"Методика приобщения дошкольников к литературе как к виду искусства".
консультация по развитию речи на тему

Паскаль Светлана Игоревна

В данном материале изложены методы и приемы приобщения дошкольников к восприятию художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика приобщения дошкольников к литературе как к виду искусства.

         В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

        Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

       Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

         Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

        В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

          Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество.  Это сущность проблемно-поискового метода.

         Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.      Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел.

          Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.

Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

— способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

— способы приобщения детей к идейно - эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

            Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы.

           Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

— слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные - методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

— приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

— показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

— приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

           Предварительная работа педагога влияет на качество проведения занятий. В структуре занятий по литературным произведениям выделяют три части.

           Основная цель первой части занятия – ознакомление детей с произведением, обеспечение полноценного первичного восприятия текста.

          Подготовка дошкольников может быть организована по-разному. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей личного опыта, уровня их литературной подготовки, характера произведения и других факторов.

При подготовке детей к восприятию литературного произведения используются:

- рассматривание книги;

- вводная беседа – необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей не знают ответа. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением;

- рассказ педагога (о писателе, о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения;

- рассматривание рисунков, картин, связанных с содержанием произведения;

- прослушивание музыкальных произведений;

- организация наблюдений во время прогулок для углубления конкретных знаний детей, без которых восприятие произведения будет затруднено;

- объяснение и уточнение значения незнакомых, непонятных слов. Существуют следующие приемы объяснения:

- показ предмета, явления или действия в естественных условиях; показ картины, рисунка; подбор синонимов и антонимов; замена слова описательным оборотом; вопрос к детям о значении слова.

Важным моментом в подготовке детей к восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание художественного произведения. Установка дается в форме вопроса или задания. Например: «Подумайте, почему рассказ (сказка) так называется? Подумайте, какое настроение было у писателя (поэта) при написании этого рассказа (стихотворения)?»

Подготовив детей к восприятию художественного произведения, воспитатель выразительно читает текст.

       Во второй части занятия проводится беседа о прочитанном. Вопросы должны быть целенаправленными и ставиться в определенной последовательности. Их не должно быть много, они должны побуждать детей к размышлению, помогать увидеть скрытое художественное содержание. По мнению Е.Н.Ильина, вопросы не надо ставить, задавать, ими лучше разговаривать. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями педагога. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети.

      Когда дети видят, что их ответы и высказываемые мысли интересуют воспитателя, вызывают его поощрения, они стараются как можно лучше выполнить то, что от них требуется, и если это удается, испытывают большое удовлетворение.

     В третьей части занятия, чтобы в памяти детей остался сам рассказ (сказка), а не беседа «по поводу», организуется повторное чтение произведения (если оно невелико по объему) или чтение понравившихся детям эпизодов.

     Для детей младшего дошкольного возраста отдельные места читаемых произведений повторяют для того, чтобы они запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию. Например, читая во второй младшей группе сказку «Колобок», надо постараться, чтобы ребята запомнили песенку колобка, и для этого повторить ее. В средней группе, читая сказку «Гуси-лебеди», можно повторить диалоги девочки с печкой, речкой, яблонькой, а в старшей группе следует фиксировать внимание на повторах в сказке, помогая тем самым непроизвольному запоминанию. Например, после чтения сказки «Хаврошечка» дети должны запомнить и жалобу обиженной девушки своей коровушке, и ответы коровушки.

Знакомство дошкольников с художественной литературой не заканчивается занятиями. Педагогу необходимо стремиться активно использовать свободное время, чтобы, с одной стороны, значительно расширить литературный багаж детей, а с другой – повторно прочитать произведения, с которыми их знакомили на занятиях.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

   Ребенок приобретает интересные и полезные для него сведения о реальном мире, обогащается его эмоциональная сфера, он получает удовольствие от общения с искусством слова. Тем самым художественная литература становится эффективным средством эстетического, умственного и нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика приобщения дошкольников к шедеврам мировой музыкальной культуры».

Взаимодействие различных видов искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию му­зыкального восприятия у дошкольников.Эффективность цикла занятий «Встречи в ...

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Знакомство с художественной литературой средствами разных видов искусств.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слу...

" Методика приобщения дошкольников к музыкально- ритмическим движениям"

выступление на методическом объединение музыкальных руководителей Южного округа города Оренбурга...