Развитие связной речи у младших дошкольников
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

формы и приемы развития связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие речи52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад»

Развитие связной речи у младших дошкольников

(сообщение на педсовете по теме «развивая речь - развиваем ум через применение системы методов и приемов)

                                                                          Воспитатель Соколова Елена Викторовна

                                                                   Первая квалификационная категория

Усть – Илимск

2014 г.

      Невозможно представить развитие человека, само существование индивида, как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой  «образ Я», обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. В общении происходит становление личности как самобытной, неповторимой и творческой. С точки зрения психолого-педагогической науки, речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения.

Наиболее сенситивным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые  высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое  оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения,  формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют  предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают  использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки  монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослого передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Согласно  ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения  конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Через решение следующих задач:

Развитие  свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех  компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,  произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической  форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое  овладение воспитанниками нормами речи.

Усилия по  развитию связной речи осуществляю посредством организации разных форм  деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций,  ситуаций общения, занятия. Организовываю образовательные ситуации – рассматривание  картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью  является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и  обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание,  составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организовываю  в  любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или  несколькими детьми. Одну ситуацию повторяю   несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают  спонтанно, стараюсь при этом  поддержать  такие  ситуации. Стараюсь уловить смысл  высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и  своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Основной же формой работы по  развитию связной речи является образовательная деятельность,  где обобщаются и систематизируются  знания по теме, где ребенка учу рассуждать и делать самостоятельные выводы. По пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об  игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной  является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу,  активно использую различные игровые методы и  приемы, дидактические упражнения:

     При рассматривании картины  использую игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно  рассматривать его:

«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»

 Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.

Ход игры

 Предлагаю рассмотреть картину  через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.

 Предлагаю найти объект по  описанию взрослого и ребенка.

«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?»

 Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.

 Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.

Ход игры

Назови, кого ты видишь на картине.  

По ходу называния объектов задаю уточняющие  вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и  т.п.)

«ПОЧЕМУ?»

Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить  предложения несложной конструкции.

«ЧТО  НУЖНО?»

Цель: Развивать  инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.

     Авансируя успех,  поощряю стремление и любую попытку ребенка  выразить свою мысль, тактично и доброжелательно исправляем допущенные  неточности.

     В работе по  развитию речи младших дошкольников активно использую методы и  приемы развивающего характера: интегративный метод, проблемные ситуации, поисково-деятельностный  метод,  творческие задания.

     В процессе работы по речевому  развитию младших дошкольников применяю принцип  интеграции образовательных областей в  соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  спецификой и возможностями образовательных областей.  Использую разнообразные виды детской деятельности, которые  интегрирую  между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного  материала, описание игрушки с лепкой.

     Интегрированное обучение способствует формированию у детей  целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности,  развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

     Использую ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается  уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют  представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.  

     В  целях реализации задач по формированию компонентов устной речи  активно  использую метод проектов.

Совместно с педагогом-логопедом проводится  педагогический проект

«Я – расту, Я– говорю!». Работа по проекту запланирована на этот учебный год.

Цель проекта: развитие речи младших дошкольников через использование малых форм фольклора.

Задачи проекта:  

создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу  через использование малых форм фольклора;  

углублять и формировать базовые навыки устной речи,  как ведущего средства общения и познания.

     Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–описания.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

     Дети с удовольствием откликаются на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.                                 Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

     Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

     Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки заболи

У вороны заболи

А у Дашеньки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Степочка хороший, Степочка пригожий!

     С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

     При умывании:

Водичка – водичка

Умой моё личико…

     При причёсывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

     Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

     Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

      Данный проект способствует  повышению темпа развития речи воспитанников в целом, за счет включения детей  младшего дошкольного возраста в творческую деятельность, позитивному  взаимодействию детей в коллективе, речевому раскрепощению ребенка,  оказывает целостное воздействие на речевую  систему.

     В группе  проводились тематические выставки «Сказки в  гостях у дошколят», по малым фольклорным формам,  тематические беседы и интегрированные занятия по сказкам,  произведениям детских писателей.

       Родители – активные участники  мероприятий по речевому развитию воспитанников. Привлекают внимание родителей и  вызывают большой интерес задания, выполняя которые они  видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают: например к семейному фото составить не большой рассказ, к своей поделке приложить фото, по которому малыш сможет рассказать о работе. Значительное внимание  уделяется консультативно-просветительской работе с семьями.  На родительском собрании  обсуждался вопрос по  разработке детско-взрослого проекта «Я расту, Я – говорю». Совместно с педагогом-логопедом  подобран  материал для родителей детей трёхлетнего возраста («Последовательность появления звуков», «Советы логопеда», «Шаг за шагом», «Речь ребёнка в три года» и др.)  В приемной расположен домик с играми, позволяющими развивать речь детей дома. Совместно с педагогом-логопедом на конец февраля запланировали  обучающий семинар- практикум  для родителей «Как выполнять артикуляционную  гимнастику дома».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей .  В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция...

Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников

Показать влияние сказки на процесс развития связной  речи детей....

Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников

Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству...

Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников

Развивать речь, фантазию, творческие способности....

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...