КОНСПЕКТ образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей группе «Русская береза»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Ватрашкина Татьяна Николаевна

Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Передать свой эмоциональный отклик в рисунке на тему «Береза».

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к художественному слову, вызвать эмоциональный отклик на стихи русского поэта .(«Художественно-эстетическое развитие»)

- Формировать представление у детей о жизни березы, как живого существа.

(Познание).

Развивающие:

- развивать умение  тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. («Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»)

- развивать поэтический слух(«Речевое развитие»)

- развивать средства звуковой выразительности  (тон, тембр голоса, интонация) («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» )

- развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

- развивать познавательный интерес к березе, как символу своей страны («Познание»)        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_naizust_stih.belaya_bereza.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

детский сад № 162 «Олимпия»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

(речевое развитие)

в старшей группе

«Русская береза»

Автор воспитатель:

 Ватрашкина Татьяна Николаевна

Тольятти

 2015

План-конспект образовательной деятельности в старшей группе

 «Русская береза»

Интеграция:

«Речевое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познание»

Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. Передать свой эмоциональный отклик в рисунке на тему «Береза».

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к художественному слову, вызвать эмоциональный отклик на стихи русского поэта .(«Художественно-эстетическое развитие»)

- Формировать представление у детей о жизни березы, как живого существа.

(Познание).

Развивающие:

- развивать умение  тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. («Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»)

- развивать поэтический слух(«Речевое развитие»)

- развивать средства звуковой выразительности  (тон, тембр голоса, интонация) («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» )

- развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

- развивать познавательный интерес к березе, как символу своей страны («Познание»)        

Образовательные:

- Развивать умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания   русской березы. («Художественно – эстетическое развитие»)

- активизировать словарный запас детей («Речевое развитие»)

- понимать языковые выразительные средства.( «Социально – коммуникативное развитие»).

- запомнить  стихотворения Сергея Есенина «Белая береза».

Методы и приемы:

Практические: прослушивание музыки, игры, демонстрация своих творческих работ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций,

Словесные:  беседа, загадывание загадок

Материалы и оборудование:

Иллюстрации, кукла, бумага, краски, снежинка, значки- символы, портрет С.Есенина.

СД магнитофон, аудиозаписи, мольберт

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

- беседа,

- загадывание загадок,

- рассматривание иллюстраций

- чтение стихотворений

Игровая

-игра «Снежинка»  

- повторение по символам

Двигательная

Продуктивная

Физкультминутка «Мы березку посадили».

 Рисунки детей

Музыкальная

Прослушиван. музыки Чайковского.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Предварительная работа: Обращает внимание на иллюстрации в группе. Организационный момент: Краткий рассказ о березе, как символе России.    Загадка. (Приложение №1)

Дети  

Рассматривают, любуются.

Беседуют. Задают вопросы.

Отгадывают.

Получить удовольствие от созданных образов «Березы»  у художников – пейзажистов. Закрепляют знания  о березе.

 д/и «Снежинка»

 (Приложение №2)

Стараются подобрать слова прилагательные к описанию слова «снег».

Заинтересованно участвуют  в подборе слов. Эмоционально

  реагируют.

Читает стихотворение С.Есенина «Белая береза»

Показывает картинки.

(Приложение №3)

Заинтересовано слушают. Рассматривают картинки.

Понимают языковые выразительные средства. Активно делятся впечатлениями.

 Беседа о родной природе (Приложение №4)

Сравнивают для образного описания.

Повторяют слова.

Развивают образную речь. Запоминают новые слова.

Познакомить с символами стихотворения.  

(Приложение №5)

Раскладывают символы-картинки по тексту. Запоминают.

Заучивания стихотворе-ния. Повторение абзацев  стихотворения  по символам.

 Проводит физкультминутка

«Мы березку посадили»

(Приложение №6)

Дети активно участвуют и выполняют движения в соответствии с художественным словом

Снятие напряжения динамическими движениями под стихи.

Предлагает прослушать музыку Чайковского «Времена года»

Дети слушают.

Создается особое настроение.

Предлагает нарисовать березу.

Дети рисуют.

Раскрывают свои творческие способности.

Подведение итогов.

Воспитатель уточняет, что

получилась березовая роща.

Дети активно повторяют стихотворение. Вывешиваем свои творческие работы.

Эмоциональный отклик на стихотворение помог заучить его наизусть.

Заучивание стихотворения

С. Есенина «Береза».

Загадка                                                                                             Приложение №1 

                                                                                         

В этом дереве - четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье.                                                                                   

Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.

 - Берёза… много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице! А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. Художники изображают берёзу, восхищаясь её природной красотой, изящным силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы летом. Хороша русская красавица и зимой и летом. 

Словесная  игра «Снежинка»                                                             Приложение № 2

                                                                                      (снежинка)

— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот у кого она в руках будет называть: каким бывает снег? Какими красивыми словами о нем можно сказать? (блестящий, сверкающий, серебристый, пушистый, мягкий, белый)

                                                                                       

Чтение стихотворения                                                                   Приложение №3

                                                                         (Картинки к стихотворению)

О красоте зимней природы написано много стихотворений. Послушайте   стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», посмотрите на иллюстрации и фотографии к этому стихотворению и постарайтесь запомнить эти восхитительные строки :

                             

Белая береза под моим окном                                                                            

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

                                                        затем беседует с детьми.

  Беседа о родной природе                                                           Приложения №4.                                                                                       

       — Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? (Да.) Как вы догадались? (Дети высказываются)

            - Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно? (принакрылась снегом, как человек накрывается платком).

           -  А кто бы это мог быть? (русская красавица с нежными руками, белой кожей, чернобровая ).

          - А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в стихотворении?  

           - С чем он сравнивает покрывало для березы?(С шалью или платком)  Какими словами? (Кайма, кисти, серебро, бахрома.) 

         — Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)

        -   Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым)

                                                                                     

Символы.                                                                                      Приложение №5

                                                         (картинки- символы  к стихотворению)

Сегодня мы постараемся запомнить стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», а  помогут нам в этом символы - картинки. Только надо разложить их по порядку.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз.

Представим себе что автор только проснулся рано утром выглянул в окно, а там…  «Белая береза….».

Чтение стихотворения сопровождается презентацией символов.

-           Дети рассказывают по абзацу стихотворение 2 раза.

Физминутка:                                                                   Приложение №6

                                                                                                                                                                          

Мы берёзку посадили,

Мы водой её полили,

И берёзка подросла,

 К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

                                                                             

Практическая часть.                                         (гуашь, кисти, листы) 

Дети рисуют под музыку (Чайковского  «Времена года»).

        - Хорошо бродить по берёзовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Ребята! Может, создадим свою берёзовую рощу?!

        Для этого каждый из вас должен нарисовать берёзку. Когда все нарисуете, мы их вместе соберём, и как в песенке получится: раз – берёзка, два – берёзка – будет рощица. Подумайте, какая она будет: весёлая, солнечная или грустная, задумчивая; тихий у вас будет, спокойный день или ветреный?

        Давайте вспомним, как рисуется берёзка. Она стройная, высокая, кудрявая. Сначала мы рисуем ствол. Ветки у нее тонкие, свисают вниз.

               

 Итог занятия.

У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"

Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...

Презентация к интегрированному занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"

Презентация к занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...

Конспект по социально - коммуникативному развитию в старшей группе "Русская изба".

Знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами кухонной утвари....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"

Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....