Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Писарева Екатерина Викторовна

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки,  ребенок начинает любить то, что любит его народ. Пословицы, поговорки  формируют начало любви к своему народу к стране. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: отцу, матери, бабушки, дедушке, к родному дому, к детскому саду.

Очень рано в мир приходит природа родного края: река, лес, поля. От первого общего восприятия ребенка переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки – это все остается родным в памяти на всю жизнь. Так общественное  и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.Поэтому необходимо знакомить детей с ценностями нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisareva_zanjatie_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию.

Тема: «Береза – символ России»

Цель: Расширение знания детей о берёзе, как о символе России.

Задачи:

Обучающие:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; традициях и обычаях русского народа.

-пополнить словарный запас детей (гриб-чага, берёзовый сок, береста, чечевички, лучина, дёготь).

-поддерживать интерес к малым фольклорным жанрам ( пословицам); к играм, стихотворениям, сказкам.

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к родной природе.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Рассматривание берёзы во время прогулки;

чтение стихов,  сказок, аппликация «Берёза-символ России».
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Макет дерева без веток, аудиозаписи «Шум леса и пение птиц»; дидактические игры: «Составь березку», «Найди лист берёзы», «Найди подберезовик», изделия из бересты, картинки: берестяная грамота, дом покрытый берестой, туески, лапти, шкатулка, ленточки, платочки, волшебная палочка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Мотивация к деятельности:
Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

–Доброе утро!
-  Ребята, поздороваемся с нашими гостями. «Здравствуйте!»
В-ль: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо и палочку.
- Ребята, хотите узнать, что в нем написано? Мы его с вами сейчас прочитаем:
В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.  
Лесовичок.
- Что же делать ребята? Чем мы можем помочь берёзке? Как вы думаете?
- Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! - Вы готовы, ребята?
Воспитатель: Чтобы  туда  попасть,  надо  закрыть  глазки и сказать:  Раз, два, три -  палочка волшебная  нас в лес перенеси!

 В центре групповой комнаты выставляется исскуственный ствол  березки.
И вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса). 
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. 
- Смотрите, веточка привела, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задания.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: «Как восхищались люди  красотой русской березы?
Берёза символ России и вечной красоты нашей природы. О ней сложено много стихов, песен, пословиц, поговорок, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
- Послушайте  отрывок из стихотворения  С.А Есенина «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

-В какое время года описывает поэт берёзу? (Зимой)

-Какие сказки  вы знаете о берёзке?
Дети: «Берёза и три сокола», «Две берёзы», «Волшебная берёзка».
Предлагаю поиграть в пословицы.  Я начинаю, а вы заканчиваете, не против?
- Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
-
Бела береста – да деготь черен.
-
Березой обогреешься, а не оденешься.
-
У березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
-
Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.) 
- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща) 
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы. 

Хороводная игра «Берёзка»
(Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы).
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли.
(Дети идут по кругу, платочки в руках)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри.
Это пляшут малыши, малыши.
(Дети кружатся на месте платочки вверх)
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
(Шагают в круг, затем из круга)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
 

Воспитатель: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о том, как восхищались люди  красотой русской березы? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Дети: Да. Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В старину о березе пели в народе, как о дереве «четырёх делах». Какие это дела? А, чтобы узнать какие у берёзы дела, мы отправимся на машине времени (садимся на стульчики)
Гимнастика для глаз:
Закрываем мы глаза-вот такие чудеса.
Время убегает в прошлое нас возвращает.
Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.
Головою не крути только глазками смотри. (Движение глаз по горизонтали)
Ты направо посмотри - и налево посмотри.
Вверх, направо, вниз налево.  (Круговые движения глаз)
На кончик носа взгляд переведи,
Теперь в окно волшебное смотри.
(Презентация)
А ещё в старину про неё говорили:
Первое дело мир освещать.
Избы освещали лучиной – тонкой сухой щепкой от берёзы, которая хорошо горит почти без копыти.  Она укрепилась над корытцем с водой, куда падали угольки.
2. Крик утешает - колеса телеги смазывали дёгтем сделанным из коры берёзы.
3. Больных исцеляет - очень целебны берёзовые почки, сок, «березовый черный гриб» или гриб чага.
4. Четвертое дело - чистоту соблюдать. В баньке парились берёзовым веником - все болезни выходили. Веник успокаивает боль, заживляет раны. А березовая метелка наведет порядок в доме.

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о четырех делах березы? Можем прикрепить веточку? Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает третий конверт в нем береста.
 Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой.  Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу (показ берестяной грамоты). В годы войны пекли из коры хлеб. Когда строили дома, потолок сверху обязательно покрывали листьями тонкой березовой коры – бересты. Она не пропускала в дом влагу. А еще из бересты делали ведра – туеса для хранения воды и молока. А детвора с берестяными лукошками ходила по грибы и ягоды. Посмотрите, какие чудесные вещи делают из бересты.  Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (Показ изделий из бересты)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о бересте?
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Выполните  задания:  Д/и  «Сложи березку»;  «Найди подберезовик» «Определи березовый листочек»
Заданий много. Для этого мы разделимся на 3 команды:
 Дети 1 подгруппы: сложите из частей дерево, которое считают символом России.
Игра «Найди подберезовики»

-Как называются грибы, которые растут под берёзой? Дети второй подгруппы из множества картин грибов находят грибы, которые растут под берёзой.
Игра «Определи березовый листочек»
- Как называются листья березы?  
Дети третьей подгруппы находят из нескольких разложенных листочков разных деревьев – березовые листочки.
Воспитатель: Мы тогда мы прикрепляем веточку для березки.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с пятым заданием (Русские традиции, связанные с березой?)
На Руси много традиций, связанных с березой:
У древних славян год начинается не зимой, а весной, на Троицу – встречали его не елью, а березой.
Само слово «береза» произошло от глагола «беречь». У древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов – «Берегиня», а поклонялись ей в образе священного дерева — березы. Березовые ветви, особенно весенние, клали младенцам в колыбель, чтоб сила березы уберегала ребенка от болезней и многих других неприятностей.
Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. На Троицу веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей березы, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий.

Воспитатель:  Справились с заданием? Рассказали о русских традициях связанных с березой? Мы тогда прикрепляем веточку для березки.
-Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку.
-Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.
-Ну, а сейчас возвращатся в садик пора. (Глазки закрываем) Раз, два, три -  палочка волшебная  в садик нас перенеси! Вот мы и вернулись в детский сад!

- Что нового мы узнали о берёзе?

(Берёза необходима для изготовления предметов домашнего обихода, обладает целебными свойствами, освещала избы, ей поклонялись славяне, ею восхищались поэты, писатели, русский народ, её можно встретить повсюду).

-Я думаю, мы сегодня убедились, как много значит для нас наша белоствольная красавица березка, поэтому она и является символом России.

Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. Но сначала попрощаемся с нашими гостями. До свидания! (Дети берут ленточки).