Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Песоцкая Татьяна Владимировна

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее".

Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

В своей работе я часто использую различные стихотворные комплексы для развития мелкой моторики. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем "пробежаться" по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimn.docx50.11 КБ

Предварительный просмотр:

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее".

Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

В своей работе я часто использую различные стихотворные комплексы для развития мелкой моторики. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем "пробежаться" по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.

 «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда!!!  (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь — Кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем. «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному

По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)

«Мебель»

В нашей комнате — столовой — (На каждое название предмета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

«ПОВАР»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают пальцы на левой руке.)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он! (Разводят руками.)

«АКУЛА»

Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)

«ДРОЗД — ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными

В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)

Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)

«ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок, обеих руках, начиная с мизинца).

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)

- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва (На каждое название животного

За решеткою у льва. загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы, поочередно на левой, затем на правой руке.)

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

Машина

Би - би - би - гудит машина.(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.(руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:

- Пик. Пик. Пик.(руки - «клювики»)

У поросенка - такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.(ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.(пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.(ладошки гладят шерстку) .

- А у рыбешки - какая?

- Пы. Пы. Пы.(руки движутся сверху вниз) .

Слова

Раз и два, раз и два!(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Мышка и кошка»

- Пи - пи - пи, - пищала мышка (ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур - мур - мур, - она поет. (ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок. (ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу - мяу, мяу - мяу!(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало - мало, мало - мало.(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур (2 раза)(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.(ритмично потрирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап - ап - ап, ап - ап - ап.(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

- Пи - пи - пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву (ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух!(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,(идут на месте)

В туесочке пять грибов.(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

«Умывание»(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем»

Покажите пальцем (дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,(вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,(две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и(ладони прикладывают к макушке)

Орех(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки - шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза) (поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза) (ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники»

1, 2, 3, 4,(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!(ритмично потопывают)

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки (пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются (одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять(загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

"Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.(дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.(плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.(ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!(ритмично постукивают пальцем по носу)

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«У Лариски - две редиски»

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -

два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

«За ягодами»

1, 2, 3, 4, 5,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.(загибают пальчики, начиная с большого)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

(ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека.(выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке(сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты.(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.(опять сжимают и разжимают кулачки)

«ПОЧТОЛЬОН»

«Что принес нам почтальон? »

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

в бандероли - две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональныый фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл, повышают речевую активность детей....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей

Данная статья о том как влияет развитие мелкой моторики рук на развитие ребенка в целом....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей....

Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...