"Развиваем речь ребенка" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
методическая разработка по развитию речи по теме
Сообщение на тему "Развиваем речь ребенка" в рамках заседания школы молодого специалиста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rech_rebenka.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем речь ребенка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рассмотрим особенности речевого развития в разных возрастных группах
Речевое развитие – 4 года
Словарный запас достигает 2000 слов.
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
В речи все меньше ошибок при словоизменение основных частей речи.
У многих детей звукопроизношение нормализовалось
Связная речь еще не сложилась – пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Речевое развитие – 5 лет
Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас
Звукопроизношение полностью сформировано.
Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной.
Речевое развитие – 6 лет
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, истории из своей жизни
В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки
В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.
Появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Методы и приемы используемые педагогами для развития речи
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием , обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены речевые уголки. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Во время основной образовательной деятельности большое внимание должно уделяться развитию словаря. Проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционной и пальчиковой гимнастики, что также должно регулярно отражается в календарных планах воспитателей.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей.
Назовите формы работы с детьми направленные на развитие речи детей.
Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, беседы,использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др. Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, и др.
У вас было задание подготовить скороговорку, чистоговорку . Давайте послушаем.
Работа в творческих группах: Подобрать ответ к вопросу
1.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)
2.Какие умения развиваются у детей в диалоге (выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы).
3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).
4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).
5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем (младший)
6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные .(старший возраст)
В образовательную область «Речевое развитие» входит и восприятие художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
А сейчас предлагаю вам немного поиграть.
Педагоги разбиваются на три команды, каждая группа выбирает свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
Методы и приемы ознакомления детей с литературой
Метод | Приемы |
Словесный | Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи |
Практический | Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки |
Педагог как участник воспитательно – образовательного процесса в детском саду должен владеть коммуникативно-речевыми умениями, он должен владеть умениями: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое общение; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета проводить самоанализ речевой деятельности, уметь общаться с родителями.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.
• Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
• Индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики детей, проводимые воспитателями
• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• Показ открытых занятий по развитию речи. Неделя открытых дверей
• Проведение родительских собраний – мастер-классы, практикумы…
• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Подобрать ответ к вопросу
1.Назовите формы речи
2.Какие умения развиваются у детей в диалоге
3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий
4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени
5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем
6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные
диалогическая, монологическая
выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы
описание
повествование
младший
старший возраст
Метод | Приемы |
Словесный | Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи |
Практический | Элементы инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театров Игровая деятельность |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движения пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр мультфильмов, видеокниг Оформление книжной выставки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"
Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям. Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...
Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...
"Педагогические технологии дошкольного образования" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Сообщение к заседанию школы молодого специалиста по теме "Педагогические технологии дошкольного образования" и буклет Классификация педагогических технологий...
"Педагогические технологии дошкольного образования" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
презентация "педагогические технологии дошкольного образования" в рамках заседания школы молодого специалиста...
"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА...
"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...
Заседание ГМО "Молодой специалист" Педагогов ДОО г. Элисты
"Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"...