Рекомендации для воспитателей средней массовой группы. Игры и упражнения со звучащим словом.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Богатырева Елена Михайловна

Материал предназначен для воспитателей средних массовых групп детского сада. 

Цель: работа по профилактике звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей средней массовой группы

 Игры и упражнения со звучащим словом

  Проводя диагностику в средних группах массовых детских садов с целью выявления детей с  общим недоразвитием речи, я каждый раз убеждаюсь, насколько важна для детей пятого года жизни профилактическая работа по предупреждению нарушений звукопроизношения. Сколько  проблем речевого развития удалось бы избежать в дальнейшем, если вовремя можно было бы помочь ребёнку закрепить правильное произношение звуков , когда они только появились. В основном набор в логопедические группы осуществляется с пяти лет, а родители не всегда могут грамотно развивать речь ребёнка самостоятельно. Поэтому основная нагрузка в работе по профилактике нарушений речи с детьми этого возраста ложится на воспитателя.

  В среднем дошкольном возрасте у детей при нормальном развитии значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более  подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создаёт благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких  звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. При специальном обучении ребёнок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

  С четырёхлетними детьми воспитатель продолжает начатую в младших группах работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Используя предлагаемые ниже игры и упражнения, педагог продолжает учить  детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д. ). Вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названии игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться («жить») в разных словах.

  Одновременно педагог ведёт работу и по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом он уделяет правильному произношению в словах группы свистящих ( с,сь,з, зь, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных звуков (л, ль, р, рь). Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путём многократного повторения слов, насыщенных этими звуками, с выделением их голосом, например шшшапка, кошшшка.

  В качестве наглядного материала при проведении игр и упражнений на уточнение и закрепление правильного произношения определённых звуков воспитатель подбирает такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились бы в разных позиционных условиях ( в начале, середине, конце слова). Закрепляется правильное произношение как твёрдых, так и мягких звуков ( например, при закреплении правильного произношения звука р воспитатель упражняет детей в произношении звука рь).

  Умение правильно произносить звуки- важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей чётко произносить слова: он просит их произнести слово так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шёпотом- для этого требуется более чёткая артикуляция звуков.

  Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может звучать громко и тихо, быстро и медленно, и упражняет детей в произнесении их с различной степенью громкости и в разном темпе.

  Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи (ООД,НОД). Некоторые игры и упражнения ( например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети ещё недостаточно усвоили) по усмотрению воспитателя могут быть проведены  и вне занятий, во время совместной деятельности с детьми ( в часы игр, на прогулке).

  Цель предлагаемых ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчётливо произносить многосложные слова громко и шёпотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

                                                               Игры и упражнения

1.Угадай,чей голос

  Воспитатель, имитируя голоса животных, т.е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж ?»- спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».-« Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка- громко».Воспитатель добивается, чтобы  все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

2.Возьми игрушку

Наглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3-4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.

  Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шёпотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, тот так же, шёпотом, должен назвать его соседу. Слово передаётся по цепочке . Ребёнок, который услышал слово последним, встаёт, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его . Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шёпотом, выговаривали их достаточно отчётливо.

3.Будь внимательным

  Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем ещё можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т.д.После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошёл электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка.Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.

4.Найди ошибку

Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, куриц, лошадь, ёжик и др.

  Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое чтобы производит это животное.Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершить данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: « Нет!»-« А что может делать коза?»- спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поёт, курица мяукает, лошадь пищит, ёжик летает и пр.Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать  животные, чётко и чисто произнося слова.

5. Секрет

  Воспитатель шёпотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так  же:  кошка-ножка,  мошка-ложка, сушки-ушки, мушки-кружки, мишка-мышка, шишки-книжки, замок-замок, пили-пили, кружки-кружки, дорогой-дорогой.Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шёпотом, чисто и отчётливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

6.Повтори правильно

  Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и чётко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза  и т. п. Если ребёнок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе ( растягивая гласные, отчётливо произнося каждый согласный звук).Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

7.Повтори , как я

  Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребёнку повторить его так же (громко, тихо или шёпотом).Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими). Цель следующих игр и упражнений- закрепить правильное произношение детьми определённых звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

8. Покатаем на машинке

Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т.д .

  Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»).Ребёнку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

9.Выдели слово

  Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (« песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: зонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен вовлекать всех детей в игру. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

10.Что в мешочке?

Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых  есть звук ц : цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

  Воспитатель говорит, что у него есть мешочек ( показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К  кому я подойду,- продолжает он,- тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берёт у него игрушку и просит нескольких ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук  ц (« песенка синички»).Когда все предметы будут вынуты из мешочка,  воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчётливо произносили этот звук в словах.

 Цель следующих двух игровых упражнений- развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

11.Подбери похожие слова

  Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка ,ножка, окошко д. т.), пушка ( мушка, сушка), зайчик ( мальчик, пальчик), банки ( танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т. д.

12. Угадай, где кружки, а где кружки

Наглядный материал. Две кружки и два кружка.

   Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называет их и  просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: « Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится. И чётко выговаривали слова.

13. Интересные слова

Цель: Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в чётком произношении слов.

Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайка.

  Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: « Что это?»- «Ручка»,- отвечают дети. « Правильно,- говорит воспитатель.- У меня рука, а куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовём маленькую руку у куклы?»- «Ручка»,-говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы берёмся?- спрашивает он снова. « За ручку».- А кто мне скажет, у каких предметов ещё есть ручки?» Дети вспоминают. Если они затрудняются ответить, то воспитатель показывает кастрюлю, портфель, чашку, чайник и предлагает детям показать, где у них ручка. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки , и все ручки разные, но все их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы, например лук, который едят, лук, из которого стреляют.

14.Что делает?

Цель. Показать детям. Что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Наглядный материал. Картинки с изображением девочки,  выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поёт, умывается, бегает, спит и т.д.

   Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображённые на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что ещё может делать девочка. Если дети затрудняются,  он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т.д.Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

15. Наши имена

Цель. Развивать слуховое внимание, уточнить произношение звука ш.

Наглядный материал. Кукла

   Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш («песенка змеи»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Дашей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш : «Дашшша», «Дашшшенька». Затем воспитатель просит детей сказать, какие ещё имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: « Шура, Лёша, Саша, Наташа» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать своё имя и послушать, есть в нём « песенка змеи» или нет. « Миша, скажи  громко, как тебя зовут»,-обращается воспитатель к мальчику.  Ребёнок отвечает. « Слышится в твоём имени шш- «песенка змеи» или нет? Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает всем детям ответить на данный вопрос. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

   Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида

Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...

Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ "Игры и игровые упражнения со звучащим словом; театральный ринг".

Целью семинара является: систематизация знаний педагогов по организации и проведении речевых игр посредством театрализованной деятельности.В материале предоставленна информация о разновидностях театра...

Рекомендации для воспитателей по теме: «Дидактические игры и упражнения при изучении шахматных фигур».

Рекомендации для воспитателей по теме: «Дидактические игры и упражнения при изучении шахматных фигур»....

Методические рекомендации для воспитателей: «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения».

Методические рекомендации для воспитателей:«Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения»...

План по самообразованию воспитателя в подготовительной группе«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — коротк...

Рекомендация для родителей первой младшей группы. «Играем с детьми дома»

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В  своих играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные ро...