Знакомство с художественной литературой средствами разных видов искусств.
презентация

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_slaydah_.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

Знакомство с художественной литературой средствами разных видов искусств

Составили:

воспитатель Толстошеева Т. И.

воспитатель Сушко Н. В.

Знакомство с художественной литературой средствами разных видов искусств

СЛАЙД 1

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

СЛАЙД 2

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. Музыка нужна ребенку для его личностного развития и роста. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения

Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений

Музыка и литература настолько тесно переплетены, что, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического и нравственного воспитания, для развития фантазии. Музыка способна вызвать у детей   соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений. Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений

СЛАЙД 3

Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения.

Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на занятиях по чтению художественной литературы? Возможности и пути многообразны. 

Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему занятия.

СЛАЙД 4

Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе.

Жаворонок  ( А.Н. Майков)

Поле зыблется цветами,

В небе льются светы волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны

Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.

СЛАЙД 5

*Вторым приемом использования музыки на занятии является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать «Арию царевны Лебедь» Римского- Корсакого.

СЛАЙД  6

 Но музыка является не единственным видом искусства, способствующим развитию личности ребенка. Музыка, театр, живопись существуют с глубокой древности. Задача педагога – помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры.

Наиболее плодотворным, является синтез литературы ,музыки, театра  и живописи, дающие возможности для развития культуры ребенка. Выбор именно этих видов искусств не является случайным , они являются основой для создания всего многообразия спектра искусств.

Исходя из этого Следующим приемом ознакомления с художественной литературой является просмотр фрагментов из балета , например партия главных героев из балета Щелкунчик.

СЛАЙД 7 Фрагмент балета.

СЛАЙД 8

Еще одним возможным методом ознакомления детей с художественной литературой является демонстрация  репродукций  иллюстраций  и картин , которые целесообразно  использовать после  прослушивания литературного произведения, когда у детей сложилось определенное представление об образе.

Возможно детям предложить детям выполнить рисунок, передающий характер музыки к  художественному произведению

Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру героя, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению , темные тона соответствуют тревожному, таинственному, а яркие и сочные краски – веселому, радостному характеру .

Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство детей рисуют темными красками, а добрую Золушку – яркими, светлыми.

Когда дети овладеют определенным запасом впечатлений, научатся определять средства художественной и музыкальной выразительности , задания усложняются. Для этого используются несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую произведению.

СЛАЙД  9

Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально-эстетическое восприятие художественных произведений.

СЛАЙД 10

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей детей по средствам взаимопроникновения разных видов искусств

Формирование музыкально-художественного вкуса у детей дошкольного возраста...

Интеграция разных видов искусств, как средство развития творческой личности.

Как развить у ребёнка творческую индивидуальность?  (Из опыта работы)...

Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

Механизм интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности.

В литературе - слово, в театральной деятельности - движения, изобразительной деятельности - рисунок, в музыке - мелодия....