Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_detey_rasskazyvaniyu.docx18.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение детей рассказыванию.

    Учить ребенка рассказывать - значит формировать его связную речь.  Под связной речью принято понимать развернутые высказывания, которые позволяют ребёнку последовательно излагать свои мысли, сделав их понятными для других людей. Это умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.   По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Работа по формированию связной монологической речи  , проводится по таким направлениям:

    1. Обучение по пересказу

    2. Обучение рассказыванию по картинам

    3. Обучение описанию предметов

    4.  Обучение рассказыванию с элементами творчества

    В своей работе я использую разные дидактические игры и упражнения. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поэтому в своей работе на первом этапе обучения, в играх использую игрушки и реальные предметы, работа включает упражнения на узнавание предмета по его описанию, упражнения на сравнение предметов по существенным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное восприятие. Детям предлагала игры «Чудесный мешочек» «Волшебный сундучок» Ребенок называет предмет и его признаки, например: «Это апельсин. Он круглый, оранжевый, сладкий». Узнавание проводилось в игровой форме с использованием игрушек, лото, муляжей, картинок. Использовался материал ряда лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др. При проведении упражнений на сравнение вначале использовались однотипные предметы, отличающиеся каким-либо одним признаком. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В таких играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника.

    По мере усвоения детьми навыков описания вводились новые приемы: описание по памяти, по своему рисунку, описание предмета без его называния. Прием описания предмета без его называния использовался чаще остальных и включал большое разнообразие игр: «Магазин», «Почта»,   «Животные в загоне» «Мастерская игрушек», «Кого я видел в зоопарке»,  

    Много времени уделялось загадыванию и отгадыванию загадок, которые сочиняют сами дети. Использовалась игра «В гости к Бабушке Загадушке» «Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь» Основное правило в этих играх -- не называя предмета, который задуман, описать его по главным признакам.  Например, составляя загадку о животном, надо сказать о его внешнем виде, о том, чем оно питается, где живет; в загадках о профессиях -- о трудовых операциях, орудиях труда, спецодежде.

     Я проводила различные виды работы с картинками: рассказывание по отдельной картинке «Почтальон принёс открытку», «Что у кого?», «Кто  больше действий назовёт», «Кто больше скажет о предмете» «Как ты узнал?»  

    При связном рассказывании важна логика изложений, поэтому одно из направлений работы это установление последовательности в ходе игр по серии сюжетных картинок: «Что сначала, а что потом», «Где начало рассказа?» «Исправь ошибку».

    Обучение пересказу литературных произведений начинала со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использовала приём совместного рассказа. Схему обучения пересказа сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. По пересказу рассказов использую простые тексты с логической последовательностью событий, народные сказки. Текст читается дважды, разбор содержания производится в вопросно-ответной форме. В свободное время дети могут нарисовать сюжет пересказываемого текста. Рисование на сюжет рассказа с последующим описанием своего рисунка – эффективный прием работы над связной речью детей. Рисование на определенный сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Детям давала задания на дом «Нарисовать любимую сказку, сказочного персонажа», а потом в группе по рисункам составлялись рассказы.

     Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и базируется на овладении навыкам пересказа.

    Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти при освоении рассказов по картине можно проводить следующие игровые упражнения:

    1. «Кто больше увидит?» (Нпр: назвать предметы указанного цвета и назначения);

    2.  «Кто лучше запомнил?» (Нпр: вспомнить, какие действия выполняют разные персонажи картины);

    3.     «Кто самый внимательный?» (Нпр: закончить предложение, начатое педагогом, по смыслу содержания картины). 

    В своей работе я также использую мнемотаблицы – схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, птицах, животных,   овощах и фруктах, правилах поведения. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, обогащают словарный запас детей. Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце жёлтое, трава-зелёная. Для детей старшего возраста  можно использовать таблицы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

    В старшей группе обучаем рассказыванию на темы из личного опыта. Более легкие темы для детей - из коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем, можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить и описать любимую игрушку, с которой ребёнок играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темы усложняются: описать какое-нибудь событие: как прошел день рождения или самый интересный выходной день, о любимой книжке, о взаимоотношениях с друзьями, о природе, семье.

    Ещё одним видом работы над связной речью является обучение  рассказыванию с элементами творчества. При обучении творческому рассказыванию я использовала методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «сад» - «девочка» - «цветы»; «кот» - «река» - «рыба». На фланелеграфе выставляются картинки, называются, даётся их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «В саду», «На речке». Оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ. Для облегчения выполнения задания используется краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что увидела девочка в саду?», «Что она решила сделать?», «Что принесла девочка домой?» и т.д.). При затруднениях давала образец начала рассказа. Также использовала следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу,    

    Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие дид.игры «А я бы..», «ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ», «Мой любимый сказочный герой», «На златом крыльце сидели». После прочтения сказки ребёнку предлагается  рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей, как можно изменить конец сказки? Также использую игру -упражнение «Угадай – ка» с использованием картины, в которой фрагмент закрывается экраном.  Я называю место действия на закрытой части «здесь двор, там изображение – песочница»). Дети высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях. Затем экран убирается и дети составляют по данному фрагменту рассказ – описание.  

    Результаты показали, что обучение детей рассказыванию с использованием дидактических игр позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний, побуждает детей к общению друг с другом, способствует   совершенствованию разговорной речи; обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монолога, которые составляют основу овладения знаниями в школе.  

         

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы. " Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе."

    в сообщение излагаю основные задачи и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонтисекой стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка....

    Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

    Представление собственного педагогического опыта работы по ранней профориентации детей в старших группах

    Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.Для успешной работы по формированию профессионального становления личности играет...

    Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

    Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

    Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...