Статья "Свет мой, зеркальце..."
статья по развитию речи на тему

Неботова Светлана Витальевна

В статье "Свет мой, зеркальце..." говорится о роли и значении малых форм устного народного творчества (это потешки, попевки, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки и др.) в развитии речи детей как раннего, так и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Свет мой, зеркальце..."20.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…» И полились журчащим ручейком сказочные звуки, проникая в самую душу ребенка, и засветились его любопытные глазенки.…Притихли самые шаловливые, самые болтливые ребятишки, ведь в их мир пришла Ее Величество Сказка.

Сказка является одной из форм устного народного творчества. А еще это -  загадки и потешки, припевки и заклички, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки.

Как у нас на Руси уж давно повелось,                                                                                Чтобы весело всем и счастливо жилось,                                                                             Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,                                                                                 Сам народ для себя песни – шутки слагал.                                                                                            Наши дедушки, бабушки нам говорили,                                                                                       Как плясали они, хороводы водили.                                                                                                                 Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,                                                                           Своих деток учили петь еще с колыбели.  

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Поэтому сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество (фольклор), выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Детский сад – первая ступенька в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, ведь освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Малые формы фольклора только тогда будут способствовать развитию речи детей, если:                                                                                                                                  будет организовано специальное обучение родной речи не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;                                                                                                                         малые формы фольклора будут отобраны в соответствии возрасту детей;                                                                                                                                малые формы фольклора будут использоваться  в повседневной жизни.

Несомненно, эту работу следует осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса.

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Уже в раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка, чаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Песенная лирика используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.                                                 

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Постепенно они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать.      Ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл.                                                                                                                                   Обучая детей образованию однокоренных слов в старшем возрасте, можно использовать, например, потешку про заиньку, где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серый – серенький; колыбельные песни, где создается образ кота: причем это не просто  кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. При отгадывании загадки я ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. А сколько в загадках эпитетов и сравнений: какой простор для обогащения речи детей, их словарного запаса.

Незаменимым материалом для выработки дикции в старшем дошкольном возрасте являются пословицы, поговорки, скороговорки. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад». Поэтому я всегда стараюсь включать пословицы и поговорки не только в занятия, но и в другие  режимные моменты (во время выполнения культурно-гигиенических процедур, наблюдения за погодой, животными, растениями).                                                                                                                 Дети сами используют пословицы и поговорки: на одном из занятий по изобразительной  деятельности  Максим, не уверенный в своих силах, сказал: «А я не умею». На что Аня ему тут же ответила: «Терпенье и труд все перетрут». Играя в сюжетно – ролевую игру «Семья», Саша приглашает гостей за стол, приговаривая: «В тесноте, да не в обиде».

Сказка.…Как широки ее  воспитательные и речевые  возможности! Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Для большей эффективности своей работы я разработала тематическую картотеку потешек, загадок, пословиц и поговорок. Для закрепления знаний провожу дидактические игры на материале знакомых сказок: «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев), литературные викторины. В своей работе сочетаю различные виды деятельности (словесную  с музыкальной, изобразительной). Были проведены такие занятия, как: «Путешествие в страну фольклора», «В гостях у Маши», «Чей голос?» Из дерева изготовлена «Горница» с русской печкой, колыбелью.

Для повышения уровня родителей в вопросе использования малых форм фольклора я провела, в первую очередь,  анкетирование, подготовила консультацию «Использование фольклора в речи детей», провела «Осенние посиделки» с использованием загадок, пословиц и поговорок.

Роль фольклора огромна: его звучность, напевность, ритмичность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи, увеличивает запас слов, помогает закрепить навыки интонационной выразительности. Именно поэтому можно утверждать: полноценное использование фольклора в жизни дошкольника - это вершина педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свет мой, зеркальце, скажи..."

Знакомство детей с различными частями тела человека, в частности, с головой....

сказка о волшебном зеркальце

это книжка малышка собственного сочинения, по сказкам А.С.Пушкина. предназначена для конкурсов....

Конспект НОД "Волшебное зеркальце" по образовательной области "Познание"

Содержание конспекта построена в соответствии с требованием ФГТ и содержит интеграцию таких областей как "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Художественное...

Конспект развлечения по физической культуре «Путешествие за волшебным зеркальцем»

Конспект развлечения по физической культуре на тему «Путешествие за волшебным зеркальцем» вдля старшего дошкольного возраста....

Образовательная деятельность на тему "Волшебное зеркальце"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы...

Путешествие за осколками волшебного зеркальца.

Праздник здоровья для старших дошкольников....