План по самообразованию воспитателя в подготовительной группе«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка (подготовительная группа)

Агапова Юлия Юрьевна

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 379»

План по самообразованию воспитателя

на 2019-2020 учебный год

Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Воспитатель: Агапова Ю.Ю

г. Нижний Новгород

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(В.А. Сухомлинский)

Введение:

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

 А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинить свои действии и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нудно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. В игре формируются моральные качества, ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если относиться к игре серьезно, с искренним интересом, понимать замыслы детей, их переживания.

Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад. школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.

Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, общественные и производственные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка») и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Я перед собой ставлю задачу помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются во время выбора игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Моя задача — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях которыми живет наша страна. Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так. Доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом. Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры спрашиваю: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Мне достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры передо мной вставали трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.

Актуальность:

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по теме «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Задачи:

  • Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • Создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
  • Освоение современных технологий и методов организации игры;
  • Разработать план работы с детьми и родителями
  • Классифицирование игр для воспитания нравственных качеств;
  • Повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
  • Разработать консультации для родителей;
  • Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Формы и методы работы:

• Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым (например: ситуация – иллюстрация, ситуация- упражнение, ситуация – проблема);

• Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье (Например: «Магазин игрушек», инсценировка басен, детских песен);

• Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

• Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;

• Образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками (Например: хороводная песня «Петушок», «Озорные котята»);

• Чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (например: А.Яшин «Спешите делать добрые дела», А.Барто «Вовка добрая душа»);

• Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);

• Сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания, уступок другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Сроки и этапы реализации: Проект саморазвития рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап.  

  • Изучение учебно- методической литературы.
  • Разработка плана работы.
  • Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
  • Обогащение развивающей предметно пространственной среды.

2. Основной этап.

  • Реализация идеи, цели, задач, плана.

3.Заключительный этап

  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.

Подготовительный этап

Изучение методической литературы

1.Изучение нормативно – правовых документов.

2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.

3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»

4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»

6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»

7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»

9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»

11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей»

12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

План работы с детьми и с родителями на 2019-2020 учебный год.

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечание

Сентябрь

Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижные игры»

1.Консультация «Роль игры в жизни ребенка»

2.Выявить отношение к игре в семье.

Анкетирование «Что вы знаете об играх?»

Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.

Октябрь

1.Настольные игры

2.Неделя сюжетно-ролевых игр

1.Консультация «Игры и игрушки наших детей»

2. Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. 

3.Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре»

Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения.

Обогащение ППРС

Ноябрь

1.Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию.

2.Развлечение «Забавы с красками и карандашами».

1.Памятка для родителей: «Чему научит игра?»

2.Выставка  детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!»

3. Игровой практикум «игры со звуками и буквами».

Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду»

Декабрь

1.Дидактические игры

1.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»

2.Вечер игр: «Весёлые игры»

Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!»

Январь

1.Игры на развитие логического мышления

2.Вечер логических игр.

1.Буклет для родителей: «Игры на внимание»

2. Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных»

Февраль

1.Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности.

1.Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя».

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

Март

1.Игры по духовно-нравственному воспитанию.

2.Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»

1.Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома»

Совместная организация триады Родитель-Ребенок-Воспитатель

Апрель

1.Онлайн-выставка на сайте ДОУ детских рисунков «Любимая игрушка»

Памятка для родителей «Играем дома»

Подготовка материала для совместной дистанционной работы

Май

1.Онлайн-квест на платформе KidSquare, letidor.ru.

1.Консультация онлайн для родителей «Как правильно выбрать детскую игровую платформу в интернете»

2.Неделя игры в детском саду

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.

Отчёт по теме самообразования. Выступление на онлайн-педсовете на образовательной платформе ZOOM.

Картотека различных видов игр, используемые в работе с детьми при реализации плана по самообразованию за 2019-2020 учебный год:

Подвижные игры

  • П/и «Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

  • П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

  • П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

  • П/и (русская народная) «Капуста»

Цель: развивать ловкость движений.

  • П/и (русская народная) «Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Народные игры

  • «Прятки»
  • «Горелки»
  • «Жмурки»
  • «Казаки-разбойники»
  • «Кошки-мышки»
  • «Двенадцать палочек»
  • «Испорченный телефон»

Настольные игры

  • «Развивающее лото» (Геометрические фигуры)

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

  • «Магнитная мозаика. Ежик»

Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.

  • «Незнайкин счет»

Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке.

  • «Развивающее лото»

Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений.

  • «Цифры»
  • Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.
  • «Снежная королева»

Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.

  • «Хитрые предметы» Игра направлена на развитие внимания, усидчивости.
  • «Разноцветный мир»

Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом.

  • «Лото ассоциации»

Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных        

игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память,

совершенствуется мелкая моторика руки.

  • «У Лукоморья»

Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.

  • «Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

  • «Пазлы»

Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развивает логику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно.

  • «Домино»

Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук.

Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию

  • «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ»

Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.

  • «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

  • «ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ»

Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.

  • «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

  • «УГАДАЙ КАРТИНУ»

Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.

  • « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

  • «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ»

Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

  • «СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО»

Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.

  • «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.

  • «СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).

  • «Я ПРОБУЮ НА ВКУС»

Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Дидактические игры

  • «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

  • «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

  • «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

  • «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

  • «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

  • «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

  • «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

  • «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

  • «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

  • «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

  • «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

  • «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

  • «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

  • «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

  • «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

  • «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игры на развитие логического мышления

  • «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

  • «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

  • «Подбери пару к слову».

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

  • «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

  • «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

  • «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

  • «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

  • «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

  • «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

  • «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

  • «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

  • «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

  • «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности.

  • «Запрещается – разрешается»

Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале.

  • «Да – нет»

Цель: закрепление правил поведения при землетрясении.

  • «Выбери предмет»

Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.

  • «Внимание всем!»

Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.

  • «Что делать?»

Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.

  • «Загадки – отгадки»

Цель: закрепление умения объединять предметы в группы.

  • «Кто я?»

Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела.

  • «Исправь ошибку»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

  • «Хвастунишка»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

  • «Назови предмет»

Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи.

  • «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?»

Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.

  • «Если кто-то заболел»

Цель: закрепление  знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача.

  • «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти.

  • «Азбука здоровья»

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.

  • «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.

  • «Лови – бросай, правило называй»

Цель: закрепление правил поведения при наводнении.

  • «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

  • «Кто, где живет».

Цель: закрепление  знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.

  • «Буду осторожен в природе»

Цель: закрепление  представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

  • «Соберем рюкзак в дорогу»

Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях.

  • .Игры по духовно-нравственному воспитанию.

  • «Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

  • «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

  • «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

  • Игра «Забота»
  • «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

  • «Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям. 

  • «Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

  • «Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

  • «Цветик – семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

  • «Щедрые подарки»

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

  • «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

  • «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

  • «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

  • «Круг честности»

Цель: формирование  социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

  • «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

  • «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

  • «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

  • «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Список используемой литературы:

1.Изучение нормативно – правовых документов.

2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.

3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»

4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»

6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»

7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»

9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»

11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей»

12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Игра, как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Самообразование "Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. Игра очень созвучна природе ребенка....

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых....

САМООБРАЗОВАНИЕ воспитателя средней группы Беликовой К. Ю. ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Актуальность темы:В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особоеместо. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время...

Выступление на РМО «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Выступление на РМО «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»....

«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

laquo;Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»...