Развитие словаря детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют люди, которые окружают ребёнка.

—Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается именно в период дошкольного детства. Огромная ответственность ложится на воспитателя. Поэтому правильно подобранные приёмы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развития ребёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_detey_rannego_vozrasta.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие словаря детей раннего возраста

Слайд 2

Колыбельные песни Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Слайд 3

С помощью потешек можно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей .

Слайд 4

Образовательную деятельность с использованием русского фольклора можно рассмотреть как яркое общение с малышами. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут. Это тоже формирует речь ребенка.

Слайд 5

Строим домик. На лепке. Используются потешки в разных видах деятельности.

Слайд 6

Так, во время умывания используем потешку : «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Слайд 7

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Слайд 8

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Слайд 9

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку

Слайд 10

В режимных моментах используются потешки на основе подвижных игр, например: «У медведя во бору»

Слайд 11

Игра - как развитие речи Ранний дошкольный возраст ребёнка самый ответственный в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребёнка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способность подражать, формирование собственной активной речи. Для этого у детей необходимо развивать способность слушать взрослого, прислушиваться к произносим словам, подражать часто слышимым словам, умение ответить на вопросы.

Слайд 12

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собаки, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно. Ребёнок ещё не может управлять своим слухом. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь. Для того, чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, выговаривать слова, говорить выразительно он должен научиться напрягать слух. Эта способность не возникает сама. Её нужно развивать с первых дней лет жизни. Лучше всего это делать в игре. Цель игр, приведённых выше, - открыть для малыша особый мир звуков.

Слайд 13

Игры, развивающие силу голоса и темп речи Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоения и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью. Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Слайд 14

Игры, развивающие речевое дыхание Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того, чтобы научиться вываривать многие звуки, ребёнок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребёнку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Игры помогут ребёнку достичь плавного вдоха и быстрее освоить трудные звуки, развить речевое дыхание.

Слайд 15

Подвижные игры со стихотворным текстом. Двигательная активность не будет более интересна для ребенка без использование в утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности, физкультминутках, подвижных играх стихотворный текст. Стихотворения подбирают так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением рук, ног и туловища.

Слайд 16

Пальчиковые игры Здесь можно использовать разнообразные упражнения без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») . «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. Также используются пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Слайд 17

Развитие словаря детей через картинки. Для развития речи широко используются картинки. Можно предъявлять картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспитатель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых. В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше». Большое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок).

Слайд 18

Можно подбирать к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие.

Слайд 19

Роль родителей в активизации словаря ребёнка. Папа и мама – его любимые собеседники. При этом вы должны не только сами рассказать что-то ребёнку, но и побудить его выразить свои мысли словами. Проследите за собой, может быть, вы ловите каждое желание малыша и тут же его выполняете? В этом случае у него не будет стимула разговаривать. И ещё один момент. Если ребёнок задаёт вам вопросы, то уж старайтесь тут же ему ответить, а не оставляйте на потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"

Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"...

Средства развития словаря детей раннего возраста

Средства развития словаря детей раннего возраста...

Игры для развития словаря детей раннего возраста.

Данный материал содержит в себе интересные и несложные занятия по развитию речи в группе детей раннего возраста. Представленные игры направлены на уточнение и расширение пассивного словаря детей, на р...

Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - ...

Развитие словаря детей раннего возраста

Данный материал поможет молодым воспитателям и родителям с помощью игровых приемов развивать связную речь ребенка....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Актуальность исследования. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они разви...