Консультация для воспитателей на тему: "Выработка дикции"
консультация по развитию речи на тему

Подготовлена к обучающему семинару "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

дикция.        

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной

Формирование координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формировании дикции у дошкольников младшего возраста можно
использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом ряд
требований к детям.        •

Показывая образец произношения звукосочетания , воспитатель делает очень четкие движение ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко неударно). Дети в сопряженной и отряженной речи непроизвольно подражают речевой  манере воспитателя. Хорошо, если в одной игре сочетается несколько звукоподражаний с разными гласными, требующими различного раствора рта. Например, в играх или рассказах могут быть объединены такие звукоподражание: кря- кря.(утка), пи-пи-пи (утята), ав-ав-ав(собака), та-та-та (барабан), ду-ду-ду(дудочка).

Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (4-5год), когда дети учатся делать активные правильные движения     губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

Для совершенствованию! дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка— ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков , слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек ,картинок: «Му-му-му, молока кому?» « Ко-ко-ко, не ходите далеко!», « У зайки Бубы заболели зубы». Скороговорка- труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу—чу, на ракете я лечу».

Цель использования скороговорки- тренировка дикционного аппарата- определяет методику преподнесения ее детьми на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу- послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться- запомнить, поучиться говорить ее отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее( если текст очень легкий, этот момент можно опустить).

Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими группами , а затем вновь отдельными детьми и самим воспитателем.

На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она правильно заучена всеми детьми, можно менять темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — ПОДГРУППАМИ, НАПРИМЕР:

ПЕРВАЯ ПОДГРУППА. РАССКАЖИ ПРО ПОКУПКИ!

Вторая подгруппа. Про какие   про покупки?

Все месте. Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Все эти примы активизируют детей, развивают у детей произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к столу воспитателя, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание   детей на правильность движения губ ребенка. Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции следует проводить со всеми детьми , а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков. Поэтому, словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной ;необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим, чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей "Выработка дикции"

консультация "Выработка дикции"...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дикции"

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это ком...