Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шабаловская Надежда Ивановна

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovkea_starshih_doshkolnikov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА

(1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год)

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

Задачи:

•  дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;

• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия

1. Игра «Экскурсия в магазин».

Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.

Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их

2.  Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.

Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.

3.  Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.

Вывод: слова бывают длинные и короткие.

4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.

Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.

Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.

5. Игра «Подскажи словечко»:

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор ... (Айболит).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само,

Что же это...? (Эскимо).

Летом в огороде - свежие и зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые,

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас....? (Огурцы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне,

Он хозяйкам добрый друг

-Электрический... (утюг).

Физкультминутка «Аист»

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

- Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

6. Знакомство с тетрадью в клеточку.

Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педагог объясняет, что у тетради есть обложка, определетшое количество листов, стороны листа называются страницами: две стороны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.

Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.

7. Итог занятия в форме свободной беседы.

Занятие №2

Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Задачи:

•  подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;

• воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

• поощрять речевую активность детей в словесных играх;

• упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.

Ход  занятия

1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу).

Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку ответить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.

Правила игры: высказаться можно только один раз, не повторяясь.

Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспитателя (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница). 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежонок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.

Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.

Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно придумать ей ласковое имя), зайчика, дудку.

3.  Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

Условия игры: педагог называет признак предмета (имя прилагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явления (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.

Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозначающего признак предмета.

Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».

Примеры:

- кошка (лакать, лазить, мяукать);

- ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);

- ветер (выть, нести, дуть, сбивать);

- щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радоваться).

Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.

4.   Игровая   обучающая  ситуация   (ИОС)  «Составляем предложение».

На столе - игрушки. Воспитатель берет в руки мяч, показывает детям, они его называют.

Педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два слова (мяч упал).

Дети называют первое (мяч), второе слово (упал), а затем по-вторяют все предложение.

Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч, остальные должны сказать об этом тремя словами. (Мальчик поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово по порядку.

Физкультминутка «Аист»

Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.

Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.

5.  Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):

Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог заранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.

Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:

-  справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);

-  слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвостиками... (клубочки ниток).

Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.

6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Занятие №3

Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ.

ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

Задачи:

• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;

•  упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;

• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

•  познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;

•  развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Беседа на тему «Осенние деньки».

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.

(Осень.)

Вопросы  к детям:

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Осень - время года, которое следует за летом. Чем отличается осень от лета?

(День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.)  -  Как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?

(Листопад.)

-  Осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Почему осень называют золотой?

(Листья на деревьях желтеют.)

2. Игра «Осенние слова».

Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилагательные) к опорным словам, например: Осень какая?

(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дождливая, хмурая.)

- Лес осенью какой?

(Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный.)

- Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые,  желто-красные,  оранжевые, разноцветные,  бурые, пестрые, сухие.)

3. Игра «Наоборот» (с мячом).

Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению

Правила игры: называть только «осенние» слова.

Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться.

4. Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?».

На ковре рассыпаны картинки изображением вниз по количеству детей. Каждый ребенок выбирает себе картинку, описывает ее, не называя, остальные дети отгадывают. Например:

«У меня на картинке изображен.... или это фрукт (овощ), красного цвета, круглый. Растет в саду на ветках дерева. На вкус сладкое, сочное» (яблоко).

5. Игровая обучающая ситуация.

1) Составление предложений по картине

Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию картины:

- Где это происходит?

- Кто нарисован?

- Что делают дети?

Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку.

2) Графическое изображение предложений на доске.

Дети.                                         ____.

Дети играют.                             ____  _____.

Дети играют дружно.           _____  ____   ____.

Мяч.                                          ____.

Мяч упал.                                _____  ____

Нина подняла мяч.                     ___  ___  ___

        Физкультминутка

Руки подняли и помахали

-Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

 -Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

-Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

-Крылья сложили назад.

3) Записать графически предложение

«Ветер сбивает росу».

6. Правила штриховки (познакомить детей):

1) штриховать в одном направлении;

2) одинаковое расстояние между отрезками;

3) за контур не выходить.

7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

конспект итогового занятия по обучению грамоте...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа

дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...