Конспект НОД по развитию речи "Рассказывание про хвойные и лиственные леса"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_razvitie_rechi.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 125 "Дубок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
на тему:
«Рассказывание о хвойных и лиственных лесах»
для детей подготовительной
к школе группы №2 «Гномики»
Подготовила воспитатель
Бирюкова М.В.
Чебоксары 2014
Образовательная область: «Речевое развитие».
Вид детской деятельности: Коммуникативная.
Тип непосредственной деятельности: интегрированная.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- активизировать словарь по теме: хвоя, хвоинки, хвойный (-ое, -ая, -ые), окрашиваются;
- учить отвечать полными предложениями на вопросы;
-учить словообразованию: краска-красить-окрашивается;
-упражнять в звукопроизношении звука [ш];
- учить составлять короткие рассказы по схеме о деревьях и по картинкам;
- закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать диалогическую речь детей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей, активизировать слово хвоя.
Индивидуальная работа: Помочь Косте К. отвечать на вопросы полными предложениями, упражнять в правильном звукопроизношении звука [ш] с Алисой Ф.
Литература:
- «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. – «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2014.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М., 2001.
- Наглядно – дидактическое пособие «Расскажите детям. О лиственных деревьях». – М. – «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2013.
- Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
- Дмитриева В. Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 160 с. – (Маленькие гении). – ISBN 978-5-17-053324-4. – ISBN 978-5-226-00612-8.
- Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. – М. : У-Фактория, 2005. – 224 с. – (Психология детства: Практикум). – ISBN 5-94799-460-7.
- Интернет ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Методические приемы:
1. Вводная часть
-игровая мотивация «Видеописьмо от Феи»;
-художественное слово (чтение стихотворения);
2. Основная часть
- использование мультимедиа;
- вопросы к детям;
- дидактическая игра «Назови лист»;
- классификация шишек;
- физкультминутка;
- составление рассказа по схеме.
3. Заключительная часть
-поощрение и награждение детей;
-настрой на следующее занятие: сбор природного материала для поделок;
-анализ занятия.
Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с миром природы»), «Социально- коммуникативное развитие» (раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).
Оборудование и материалы:
- видеописьмо;
- листья из бумаги;
- шишки;
- корзинки;
- мольберт;
- картинки с изображением деревьев;
- схемы для составления рассказа;
-мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин художников на тему «Осень»;
- Наблюдение за лиственными и хвойными деревьями на участке детского сада;
- Отгадывание загадок о деревьях;
- Чтение литературных произведений про осень.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Вводная часть
(Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются с гостями)
Воспитатель: - Ребята, сегодня на адрес нашей группы пришло необычное письмо – видеописьмо. Предлагаю его посмотреть.
Игровая мотивация: Видеописьмо от Лесной Феи («Здравствуйте, ребята. Я, – лесная Фея, приглашаю вас в волшебный лес прогуляться со мной по осеннему лесу, где много интересного и неизведанного).
(В конце письма слайд под волшебные звуки музыки исчезает. В это время воспитатель переодевается в Фею).
Воспитатель в роли Феи:
-В лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы листочки соберем?
2. Основная часть
Фея: - Ребята, а какие вы знаете леса?
Дети: - Лиственный лес, хвойный лес и смешанный лес.
Фея: - Молодцы, все знаете, а как вы думаете, смешанный - это какой лес?
Дети: - Это когда в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья.
(Дети друг за другом идут за воспитателем между разложенными на полу осенними листьями, на экране картинка с изображением лиственного леса).
Фея: - Очень красиво осенью в лесу. На земле ковер из листьев. Вечнозеленые елки. Вот и к нам на поляну сколько красивых, разноцветных листьев прилетело! (Останавливаются).
Фея:- Какого они цвета?
Дети: - Эти листья желтые, красные, желто-коричневые, золотистые.
Фея: - Расскажите, с каких деревьев они упали? Вы можете взять любой понравившийся лист и рассказать, с какого дерева он упал?
Дидактическая игра «Назови лист»
(спросить каждого ребенка, у кого какого цвета листочек и с какого дерева упал)
с березы - березовый листок,
с клена – кленовый листок,
с дуба – дубовый листок,
с рябины – рябиновый листок,
с осины – осиновый листок.
Фея:- Молодцы, все листья правильно назвали. Ребята, а как вы думаете, как называется этот лес?
Дети:- Лиственный лес. Катя, как называется этот лес? Софья, какие деревья растут в лиственных лесах?
Фея: - Правильно. А как вы это поняли?
Дети: - Потому что на ветках всех деревьев растут листья.
Фея:- Молодцы, отправляемся дальше гулять по осеннему лесу.
Фея:- Прислушайтесь, ребята, как шумит лес? Алиса, как шумит лес?
Алиса:- ш-ш-ш.
Фея: - Катя, повтори песенку осеннего леса.
Катя: - ш-ш-ш.
Фея: - А как звучит песня леса: твердо или мягко? Правильно, ребята, звук [Ш] всегда твердый.
(Дети друг за другом идут за воспитателем между разложенными на полу шишками, на интерактивной доске включена картинка с изображением хвойных деревьев).
Фея: - Ребята, посмотрите, как много здесь шишек вокруг. А на каких деревьях они выросли?
Дети:- Шишки растут на хвойных деревьях.
Фея: - А какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: - Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.
Фея: - Как вы думаете, как называется шишка с ели и т. д?
С ели – еловая шишка. Вова, повтори, пожалуйста.
С кедра – кедровая шишка. Катя, как ты назовешь шишку с кедра?
С сосны – сосновая шишка. Маша, а как бы ты сказала про шишку с сосны?
Фея: - Молодцы.
Фея: - Ребята, а как вы думаете, как называется этот лес?
Дети: - Хвойный лес.
Фея: - Правильно. А как вы догадались?
Дети: - Потому что на этих деревьях растут иголки, которые называются хвоя.
Фея: - Как называются иголки на ели?
Дети: - Иголки на ели называется хвоя.
Фея: - А как можно сказать слово хвоя ласково?
Дети: Хвоинка.
Фея:- А если их много?
Дети: - Хвоинки.
Фея:- Вова, как ты скажешь ласково? (ответ) Маша, какого цвета хвоинка?
Дети: - Хвоинка зеленого цвета.
Фея: Предлагаю собрать шишки в корзину, это вам от меня подарок. В первую корзину соберите еловые шишки, во вторую - кедровые шишки, а в третью - сосновые шишки, из них вы сможете сделать в садике вместе с воспитателем поделки.
(классификация шишек по корзинам, хвалит детей).
Фея:- Молодцы, все шишки правильно собрали. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть с ёлочкой.
(Физкультминутка с ёлочкой по интерактивной доске)
Фея: - Молодцы, теперь отправимся дальше гулять по осеннему лесу.
(Дети друг за другом идут за воспитателем, на мольберте картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев)
Фея: - Ребята, а в какой лес мы с вами попали сейчас?
Дети: - Смешанный лес.
Фея: - Ребята, предлагаю вам выбрать в этом лесу любое дерево, которое вам нравится, и рассказать всем нам о том, какое это дерево. Предлагаю сесть на ковер. (Дети садятся на ковер). Составлять рассказ нам поможет схема. Обратите внимание, из чего состоит схема. (Знакомство со схемой).
Фея:- Кто желает рассказать? Вова, расскажи про свое дерево.
Ребенок:- Это дерево называется дуб. Он очень высокий. У дуба есть ствол, ветки, листья, в земле корень. У него могучий и крепкий ствол. Ветки длинные и толстые. Дуб- это лиственное дерево. На дубе растут дубовые листья. Листья дуба овальной формы с резными краями. У дуба есть плоды – жёлуди. Осенью листья дуба окрашиваются в жёлто-коричневый цвет.
(словарная работа: окрашивается).
Фея:- Как вы понимаете слово окрашивается? От какого слова оно образовано? (краска, красить). Окрашивается, значит, сам себя красит. Костя, в какой цвет окрашиваются листья дуба?
Дети: Листья дуба окрашиваются в желто-коричневый цвет.
(Аналогично спросить у 2-х детей).
Фея: - Кто еще готов рассказать?
Ребенок: - Это дерево называется берёза. Она очень высокая и стройная. У берёзы белый ствол, длинные и тонкие ветви, листья, в земле корень. Берёза -это лиственное дерево. На берёзе растут берёзовые листья. Листья берёзы треугольной формы с резными краями. У берёзы весной есть серёжки. Осенью листья берёзы окрашиваются в жёлтый цвет.
(Аналогично спросить у 2-х детей, в какой цвет окрашиваются листья березы).
Фея: - А кто хочет рассказать про хвойное дерево?
Ребенок: - Это дерево называется ель. Она очень высокая и стройная. У ели есть ствол, еловые ветки, шишки и корни. На ели вместо листьев растут короткие иголки. У ели есть плоды – шишки. Ель - это хвойное дерево. Осенью ель не меняет цвета, она остается всегда зеленой.
Ребенок: - Это дерево называется сосна. Она очень высокая и стройная. У сосны есть крепкий и могучий ствол, толстые и длинные ветки. На сосне вместо листьев растут длинные иголки .У сосны есть плоды – шишки. Сосна- это хвойное дерево. Осенью сосна не меняет цвета, она остается зеленой.
Фея: - Молодцы, ребята, вы очень много знаете о деревьях. А что вы сегодня нового узнали?
Дети: - Научились рассказывать о деревьях по схеме, усвоили значение слов хвоя, окрашивается, сгруппировали осенние листья и шишки.
Фея:- Вы меня очень порадовали. Во время прогулки вы собрали дары от осеннего леса, предлагаю их забрать с собой в детский сад и сделать из них поделки. А теперь вам пора возвращаться в садик. До свидания, ребята! Приходите ко мне еще! У нас в лесу много интересного и неизведанного.
Дети: До свиданья!
(Дети уходят с младшим воспитателем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи по теме: «Голод в лесу».
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию речи для детей среднего возрастапо теме: «Голод в лесу».Интеграция образовательных областей:"Познание" (Рассматривание животных) - Разв...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»
Конспект занятия по развитию речи на тему:«Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»...
Конспект НОД по развитию речи на тему "Осень в лесу" с театрализацией басни "Стрекоза и Муравей!
Вьется, петляет тропинка лесная,По лесу осень идет золотая....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»
Конспект занятия по развитию речи.Тема: «Дикие животные нашего леса» (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Тайны леса»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Тайны леса"...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в царство зимнего леса"
Конспект занятия для подготовительной группы...