"Развиваем речь ребенка" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
методическая разработка по развитию речи по теме

Коржавина Оксана Владимировна

Сообщение на тему "Развиваем речь ребенка" в рамках заседания школы молодого специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_rebenka.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь ребенка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

 • владение речью как средством общения и культуры;

 • обогащение активного словаря;

 • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

 • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим особенности речевого развития в разных возрастных группах

Речевое развитие – 4 года

Словарный запас достигает 2000 слов.

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

В речи все меньше ошибок при словоизменение основных частей речи.

У многих детей звукопроизношение нормализовалось

Связная речь еще не сложилась – пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Речевое развитие – 5 лет

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст

Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

Значительно обогатился словарный запас

Звукопроизношение полностью сформировано.

Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной.

Речевое развитие – 6 лет

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, истории из своей жизни

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Методы и приемы используемые педагогами для развития речи

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием , обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены речевые уголки. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Во время основной образовательной деятельности  большое внимание должно уделяться  развитию словаря. Проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционной и пальчиковой гимнастики, что также должно регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей.

Назовите формы работы с детьми направленные на развитие речи детей.

 Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, беседы,использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др. Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, и др.

У вас было задание подготовить скороговорку, чистоговорку . Давайте послушаем.

Работа в творческих группах: Подобрать ответ к вопросу

1.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

2.Какие умения развиваются у детей в диалоге (выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы).

3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем (младший)

6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные .(старший возраст)

В образовательную область «Речевое развитие» входит и восприятие художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Педагоги разбиваются на три команды, каждая группа выбирает свой метод  ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

Педагог как участник воспитательно – образовательного процесса в детском саду должен владеть коммуникативно-речевыми умениями, он должен владеть умениями: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое общение; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета проводить самоанализ речевой деятельности, уметь общаться с родителями.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

•        Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

•        Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.

•        Индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики детей, проводимые воспитателями

•        Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

•        Показ открытых занятий по развитию речи. Неделя открытых дверей

•        Проведение родительских собраний – мастер-классы, практикумы…

•        Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Подобрать ответ к вопросу

1.Назовите формы речи

2.Какие умения развиваются у детей в диалоге

3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий

4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени

5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем

6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные

диалогическая, монологическая

выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы

описание

повествование

младший

старший возраст

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...

"Педагогические технологии дошкольного образования" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сообщение   к заседанию школы молодого специалиста по теме "Педагогические технологии дошкольного образования" и буклет Классификация педагогических технологий...

"Педагогические технологии дошкольного образования" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

презентация "педагогические технологии дошкольного образования" в рамках заседания школы молодого специалиста...

"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

Заседание ГМО "Молодой специалист" Педагогов ДОО г. Элисты

"Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ"...