Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
проект

Трофимова Ольга Юрьевна

Проект по приобщению к русским истокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2091

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПО АДРЕСУ УЛ. ЮННЫХ ЛЕНИНЦЕВ Д .75 КОРПУС 2

Проект по

приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства

«Русская изба»

Составила:

воспитатель подготовительной группы №16 «Солнышко»

Трофимова О.Ю

Москва  2014-2015 г.

Содержание:

1. Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.

2. Направления работы по приобщению детей к истокам русской культуры.

3. Анализ состояния работы по данной проблеме.

4. Задачи.

5. Описание работы

6. Выводы.

Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.

  Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

   Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

  Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

  Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

  В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то мы и решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской культуры.

  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы решили проводить

 по следующим направлениям:

  • Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность,);
  • Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
  • Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, создание книги народной мудрости и родословной каждой семьи воспитанников, изготовление русских костюмов для кукол, открытки к праздникам, конструирование);
  • Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего города, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
  • Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
  • Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

Анализ состояния работы по данной проблеме.

  На первом этапе работы мы провели:

  • Анализ уровня знаний детей;
  • Анализ знаний семьи;
  • Создание предметно-развивающей среды.

  Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, мы проанализировали работу в подготовительной группе №16 и определили уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций.

  Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому мы ввели последовательную систему работы по данной теме.

  Кроме того, мы провели анкетирование родителей. Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Вместе с детьми родители составляли родословную своей семьи и группе была организована выставка «Древо рода моего», активное участие принимали  родители в создании «Книги народной мудрости».

   В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.).

Задачи.

   На втором этапе работы на основании полученных результатов анализа предметно -  пространственной среды, знаний детей и семьи мы определили для себя следующие задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду:

  • Оформить уголок русского быта «Русская изба» (печка, предметы утвари, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
  • Разнообразить материал для самостоятельной художественной деятельности детей в центре художественного творчества: бумага разной фактуры, кисти разных размеров, пластилин, цветные карандаши, ножницы, глина, восковые мелки и т.д.

2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме:

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей:

  • Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;
  • Провести родительское собрание на тему «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
  • Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе (создать «Книгу народной мудрости», сшить русские народные костюмы для кукол и т.д.)

Описание работы.

Для выполнения данного проекта мы поставили перед собой ряд задач:

   1. Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к родному краю. Знакомство с природой родного края и с тем, что нас окружает проводится на занятиях по экологическому воспитанию. Мы проводили циклы занятий: «Заглянем в Красную книгу», «Всё, что есть на этой Земле – нужно!»  и «Приметы времён года».

   2. В разделе «Связная речь» опора идёт на занятия ( «Земля – наш общий дом!», «Пословица не зря молвится!» и т.д.). Мы широко использовали все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества. Чтобы дети осознали смысл пословиц, я использую наглядность, т.е. содержание выражаем в рисунке. Для этого мы ведём работу по созданию «Книги народной мудрости».

 Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.  На рисовании мы знакомили детей с разными видами декоративной росписи (Циклы занятий «Золотая Хохлома», «Гжельский узор», «Волшебная Дымка», «Чудо-Городец», рисование матрёшек). Дети сначала затруднялись в различении видов росписи, а сейчас самостоятельно называют ту или иную роспись, её основные цвета и узоры. В свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. На занятиях лепки мы создаём дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами.

   4.Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств  дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако если мы сведём работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

   Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-нравственных качеств ребёнка мы  использовали разные формы работы:

  • Занятия («Город – село», «Промыслы нижегородцев», «Герб и флаг Российской Федерации»);
  • Беседы («Города России», «Моя дружная семья»);
  • Экскурсии к Памятнику, в музеи;
  • Рассматривание фотографий Москвы;
  • Рассматривание семейных альбомов;

   5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. На одном из музыкальных занятий дети познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами, и теперь используют полученные знания в самостоятельной художественной деятельности.  Кроме того на занятиях мы разучили хороводы «На горе-то калина» и др. Дети с удовольствием инсценируют русскую народную песню «Как у наших у ворот».

   6.   Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

   7.Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения  или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуем игру «Семья», после экскурсии на медпункт дети самостоятельно играют в «Больницу», сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».

   8. Главные помощники педагога – родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе мы  старались  опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала мы провели групповое родительское собрание, на котором рассказали о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  • привлечения родителей к проведению участия родителей в выставках семейного творчества;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
  • участия родителей в прогулках и экскурсиях
  • совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов
  • создания семейного генеалогического древа, участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в изготовления пособий, поделок, дидактических игр

  Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

  Таким образом, мы провели работу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, опираясь на помощь родителей.

Выводы.

  Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют  передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют  родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

  Группой создан уголок русского быта «Русская изба», дети с удовольствием собираются за столиком в избе, девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы.

  Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы не только для кукол, но и для детей , составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий.

  Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Задания по определению уровня знаний детей.

Задание № 1. «Наша Родина»

Цель – уточнить знание своей малой Родины.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  3. Какие вы знаете крупные города России?
  4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (в городе) Чем отличается деревня от города?
  5. Определение по фотографиям «Узнай и назови».

Задание № 2. «Народная мудрость»

Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а не ученье - ........ ( тьма).

Апрель с водой, а май ....... ( с травой).
Вся семья вместе, так и душа ....... ( на месте).

Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).

Кто не работает, .......( тот и не ест).
Мал золотник, .......( да дорог).

Поспешишь - .......( людей насмешишь).

Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

Задание № 3. «Одень куклу»

Цель – уточнить представление детей о русском народном костюме.

Задание № 4. «Укрась салфетку»  

Цель – уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.

Задание № 5. «Русская изба»  

Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.

По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.

Задание № 6. «Русские народные промыслы»

Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т.д.)

Задание № 7. «Моя семья»

Цель – уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.

Таблица:

Определение уровня знаний детей

по теме

«Культура русского народа».

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Уровень знаний

Аверич Маша

Амелина Софья

Баронбекова Ясмина

Белова Анастасия

Воробьев Артем

Вышлова Анна

Глушков Вячеслав

Джобава Майя

Жбанов Владислав

Забелина Антонина

Калашников Алексей

Кетрощяну Яна

Конюшева Варвара

Кострикина Вероника

Кочеткова Ира

Красных Ульяна

Михайловская Маргарита

Нестеркин Илья

Носевич Марина

Пименов Даниил

Полевая Софья

Садрижанов Дамир

Самохина Олеся

Сучков Денис

Фролов Дмитрий

Ханнанов Айрат

Шарапова Софья

Условные обозначения:

2 – справился с заданием самостоятельно;

1 – справился с заданием с помощью педагога;

0 – не справился с заданием.

Уровень знаний (в баллах):

12 – 14 – высокий  -  

7 – 11 – средний -  

0 – 6 – низкий -  

Анкетирование родителей.

  • Сохранились  ли в Вашей семье предметы старины?

  • Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?

  • Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?

  • Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?

  • Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?

  • Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?

  • Что Вы предпринимаете для этого?

Таблица:

Исходящая диагностика

определения уровня знаний детей

по теме

«Культура русского народа».

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Уровень знаний

Аверич Маша

Амелина Софья

Баронбекова Ясмина

Белова Анастасия

Воробьев Артем

Вышлова Анна

Глушков Вячеслав

Джобава Майя

Жбанов Владислав

Забелина Антонина

Калашников Алексей

Кетрощяну Яна

Конюшева Варвара

Кострикина Вероника

Кочеткова Ира

Красных Ульяна

Михайловская Маргарита

Нестеркин Илья

Носевич Марина

Пименов Даниил

Полевая Софья

Садрижанов Дамир

Самохина Олеся

Сучков Денис

Фролов Дмитрий

Ханнанов Айрат

Шарапова Софья

Высокий уровень –

Средний уровень –

Низкий уровень –

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58.
  2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
  3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
  4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  5. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37.
  7. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
  8. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
  9. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  10. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
  11. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51.
  12.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам традиционной культуры через тувинские народные игры

Воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народных игр....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...

Социокультурный проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры «Это - русская сторонка, это – родина моя!»

Социокультурный проектпо приобщению дошкольников к истокам национальной культуры«Это - русская сторонка, это – родина моя!»...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры и традициям посредством организации музейной экспозиции «Русская изба»

Цель работы музея «Русская изба» - приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа...