НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пилипук Екатерина Андреевна

Значение  о роли хлеба в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_r-r_v_podgotovit.gruppe.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад Березка"

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе.

" Хлеб" 

Воспитатель:

Пилипук Е.А.

Лиственичный 2015

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

-  познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

- актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";

-  совершенствовать навыки связного высказывания;

- формирование мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор,  мука,  мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты,  крошки, корка, мякоть, сухари.


Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.


Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.


Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, посылка, картинки тракториста, агронома, летчика, мукомола, пекаря, продавца, иллюстрация ржаного поля.

Игры:

- Назови (на картинке) хлебобулочные изделия;

- Назови (на картинке) транспорт и работников с/х;

- Названия зерна;

- Загадки;

- Волшебный мешок с хлебом;

- Цепочка слов.

Ход занятия:

- Ребята, я когда сегодня пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и сказал, что рано утром приходил почтальон и просил отдать посылку детям подготовительной группы. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать?

 (ответ детей)

- Кто нам прочитает?

- Начинай Ирина Сафронова.

(поселок Лиственичный)

- Читай дальше Маргарита Сенкевич.

(улица Центральная дом 7, детский сад «Березка»)

- Как вы думаете? Что там может лежать?

 (Хлеб)

- А как вы догадались?

(По запаху)

- Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения С. Погореловского


Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!

- Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб?

( Ответ детей)

- Хлебобулочных изделий много, назовите их.

(Ответ детей)

- Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе?
(Ответы детей)

 Хлеб - всему голова!

Без хлеба - нет обеда!

Будет хлеб - будет и песня.

Без хлеба не вкусно и не сытно.

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправимся в небольшое путешествие.

- У меня есть для вас загадки.

Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит.

(Трактор)

- Кто работает на тракторе?

 (Тракторист)

- Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".

- Что делает трактор?

(Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна)

- Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.

- Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. 

Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном.

Найдите картинку агронома.

- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы.

Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду - всюду
Сыпет белый порошок.

-Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.

-А сейчас физ. минутка:

Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются

- А теперь еще одна загадка:

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

 (Комбайн)

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне?

(Комбайнер)

- А теперь продолжим свое путешествие.

Хоть и собрано зерно
Да не хлеб еще оно.

- Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

(Ответы детей)

-А затем на мельницу.

Здесь такое с ним  твориться,
В  оборот его берут,
В порошок его сотрут!

- Что это за порошок?

(Мука)

- Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.

- Дальше муку  везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел.

- А сейчас поиграем в игру "Цепочка" :

От куда хлеб пришел?  

(Из магазина)

- В магазин от куда попал?

 (Из пекарни)

- Что делают в пекарне?

(Пекут хлеб)

- Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

- Из чего мука?

(Из зерна)

- Откуда зерно?

(Из колоса)

- Откуда пшеница?

(Выросла в поле)

- Кто вырастил пшеницу?

(Агроном)

- Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как ее убирали раньше, когда не было машин?

- Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.

- Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу?

(агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)

- Молодцы!

Ребятки, а сейчас немного поиграем (физ. минутка):

Буратино шел, шел
И монетку нашел
Посмотрел - пятачок,
Положил в кулачок,
Оглянулся, побежал
Чтобы кот не догнал.

-А сейчас мы нарисуем колосок

Сначала тонкий стебелек,
Два привычных полукруга
Поместили друг на друга
Положили на бочок
И молчок.


Осень дарит урожай
Не ленись и собирай.
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.

- Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)

Итог занятия:

- Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы. 

Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

- Что вам понравилось на занятии,  что нового вы узнали?

(ответы детей)

С огурцами или, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...