применение ыхудожественного слова в рассматривании картин
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Палеева Зоя Викторовна

ситуация на вернесаже. объяснение слова вернесаж. рассматривание картин русских художников пейзажи, сюжетные пейзажи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoenod.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Воспитание потребности в ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

Программные задачи:

1. Обеспечить формирование навыка составления рассказа по мнемотаблице, правильного понимания содержания картины.

2.Способствовать развитию внимания, памяти, инициативности, мышления; развитию умения аргументировано доказывать свою точку зрения, активизации и расширения словарного запаса: обогащать словарь детей образно-выразительной лексикой (сравнения, эпитеты, метафоры).

3. Создать условия для воспитания любви к природе, желания проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.

Предварительная работа:

Работа с мнемотаблицей (изучение символики). Ознакомление с искусством русских художников: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского, Поленова, В. М. Васнецова и др.. Рассматривание репродукций картин портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись. Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. Бунина и заучивание отрывков из стихотворений. Слушание пьесы Ф.  Шопена  «Осенний вальс».

Материалы и оборудование. Пейзажи, разные по признакам: времени (сезоны, части суток); изображенных объектов; места (сельские, лесные, степные,); использование ЦОР- презентация для детей; картины, разрезанные на несколько частей, для дидактической игры «Собери картину из частей». Мини- выставка пейзажей, модули;  жетоны, листья двух цветов.

Методические приемы:

-Элементы психогимнастики, релаксация;

- дидактические игры;

- рассматривание репродукций картин;

- беседа по вопросам;

- художественное слово;

- технология мнемотаблица;

-динамическая пауза (физкультминутка).

Содержание.

I. Организационная часть.

Психогимнастика: Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в музей, где хранится большое количество картин. Также в музей отправятся и наши гости, давайте с ними поздороваемся.  Закрываем глаза, представим себе, огромную комнату  с многочисленным количеством разнообразных картин и раз, два, три… Мы оказались с вами на выставке.

II. Основная часть

1.Приглашение на вернисаж. Воспитатель: Я буду – экскурсоводом, а вы посетители вернисажа. Как вы думаете, что обозначает слово вернисаж? (Ответы детей). Пояснение значения слова «вернисаж»: это выставка большого количества разнообразных картин (пейзажей).

2.Определение жанровой принадлежности картин на вернисаже. 

Просмотр презентации. Воспитатель представляет посетителям картины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если на картине изображена природа поля, леса, луга, реки это портрет или пейзаж? (Ответы детей).

Запомните основные правила пейзажа.

  1. Изображение местности на пейзаже обязательно.
  2. В пейзаже всегда присутствуют объекты, можно выделить главные.
  3. По пейзажу всегда можно определить время (суток, года).

Воспитатель:

 Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется... (Ответы детей)

 Давайте  докажем, что это пейзажи. Обоснование с помощью аргументов. Дети: Во-первых, на картинах изображена природа, живая и неживая. Во-вторых, могут быть объекты рукотворного мира. В-третьих, человек на пейзаже не играет главной роли, как на портрете.

 Можно ли сказать, что мы с вами на вернисаже пейзажей?

(Ответы детей).

Воспитатель: Художники рисуют или пишут картины, а кто пишет стихи ? (Ответы детей). А давайте расскажем стихи и найдём нужный пейзаж.

Дети рассказывают отрывки из стихов А. С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета, И. Бунина и после прозвучавшего отрывка находят эту картину. Воспитатель обращает внимание детей на мини - выставку пейзажей.

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

С. А. Есенин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Дружно лопаются почки,

Распускаются цветочки.

Солнце светит ярко,

Скоро будет жарко.

А. А. Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

А дорога расстилается  

И шумит густая рожь.

И куда тебе желается,

Обязательно дойдешь

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

3. Динамическая пауза с элементами релаксации.

Слушание музыкального произведения Ф. Шопена «Осенний вальс». Исполнение танцевальных движений с осенними листьями.

 Воспитатель: Не только поэзия, но и музыка помогает нам почувствовать настроение пейзажа.

Возьмите наши волшебные листочки и, слушая музыкальное произведение, исполните танцевальные движения, которые соответствовали бы музыке.

4.  Поэтапное рассматривание картины «Золотая осень» И.И. Левитана с помощью мнемотаблицы. 

 Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответы детей). Осень! А какая осень? (Ответы детей). Золотая осень! А где эта картина,  на которой изображена золотая осень? (Ответы детей). Картина «Золотая осень» И.И. Левитана.

 Рассказ воспитателя. Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень».

На картине я вижу маленькую речушку среди молодых березок. Это окраина березовой рощи. В прозрачной, прохладной воде отражается голубое небо. По берегам речки кое-где еще зеленеет травка. На самом краю, над темной водой, наклонился кустик с багряными листьями. А чуть повыше, как будто спускаются к речке белоствольные березки-подружки.

Вдалеке, на другом берегу, стоит одна березка. Там речушка поворачивает   за лесок, и ее уже не видно. За лесом поле и маленькие домики. Это деревня. Над природой высокое небо. Художник изобразил ясный, теплый осенний день.

Если бы я оказалась на берегу этой речки, то увидела бы солнце, вдохнула свежий воздух.  Я походила бы между березок и услышала, как шелестят их золотые листочки. А потом подошла бы к одинокой березе и обняла бы ее белый ствол. Ведь ей грустно, потому что она далеко от подружек. Эта картина называется «Золотая осень», поэтому основная здесь желтая краска.   Воспитатель: Ребята, чтобы лучше понять картину и составить по ней рассказ, надо внимательно её рассмотреть. Мы с вами рассмотрим картину с помощью мнемотаблицы.

а) Название картины, назвать  автора. (Озвучить результат).

б) Местность-лес, роща, море, поле, сад, деревня, город, берег реки.

 (Озвучить результат).

в) Части. Рассмотрим картину по частям. Перечислить объекты на картине.

(Озвучить результат).

г) Время. Можно ли по пейзажу определить время (суток, года)? Какое?

-Предлагаю вам рассмотреть  пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем. Объяснить, почему так решили?

д) Цвет. Определить основные цветовые гаммы пейзажа. (Озвучить результат).

(Звучит музыка «Звуки леса»).  

е) Игровой приём « Войди в картину». Представление возможных ощущений человека на пейзаже с помощью разных органов чувств; «подслушать» мысли объектов на картине. Если бы я оказался на том пейзаже, я бы услышал(а)… (Ответы детей).

Проводится дидактическая игра: «Собери картину из частей».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Для этого дети выбирают жетоны (листики разного цвета). И садятся за обозначенные столы. Каждой команде необходимо собрать картину из частей.

5.  Рассказывание по картине.

А давайте вы сами составите рассказ с помощью мнемотаблицы.

Рассказы, составленные детьми.

На этом наша экскурсия по «Вернисажу» подошла к концу. Желаю вам всего доброго. До свидания.

Возвращение детей в детский сад. Раз, два, три в детский сад верни. (Звучит волшебная музыка).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Где мы побывали? (На вернисаже). Что мы делали? (Рассматривали картины, играли, рассказывали стихи, слушали музыку и танцевали). Что понравилось, вам больше всего, из того что мы делали?  (Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение художественного слова в рассматривании картин

ситуация на вернесаже. объяснение слова вернесаж. рассматривание картин русских художников пейзажи, сюжетные пейзажи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.

Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна....

Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...