Конспект НОД образовательная область: «Речевое развитие» тема: «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нуриманшина Лиля Амиряновна

Программное содержание:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о зимних изменениях в природе, ее приметах.

-Учить детей составлять описательный рассказ по теме с опорой на картинки- символы.

-Упражнять детей в согласовании существительного и прилагательного в роде и числе.

-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

-Закрепить умение составлять предложения из данного набора слов.

Развивающие:

-Развивать зрительного  внимания и восприятия, мышления и памяти.

Воспитывающие:

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картина «Чудо-дерево», елка, картины-символы, картинки птиц, новогодние шарики.

Ход занятия:

1.Артикуляционная гимнастика: «Дует ветер – у-у-у( слабый и сильный) на ладошку.

2. Введение в тему: Воспитатель читает стихотворение:

Пришла зима с морозами

С морозами, с метелями,

Сугробы под березами

Белым-бело под елями

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное

И шумный Новый год!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете о чем мы с вами будем говорить?

Дети: О зиме.

Воспитатель: А вы рады зиме ?

 Воспитатель предлагает посмотреть в окно и спрашивает: Зима какая?

Дети: Холодная, красивая, волшебная, белоснежная, суровая, ранняя, поздняя, теплая, ветреная, нарядная, веселая, злая, морозная.

Воспитатель: А хотите, чтобы ваша елочка была нарядной? Тогда правильно отвечайте, за каждый правильный ответ вы будете получать шарик. Кто больше получит шариков у того получится самая нарядная елка.

3. Беседа о приметах, о признаках зимы.

Воспитатель: Назовите первый признак наступления зимы?

Дети: Выпал снег - пришла зима.

Символ изображения солнца.

Воспитатель: Как светит солнце зимой?

Символ изображения неба.

Воспитатель: А какое небо зимой?

Дети: Небо покрыто серыми облаками.

Символ изображения  дерева.

Воспитатель: Что происходит с деревьями?

Дети: Деревья стоят голые. На деревьях лежит снег, он надежно защищает растения от холода.

Символ изображения земли.

Воспитатель: Что можно сказать о земле?

Дети: Земля отдыхает и покрыта белым снегом.

Символ изображения реки.

Воспитатель: Что происходит с реками, озерами?

Дети: Реки и озера покрываются льдом.

Воспитатель: А что еще происходит зимой?

Дети: Ветер воет. Бушует метель. Злиться вьюга. Трещит мороз. Дни становятся короче, ночи длиннее. Часто идет снег. Деревья покрываются инеем. Животные меняют шубки свои. Можно слепить снеговика, поиграть в снежки, построить крепость. Кататься на лыжах, на санках, коньках.

4. Воспитатель с детьми рассматривают чудо- дерево.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое Чудо- дерево у нас выросло.

С одной стороны зима, а с другой стороны осень. На этом дереве нужно поселить птиц.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А те которые будут зимовать?

Дети: Зимующие.

Одному ребенку нужно выбрать всех птиц зимующих, а другому перелетных птиц и закрепить картинки на дереве.

5. Чтение сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Воспитатель: Изменения происходят и в животном мире, послушайте сказку:

«Как то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником. Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый ,а стал белый. «Наверно, это другой кто-то»,- думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а это- в серой шубке. И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка – рыженькой.

Воспитатель: Почему заяц и белка не узнали друг друга?

Как белка и заяц устроились на зиму?

Ответы детей.

6. Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Зимой» (импровизация движений).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегургу лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

7. Составление рассказа о зиме с помощью рисунков-символов детьми.

Воспитатель: А теперь если вы придумаете к каждой картинке предложение, то у вас получиться целый маленький рассказ о зиме. Кто хочет рассказать? Не забудьте и  слова - признаки которые мы с вами называли.

Выслушать рассказ 3-4  детей.

Подвести итог беседы:

Посмотрите, какая нарядная елка получилась.
–  Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? 
– Что вам больше всего запомнилось?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского»

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского» Цель:Формирование интереса детей к личности и...

Конспект занятия образовательная область "Речевое развитие" Тема занятия: «Поросёнок и лисёнок»

Развивать диалогическую речь: упражнять в умении самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. ...

Конспект ООД Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назн...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Дети играют».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт ...

Конспект по образовательной области " Речевое развитие".Тема : Чтение русской народной сказки " Крошечка-Хаврошечка"

Программное содержание : Обучающие :Познакомить детей с русской народной сказкой .Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно - изобразительных средств....

конспект оод образовательная область " Речевое развитие" тема: " Звуковая культура речи звук ( о). Рассматривание иллюстрации сказки " Колобок"

Цель: Формирование у детей звуковой культуры речи.Задачи:Образовательные:Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук О и звукоподражательные слова с этим звуком.Прод...

Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: "Звуковая культура речи: звуки п, пь".

Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь.Задачи:упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков п, пь;развивать артикуляционный аппарат, слуховое внимание;р...