Развитие словаря детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему
Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют люди, которые окружают ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колыбельные песни Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
С помощью потешек можно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей .
Образовательную деятельность с использованием русского фольклора можно рассмотреть как яркое общение с малышами. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут. Это тоже формирует речь ребенка.
Строим домик. На лепке. Используются потешки в разных видах деятельности.
Так, во время умывания используем потешку : «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку
В режимных моментах используются потешки на основе подвижных игр, например: «У медведя во бору»
Игра - как развитие речи Ранний дошкольный возраст ребёнка самый ответственный в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребёнка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способность подражать, формирование собственной активной речи. Для этого у детей необходимо развивать способность слушать взрослого, прислушиваться к произносим словам, подражать часто слышимым словам, умение ответить на вопросы.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собаки, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно. Ребёнок ещё не может управлять своим слухом. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь. Для того, чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, выговаривать слова, говорить выразительно он должен научиться напрягать слух. Эта способность не возникает сама. Её нужно развивать с первых дней лет жизни. Лучше всего это делать в игре. Цель игр, приведённых выше, - открыть для малыша особый мир звуков.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоения и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью. Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
Игры, развивающие речевое дыхание Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того, чтобы научиться вываривать многие звуки, ребёнок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребёнку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Игры помогут ребёнку достичь плавного вдоха и быстрее освоить трудные звуки, развить речевое дыхание.
Подвижные игры со стихотворным текстом. Двигательная активность не будет более интересна для ребенка без использование в утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности, физкультминутках, подвижных играх стихотворный текст. Стихотворения подбирают так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением рук, ног и туловища.
Пальчиковые игры Здесь можно использовать разнообразные упражнения без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») . «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. Также используются пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Развитие словаря детей через картинки. Для развития речи широко используются картинки. Можно предъявлять картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспитатель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых. В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше». Большое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок).
Можно подбирать к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие.
Роль родителей в активизации словаря ребёнка. Папа и мама – его любимые собеседники. При этом вы должны не только сами рассказать что-то ребёнку, но и побудить его выразить свои мысли словами. Проследите за собой, может быть, вы ловите каждое желание малыша и тут же его выполняете? В этом случае у него не будет стимула разговаривать. И ещё один момент. Если ребёнок задаёт вам вопросы, то уж старайтесь тут же ему ответить, а не оставляйте на потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»
СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...
Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"
Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-997349-1692123061.jpg)
Игры для развития словаря детей раннего возраста.
Данный материал содержит в себе интересные и несложные занятия по развитию речи в группе детей раннего возраста. Представленные игры направлены на уточнение и расширение пассивного словаря детей, на р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-898769-1645438995.jpg)
Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - ...
Развитие словаря детей раннего возраста
Данный материал поможет молодым воспитателям и родителям с помощью игровых приемов развивать связную речь ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-1293152-1606367406.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность исследования. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они разви...