д.: Мы будем говорить о звездах.

В.: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?


Д.: Мы увидим землю.

Д.: Мы увидим асфальт.

Д.: Мы увидим траву.


В.: А что мы сможем увидеть, если посмотреть вверх?


Д.: Мы увидим небо и облака.

Д.: Мы можем увидеть Солнце.

Д.: А ночью мы увидим Луну и звезды.

В.: Ребята, а как вы думаете, сколько на небе звезд?

Д.: На небе много звезд.

Д.: На небе столько звезд, что их невозможно сосчитать.

В.: Конечно, ребята, вы все правы, звезд на небе очень много и сосчитать их не возможно, а людей, которые пытались сосчитать звезды, стали называть – звездочетами.


В.: Потом звездочетов стали называть астрономы от слова «астр» - звезда.

Для того чтобы не перепутать звезды, астрономы условно разделили их на группы, которые назвали – созвездия (повторить всем вместе).

В.: Ребята, так что же такое созвездие?

Д.: Созвездие – это группа звезд.

В.: Давайте рассмотрим некоторые созвездия (рассматривание иллюстраций с изображением созвездий Большой и Малой медведиц, Льва, Овна,  Лебедя).

В.: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на что похоже это созвездие?

Д.: Я думаю это созвездие похоже на облако.

Д.: Я думаю это созвездие похоже на льдинку.

Д.: Эти созвездия похожи на медведей.

В.: Правильно, эти созвездия похожи на медведей и называются Большая и Малая медведицы.

В.: А это созвездие на что похоже?

Д.: Я думаю это созвездие похоже на пирамидку.

Д.: Я думаю это созвездие похоже на колокольчик.

Д.: Это созвездие похоже на львов.

В.: Правильно,  эти созвездия похожи на львов и называются они Лев и Малый лев.

В.: Посмотрите на это созвездие, на что оно похоже?

Д.: Я думаю это созвездие похоже на котенка.

Д.: Я думаю это созвездие похоже на собачку.

Д.: Это созвездие похоже на овечку.

В.: Правильно, это созвездие похоже на овечку, а называется оно Овен.

В.: Что же можно увидеть, глядя на это созвездие?

Д.: Это созвездие похоже на самолет.

Д.: Я думаю, это созвездие похоже на птицу.

Д.: Это созвездие похоже на Лебедя.

В.: Правильно, Это созвездие – Лебедь.

В.: Для того, чтобы лучше рассмотреть далекие звезды и созвездия, астрономы стали использовать бинокли (дети смотрят в бинокль). В нем есть увеличительные стекла, благодаря которым мы видим звезду приближенную и увеличенную.

В.: Ну что, ребята, увидели вы звезды в бинокль?

Д.: Да!

В.: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть эти звезды с помощью телескопа.

 

3. Танцевальное упражнение. (Барбарики – Раскрасим все планеты) 

Д.:         По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

В.: Ребята, давайте мы с вами подумаем, что же такое звезды?

Д.:         Что такое звёзды?

        Если спросят вас -

        Отвечайте смело:

        Раскалённый газ.

В.: Ребята, а вы знаете, что Солнце – это очень большая звезда, которая согревает нашу планету.

Д.:         Солнце - монетка, - скупой проворчал.

        Нет, сковородка! - обжора вскричал.

        Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

        Компас, - сказал убеждённо матрос.

        Солнце - звезда, - астроном объявил.

        Доброе сердце, - мечтатель решил.

В.: Солнце расположено ближе к Земле, чем другие звезды, и его лучи согревают нашу планету. А другие звезды находятся очень далеко от Земли и их тепло до нас не доходит. А давайте мы в этом убедимся на опыте!

4. Опыт: Для этого нам понадобиться лампа – это будет Солнце, два термометра – это будут планеты. Ребята, обратите внимание, что столбики на термометрах одинаковые. А еще нам понадобятся песочные часы, с помощью них мы будем засекать время. Расположим один термометр – ближе к лампе, а другой – дальше от нее и включим лампу на некоторое время.

В.: А пока наши песочные часы будут отсчитывать время, предлагаю поговорить о Солнце (присаживайтесь на свои места).

В.: Как вы думаете, у Солнышка есть семья, или оно одиноко во всей вселенной?

Д.: Я думаю, у Солнца есть семья.

В.: Ребята, я уверена, вы знаете много стихотворений, а кто знает стихи о планетах.

Д.: МЕРКУРИЙ

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

В.: Меркурий – первая, самая близкая к Солнцу планета. На этой планете очень жарко. 

Д.: ВЕНЕРА

В честь богини красоты названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.

В.: Вторая от Солнца планета – Венера. Венера светится как кристаллик и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.

Д.: ЗЕМЛЯ

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

В.: Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля имеет пригодный для дыхания воздух. Большую часть нашей планеты занимает вода.

Д.: МАРС

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

В.: Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли и отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

Д.: ЮПИТЕР

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

В.: Юпитер – пятая от Солнца планета. Это огромный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.

Д.: САТУРН

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

В.: Сатурн – шестая от Солнца планета. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Д.: УРАН

Уран-лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие – ночь.

В.: Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. 40 лет на планете длиться день, а потом 40 лет – ночь.

Д.: НЕПТУН

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

В.:  Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.

Д.: ПЛУТОН

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

В.: Плутон – девятая, самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.

В.: Вот, ребята, мы и познакомились с Солнечной семьей, которая называется Солнечной системой (повторить всем вместе). А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашими термометрами.

Вывод:

В.: На каком термометре столбик поднялся выше?

Д.: Столбик поднялся выше на первом термометре.

В.: А первый термометр находится ближе к лампе или дальше от нее?

Д.: Первый термометр находится ближе к лампе.

В.: Значит, первый термометр находится ближе к лампе и нагревается сильнее, а что происходит со вторым термометром?

Д.: Второй термометр находится дальше от лампы и не нагревается.

В.: Правильно ребята. Так же и со звездами, они от нас гораздо дальше чем Солнце, поэтому свет от них слабый и совсем не дает тепла.

6. Конструирование ракеты.

В.: Ребята, понравилось вам говорить о звездах?

Д.: Да!

В.: А вы хотели бы отправиться в космическое пространство?

Д.: Да!

В.: Как вы думаете, на чем можно полететь к звездам?

Д.: В космос летают на самолете, на вертолете, на воздушном шаре, на космическом корабле или на ракете.

Д.: Давайте мы с вами поострим ракету и полетим к звездам.

        

В.: Ребята, какая большая красивая ракета у нас получилась! А теперь давайте заведем моторы и отправимся в космическое путешествие: 5, 4, 3, 2, 1, пуск. (Дети выбегают из зала).



Предварительный просмотр:

Тема: «Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц».

Программное содержание:

─ закреплять знания о зимующих птицах родного края;

─ активизировать употребление в речи название предметов и их частей;

─ формировать навык образования притяжательных прилагательных (вороний клюв, совиные глаза);

─ учить употреблять слова антонимы в речи;

─ работать над слоговой структурой речи;

─ развивать общие речевые навыки;

─ координировать речь с движением;

─ способствовать развитию любознательности у детей;

─ воспитывать у детей желание оказывать помощь птицам;

─ воспитывать культуру взаимоотношений;

Оборудование:

видеозапись отрывка фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»;

─ предметные картинки с изображением зимующих птиц;

─ картинки с изображением частей тела птиц;

─ мяч;

─ мнемотаблицы;

─ дерево для работы над слоговой структурой слова;

─ материалы для изготовления угощения для птиц.

Предварительная работа:

─ беседа на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей;

─ беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики;

─ познакомить детей с тем, какая птица какой корм любит.

Методические приемы:

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Д:         Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

        Здравствуй, солнце золотое (руки вперед)

        Здравствуй, матушка – земля (руки вниз)

        Здравствуйте, мои друзья!

В: А вот чем мы сегодня будем заниматься, вы узнаете, просмотрев отрывок фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»

Просмотр отрывка мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль».

В: Ребята, что же вы увидели в этом фильме?

Д:         Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.

Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки.

В: Правильно, в этом фильме отражено время года зима. Итак, ребята, мы будем говорить о зиме. А о ком еще говорится в этом фильме?        

Д:  1.        Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

      2.        На полянке куропатки

Снег копают без лопатки.

И коварному врагу

Не заметить их в снегу.

     

      3.        Зёрен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

"Будь смелее, не робей!" –

Приглашает воробей

В: Итак, ребята, в этом фильме говориться о зиме и о птицах.

В:        Встаньте все мои друзья

Поиграю с вами я.

Пальчиковая игра «Свиристели»

В: С севера к нам прилетели                (пальцы правой руки широко расставлены)

     Зимы гости свиристели                (пальцы левой руки широко расставлены)

      На рябину они сели                              (имитируют  «полет птиц»)

      И запели, засвистели                      (пальцы рук сжаты в «щепотку»)

      Сколько ж ягод им склевать?        (раскрывают левую ладонь)

      Может пять? Аль двадцать пять? («щепоткой»правой руки «клюют» по

                                                                Ладони)

      1,2,3,4,5                                         (щепоткой» левой руки «клюют» по

                                                                ладони)

      Поклевали, посидели,                (пальцы рук сжаты в «щепотку»)

      Посчитали, посвистели.             (пальцы рук широко расставлены)

      Сбились в стаи – улетели                          (имитируют «полет птиц»)

      Зимы гости – свиристели.                

В: Молодцы, дети, присаживайтесь на стульчики.

В: И сегодня, ребята, я вас приглашаю в лабораторию юного эколога.

Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

Беседа:

В: Ребята, так как же называются птицы, которые не улетают в теплые края?

Д: Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующие.

В: А каких зимующих птиц вы знаете?

Д: Читают стихотворения – загадки о птицах.

 

        Маленький мальчишка

        В сером армячишке

        По двору шныряет,

        Крохи собирает.                (Воробей)

Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло.                (Сова)

        Непоседа птица эта –

Одного с березой цвета.                (Сорока)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.                (Дятел)

        Чернокрылый, красногрудый,

        И зимой найдет приют.

        Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!                (Снегирь)

Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат:- Карр! Карр! Карр!                 (Ворона)

        Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом.                        (Клест)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.                        (Синица)

В: Молодцы, ребята, сколько интересных загадок о птицах вы знаете.

В: Теперь сюда внимание обратите,

     И части тела птичек назовите.

Рассматривание картинки на экране с изображением голубя и отмеченными частями тела.

У каждой птицы есть голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, а на голове есть глаза и клюв.

В: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Укажи части тела».

В: Ребята, давайте посмотрим на картинки и попробуем угадать, чьи части тела на них изображены (на экране картинки, изображающие части тела зимующих птиц).

Я думаю, на картинке нарисован вороний клюв

На этой картинке нарисованы голубиные ноги

На этой картинке изображен воробьиный хвост

На этой картинке нарисована совиная голова

В: Молодцы ребята, справились с заданием.

В: Одна игра кончается, другая – начинается.

Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»

Игра «Скажи наоборот»

В: Скажу я слово высоко,

     А ты ответишь – низко.

     Скажу я слово далеко,

     А ты ответишь – близко.

     Игру продолжай

     Слова наоборот называй:

Ворона большая, а синица… (маленькая)

У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)

Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)

У синицы клюв  тонкий, а у вороны… (толстый)

Сова спит днем, а охотится… (ночью)

В: Слова наоборот называются антонимы (повторить).

В: Потрудились мы друзья,

     Поиграть пришла пора.

Подвижная игра «Птицелов»

В: Давайте поиграем в игру, которая называется «Птицелов», но для этого нам надо выбрать водящего. Кто знает считалочку о птицах?

Д:        «Тили – тели», -

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

В: Итак, у нас есть птицелов, он станет в круг, и мы завяжем ему глаза, а все остальные дети: вокруг себя повернись в птичку превратись.

Давайте станем в круг и возьмемся за руки:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет.

Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!

«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы. Играющий становится «птицеловом».

В: Ребята, а как надо защищать птиц?

Д: Всех зверей и всех птенцов,

     Каждый защищать готов!

     Скажем вам мы не тая:

     Мы природы всей друзья.

Д:         Кто на ветке там сидит

        И головушкой вертит,

        Вот такая голова

        Да ведь это же сова.

В: Птиц от беды мы ограждаем

     И на веточки сажаем.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Птички на ветках».

Игра «Птички на ветках»

В: Дети посмотрите на это дерево. На верхнюю его ветку мы посадим птиц, в названии которых есть только один слог, на среднюю ветку – птиц, в названии которых два слога, на нижнюю – мы посадим птиц, в названии которых три слога (слова: клест, сова, сорока).

В: Какая это птица?

Д: Клест (сова, сорока).

В: Давайте прохлопаем слово клест (сова, сорока).

В: Сколько раз мы хлопнули?

Д: Мы хлопнули один (два, три) раз(а).

В: Значит, сколько слогов в слове клест (сова, сорока)?

Д: Значит в слове клест (сова, сорока) один (два, три) слог(а).

В: На какую веточку мы посадим эту птичку?

Д: Эту птичку мы посадим на верхнюю(среднюю, нижнюю) веточку.

В: Рассмотрели птичек всех,

     Ну а что же им поесть?

Д:         В воздухе кружится

Беленький снежок.

Он укрыл деревья

Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,

Корма не достать.

Мы поможем пташкам

Перезимовать

Вывесим кормушки

С хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки,

В гости вас зовём!

В: Внимание на экран. Воробьев можно кормить пшеном, просом, овсом, пшеницей, а так же хлебными крошками и семенами подсолнечника.

Синички любят несоленое сало, мясо, сливочное масло, изюм, измельченные орехи, ягоды черноплодной рябины, а так же семена подсолнечника и тыквы.

В: Итак, ребята, кормушки для птиц мы смастерили, давайте теперь приготовим для них угощение.

Изготовление угощения для птиц.

В: В руки баночки возьмем

     И месить сейчас начнем

     Семечки душистые,

     Просо золотистое,

     Хлебные крошки

     И маргарина немножко.

Изготовление угощения: в маргарин или сливочное масло добавить нежареные семечки, пшено, морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т.д. Тщательно перемешать, разложить по формочкам, не забывая сделать отверстие для шнурка. Когда пирожки застынут, продеть шнурки и повесить на ветки деревьев.

В: Сегодня мы с вами сделали полезное и красивое угощение для птиц, а во время прогулки повесим на веточки на площадке детского сада.

Подведение итогов.

В:         Мы сегодня у птиц побывали

        Как птицы живут, мы узнали

Повстречались с совой –

Большой головой.

В кого мы еще поиграем?

Это мы скоро узнаем.

Узнаем наверняка,

Теперь расстаемся. Пока.

В: Наша лаборатория юного эколога закрывается. Давайте скажем всем до свидания.

Д: До свидания.

        

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 комбинированного вида»

г. Новозыбкова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

« Весёлый алфавит»

Подготовила:

воспитатель 1 категории

Гутарова Елена Александровна

2015 г.

Цель: умение строить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, фонограмма для музыкальной разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».

Ход НОД:

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.

Добрый день! - они нам скажут,

Добрый день! - ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Возьмёмся за руки, друзья,

Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)

Воспитатель подходит к окну и говорит:

Вдруг сегодня на рассвете

Распахнул окошко ветер.

Кто-то бросил мне в окно

Вот такое письмецо.

Всё по правилам: наш адрес

Номер садика стоит.

Интересно, от кого же

В нём письмо для нас лежит?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки!

Пишет вам Сашок.

Я не мал, но пока и не высок.

Я в мячик играю и песни пою

И всё время говорю, говорю, говорю.

Говорю, когда я ем,

Говорю, когда я сплю,

И когда играю, тоже я болтаю.

Говорю про всё, что знаю

И не знаю, - говорю,

Говорю, когда мечтаю,

Говорю, когда пою,

Говорю, когда болею,

Говорю, когда здоров.

Только мне никто не верит, -

Не бывает столько слов!

Помогите мне, ребята

Рассказать всё о словах,

Звуках, буквах, предложеньях,

Как  их  можно составлять,

Где их можно применять!

Воспитатель: Вот такое письмо мы получили! Ребята, поможем Саше?

Дети: Да!

Воспитатель: А как мы можем ему помочь?

Дети: Мы научим его играть в разные словесные игры.

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и назовите слово, которое лишнее:

1. Кофта, платье, туфли

Дети: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.

2. Автобус, трамвай, самолёт

Дети: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.

3. Синица, воробей, кошка

Дети: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.

4. Муравей, бабочка, змея

Дети: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.

5. Корова, собака, волк

Дети: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.

6. Стол, диван, чашка

Дети: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах? Какие они бывают?

Дети: Слова бывают длинные и короткие;

Воспитатель: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Воспитатель: Молодцы! А теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Воспитатель: Хорошо! А теперь, послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь... (пол),

Скажу я слово потерял,

Ответишь ты... (нашёл),

Скажу теперь я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец),

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты... (конец).

Воспитатель: Дети, так какие же слова живут в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.

Воспитатель: Назовите их, ребята.

Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.

Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Это слова противоположные по значению. Давайте повторим все вместе.

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы дети! А какие слова вы ещё знаете?

Дети:  Мы знаем слова-родственники

Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники.

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

Воспитатель: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении слова-родственники зеленеют, зеленые, зелененькие.

Воспитатель: Почему эти слова — родственники?

Дети: Потому что у них общая часть зелен.

Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные. Давайте повторим все вместе.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.

Воспитатель: Например: иголка.

                        Есть иголки у ежа.

                        И, конечно, у ерша.

                        У сосны и елки тоже есть иголки.

                        Это швейная игла.

                        Всем одежду шьет она.

Воспитатель: Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:

Ручкой целый день писала

Рученька моя устала.

Дома отдохнуть решила,

В ранец ручку положила.

Ранец к верху подняла

Плохи у меня дела -

Отлетела сразу ручка

Почему? Не поняла!

Воспитатель: Назовите омонимы в этом стихотворении.

Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.

Воспитатель: Объясните их значение

Дети: Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.

Дети: Мама купила ручку;

У сумки крепкая ручка;

Я взяла брата за ручку;

Папа приделал к двери ручку.

Воспитатель: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».

Ярослав, какое предложение мы будем разбирать?

Дети: Мы будем разбирать предложение: «Мама купила ручку».

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении 3 слова.

Воспитатель: Назовите 1 слово.

Дети: Мама.

Воспитатель: Назовите 2 слово.

Дети: Купила.

Воспитатель: Назовите 3 слово.

Дети: Ручку.

Воспитатель: Давайте составим схему предложения. (Дети работают на местах, один ребёнок у доски).

Воспитатель: Проверяем.

Дети: (ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова (показывает Мама    Купила    Ручку). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

Воспитатель: Поработали, друзья

                         Отдохнуть пришла пора!

Музыкальная разминка.

Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Дети: Да

Воспитатель:         Есть загадки в нашем крае

                              До того мудрёные,

                             Кто загадки отгадает,

                             Попадёт в учёные.

1. В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый.  (Дом)

2.Только солнце спать ложится,

 Мне а месте не сидится.

 Я на небо выхожу,

 С высока на мир гляжу.   (Луна)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове  дом? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

Воспитатель: Сколько слогов в слове луна? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове луна 2  слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.

Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом.  (Один ребёнок выполняет на доске).

Воспитатель: Проверяем.

Дети:  В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его  синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Воспитатель: Молодцы! Сколько всего звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове дом 3 звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове ДОМ 1 гласный звук.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Дети: В слове ДОМ 2 согласных звука.

Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.

Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?...   (Лиса)

Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.)  Давайте разберём слово лиса. Сколько слогов в слове лиса? Давайте прохлопаем ли-са.

Дети: В слове лиса 2 слога.

Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.

Воспитатель: (произнести слово лиса, выделяя [л']) Лиса. Какой первый звук вы слышите?

Дети: В слове лиса первый звук [л'].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [л']- согласный мягкий.

Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим согласный мягкий звук?

Дети: Согласный мягкий звук обозначим зеленым квадратом.

Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [и]) Лиса.

Дети: В слове лиса второй звук [и].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [и]-гласный.

Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим гласный звук?

Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.

Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [с]) Лиса.

Дети: В слове лиса третий звук [с].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [с]- согласный твердый.

Воспитатель: Каким квадратом обозначим согласный твердый звук?

Дети: Согласный твердый звук обозначим синим квадратом.

Воспитатель: Какой слышим последний звук? (произнести слово лиса, выделяя [а]) Лиса.

Дети: В слове лиса четвертый звук [а].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [а]-гласный.

Воспитатель: Каким квадратом обозначим гласный звук?

Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса четыре звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 2 гласных звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 2 согласных звука.

Воспитатель: Сколько мягких звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 1 мягкий звук.

Воспитатель: Сколько твердых звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 1 твердый звук.

Воспитатель: А теперь сложите квадраты в конверты и приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:

     Вот спасибо вам, друзья!

     Научили вы меня.

     И за это вам награда -

     Интересная игра.

Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, смогли ли мы помочь Саше?

Дети: Да.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся.

Дети: До свидания! (Дети выходят из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»

Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в деревню»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе с использованием мнемотехники...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ»

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе...