Пальчиковые игры
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Домрачева Светлана Петровна

С использованием потешек для детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_detey_2-3_let.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Сорока

(Вариант 1)

Сорока, сорока,

Где была? Далёко?

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Указательным пальцем правой

суки дети водят по ладони левой.

Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.

Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.

(Вариант 2)

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор - кашу на стол.

Этому дала на тарелочке,

Этому дала на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому не дала:

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.

Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.

Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками - топ-топ!

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того коза забодает, забодает.

Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.

Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.

Хлопают в ладоши.

Ладушки

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели - кашку, что пили - бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу - полетели, полетели,

На головку сели.

Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.

Оладушки

Бабyшка,бабyшка

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке ...

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Капуста

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы морковку трем -трем.

Мы капустку жмем-жмем.

Потом в бочку кладем.

Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.

Имитируют посыпание солью.

Потирают кулак о кулак.

Сжимают и разжимают кулаки.

Повторяют несколько раз. Имитируют движение руками, как кладут капустку.

Стирка

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать:

Мылом мылю я носки,

Крепко трутся кулачки,

Сполосну носки я ловко

И повешу на веревку.

Дети трут кулаками друг о друга.

Водят кулаком по ладони.

Трут кулаками друг о друга.

Двигают кистями рук вправо - влево.

Поднимают руки вверх, кисти сгибают.

Вышли пальчики гулять

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Дети поочередно разгибают пальцы из кулаков.

Хаотично шевелят пальцами.

Поочередно сгибают пальцы в кулаки, начиная с мизинца.

Ударяют кулаками по столу или коленям.

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Хлопают в ладоши.

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы. Усложнение: поочередно сгибать каждый палец на обеих руках.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Поднимают большой палец вертикально.

Шевелят всеми пальцами.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя!

Дети сжимают пальцы рук в кулак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного пальчика, по одному отгибают.

Пальцы сжимают в кулак, стучат кулаками друг о друга.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого.

В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.

Пять маленьких братьев

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой –

Называется большой.

Палец второй - указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец - как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший - любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочек потянули,

Мы замочек покрутили,

Мы замочком постучали

И открыли!

Дети сжимают пальцы в «замочек».

Пожимают плечами.

Тянут в стороны сцепленные кисти.

Крутят сцепленные кисти.

Стучат основанием кистей друг о друга.

Разводят кисти в стороны.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Дети изображают руками «дом».

Изображают «Закрытые ворота».

Изображают «Открытые ворота».

Изображают «Дом».

В доме

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом,

Вот какой я видел дом.

Дети сжимают одну руку в кулак, ладонью другой его накрывают.

К нижней части вертикальной ладони приставляют кулак.

Сжимают два кулака.

Изображают «дом».

Пальцы - дружная семья

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот - большой, а это средний,

Безымянный и последний,

Наш мизинчик - малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.

Поочередно поднимают пальцы обеих рук вверх.

Каждый палец руки поочередно соединяют с большим.

Играем пальцами

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже.

И про зайку не забудем,

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

Дети вытягивают вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальцы загибают в кулак. Поднимают «рога» к голове.

Широко раздвигают пальцы обеих рук, скрещивают ладони и поднимают «ветвистые рога» к голове.

Выдвигают вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднимают «ушки» к голове и шевелят ими.

Каждый палец руки поочередно соединяют с большим.

Гномы

Жили - были в домике

Маленькие гномики:

Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.

Стали гномики стирать.

Тики - рубашки,

Ники - платочки,

Лики - пижамку,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Дети сжимают и разжимают кулаки.

Загибают пальцы на каждое имя гнома.

Трут кулаки друг о друга.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Дети показывают большие пальцы на обеих руках.

Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.

За грибами

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Загибают поочередно пальцы, начиная с мизинца.

Алые цветы

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Дети соединяют ладони в форме тюльпана, пальцы медленно раскрывают.

Покачивают кистями рук вправо-влево.

Пальцы медленно закрывают, изображая цветок.

Покачивают вперед-назад «цветками».

Апельсин (Вариант 1)

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка ... кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Поочередно загибают пальцы на правой руке.

Разводят руки в стороны.

Грозят указательным пальцем.

Имитируют бег пальцами по столу.

Апельсин (Вариант 2)

Очищаем апельсин,

На тарелке он один,

Апельсин я разломлю,

Всех знакомых наделю:

Эту дольку Ване,

Эту дольку Тане,

Эту дольку Толе,

Эту дольку Коле,

Ну а что останется,

Только мне достанется!

Дети изображают руками круг, имитируя апельсин.

Разводят руки (тарелка).

Изображают разлом апельсина.

Двигают кистями от груди вперед. Двигают кистями, как при раздаче долек.

Двигают кистями вперед.

Двигают кистями к груди.

Зайцы

Скачет зайка косой

Под высокой сосной,

Под другой сосной

Скачет зайка второй.

Дети изображают «ушки» зайки.

Одной рукой изображают дерево.

Другой рукой изображают дерево.

Изображают «ушки» зайки.

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Он играет в барабан -

Трам-трам-трам.

Дети изображают «ушки» зайки.

Шевелят «ушками», используя указательный и средний пальцы.

Поочередно «постукивают» остальными пальцами по большому.

Дом за кустом

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.

- Зайка, зайка, где твой дом?

- За-за-за большим кустом.

Дети скрещивают кисти рук, имитируя куст.

Изображают зайца, шевелящего «ушами».

Показывают руками «дом».

Изображают «куст».

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети имитируют руками движения рыбок в соответствии с текстом.

 

Лошадки

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

Дети «скачут» пальцами по столу в ритме стихотворения.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики стряхнем,

Рисовать опять начнем.

Дети плавно поднимают руки вперед перед собой, встряхивают кистями.

Мы писали

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветерка, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.

«Скачут» пальцами по столу.

Указательным и средним пальцами делают «ушки».

«Скачут» пальцами по столу.

Двигают кистями рук влево- вправо.

«Грозят» пальцем.

Машут обеими руками.

Хомячок

Хомячок, хомячок.

Разожми мой кулачок.

Разожми, разожми.

Что найдешь - себе возьми.

Дети разминают пластилин под слова перед лепкой.

Мышка

На ладошке у Тимошки

Мышка спит, задравши ножки,

Ой, спит, спит, спит.

Ой, да носиком сопит.

Будем мышку будить.

Пальчиками шевелить.

Раз, два, три, четыре, пять

Я не дам тебе поспать.

Ой, шу-шу-шу,

Разбужу, растормошу.

А станешь убегать,

Я тебя за хвостик хвать.

На ладонях детей игрушки (мышки) вверх ногами.

Шевелят пальцами руки.

Загибают поочередно пальцы, сжимая мышку.

Разгибают, загибают пальцы.

Ловят мышку за хвост.

Про кошку

Подставляй ладошку -

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?

Вот - кулак, а вот - ладошка.

На ладошку села кошка

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку.

Видно, мышка там живет,

Таня мышку там найдет.

Дети вытягивают ладони вперед.

Сжимают пальцы в кулак.

Показывают.

Кладут кулак на ладонь.

Указательным и средним пальцем «шагают» по руке.

Ж.Воспитатель №6 2010 ст. 43 - 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...