Конспект НОД с элементами развития речи на тему: "Путешествие в город профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Торопова Любовь Николаевна

Расширять и конкретизировать представления детей о различных профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности с элементами развития речи
в старшей группе компенсирующей направленности.

 Тема:  «Путешествие в город профессий»


 Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях .


Задачи: 
Образовательные:

  -познакомить с названием профессии кондуктор;

- закреплять в речи произнесение изолированных звуков [ с ], [ р ], [ ш ];
-
закреплять в речи существительные с обобщающим значением   «профессия»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки образования прилагательных от существительного;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
- воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных        профессий;    
- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
Развивающие:
- развивать речевую активность детей;
- развивать слуховое внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику рук детей;
- развивать счётные навыки детей.

Интеграция областей:

* ОО « Речевое развитие»

* ОО « Познавательное развитие»

* ОО « Социально - коммуникативное развитие»

* ОО «Физическое развитие»

* ОО « Художественно - эстетическое развитие»

Методические приёмы:
-
беседа;

-игровое упражнение;

-дидактическая игра;

-лексико-грамматические упражнения;

-анализ и оценка речевой деятельности.

Оборудование: 
-
 предметные картинки (врач, повар, учитель)
- предметы для орг. момента (молоток, поварёшка, нитки с иголкой,  ножницы);
- сумка кондуктора с билетами, руль, «монеты»;  
- градусник, таблетки, очки, шприц, витамины, грелка, ванночка ;
- магнитная доска;

- пластиковые сигналы (красные и зелёные);

- дорожные знаки «Столовая», «Мед.пункт», «Школа», «Игровая»;

- муляжи хлеба, овощей, фруктов;

- карточки с заданиями, цветные карандаши;

- колокольчик, указка, учебники;

- запись звука мотора автобуса;

- карточки из игры «Я знаю все профессии».

 Предварительная работа:

1. Чтение произведений: - К.Чуковский «Доктор Айболит»,

                                           - А.Барто «На заставе»,

                                           - Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?»,

                                           - В.Маяковский «Кем быть?»,

                                          - Японская сказка «Самый красивый наряд на свете»

2. Беседы на темы: «Кто нас воспитывает?», «Кто нам шьёт одежду?».

3. Изучение лексических тем- «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии в д/с», «Ателье. Швея. Закройщица.», «Наша Армия», «Стройка. Профессии на стройке».

4. Отгадывание загадок по темам.

5. Рассматривание иллюстраций по темам.

6. Художественное творчество:

   * конструирование –«Пожарная машина»;

   * аппликация –«Поезд» (объёмная),

                             «Одежда для Вани и Мани»;

   * рисование – «Грузовая машина» (пластилинография),

                            «Алёнушка в сарафане» (цветные карандаши);

* лепка –«Танк».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.


Дети  подходят к столу, где лежат разные предметы

(молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварёшка)
- Посмотрите, какой беспорядок!

- Кто-то оставил на столе предметы.   Назовите их. (Ответы детей)

- Я думаю, что молоток оставил плотник.

- Ножницы оставил кто? (Ответы детей) и т.д.
- То есть эти предметы нужны людям разных профессий.

2. Сообщение темы.


- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Городу профессий», для того, чтобы ещё больше узнать о профессиях и лучше запомнить их названия.

3. Введение в тему.


-
А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав загадку:

Дом по улице идёт,
На работу нас везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Носит обувь из резины
И питается бензином.             (Ответ детей - автобус)

- Верно, мы поедем на автобусе.

4. Работа по теме.


- Кто управляет автобусом? (шофёр)
- А кто проверяет билеты?
(кондуктор)         Новое слово
- По считалке мы выберем шофёра и кондуктора:
На золотом крыльце сидели,
Царь – царевич,

Король – королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой.

 Назначаются дети на роль шофёра и кондуктора .

- А как называют людей, находящихся в автобусе?  (пассажиры)
Дети становятся цепочкой, первый держит руль, изображая шофёра, кондуктор держит сумку.
- Чтобы ехать в автобусе, мы, пассажиры, должны оплатить проезд.    

- Билет стоит шесть рублей, отсчитайте и  оплатите.
- А кондуктор проверит и даст вам билет.

- Итак, занимайте места.

- Давайте представим,что у автобуса прокололась шина! Она будет издавать   такой звук ш-ш-ш.

- Нужно будет помочь шофёру накачать колесо. Будем делать так с-с-с.

- А если попадём под дождь, то колёса будут издавать такие звуки ша-шо-ши-шу.  

- Но с нашим опытным шофёром этого не произойдёт. Согласны?    -  Посмотрите, гости нам улыбаются. Помашите им рукой.

 - Двигаться мы будем от остановки к остановке.

- К какой остановке поедем сначала?

- Заводим мотор.  

Подъезжаем к
первой остановке.  
- Что означает этот знак?   (Что здесь находится
«Столовая»)

Подходим к столу, где перевёрнута картинка с изображением повара. Лежат муляжи хлеба, овощей, фруктов.

    Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,

    Пахучие котлеты, салаты, винегреты?   (перевернуть картинку)


- Верно. Скажите, что готовит повар утром?

 - А днем?

 - Вечером?

 (утром- завтрак, днём- обед, вечером- ужин ).

 -Какие действия выполняет повар, чтобы приготовить пищу?  

(Солит, перчит, жарит, печет, режет, мешает, варит).

- Я больше всего люблю сладкие блинчики. А что любите вы?

- Начните свой ответ со слов «Я люблю …»

 (каждый ребёнок называет своё любимое блюдо)

Игровое упражнение «Какой компот?»

 ( Задача: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных)
-  Давайте поиграем в игру «Какой компот?»   Выбирайте банку и называйте.

-  Начинайте свой ответ со слов «В этой банке…… компот»

- Молодцы. Давайте сварим свой компот.

Пальчиковая гимнастика «Варим мы компот»

 (Задача: развивать мелкую моторику рук)

Будем мы варить компот              (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот!       (Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить,                 (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив добавим и песок.
Варим, варим мы компот,            (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.               (Раскрытые ладони протягиваем вперед)


- Молодцы.

- Прежде, чем мы отправимся дальше, нужно выполнить такое задание: каждый из вас нарисует пальчиком предмет, который нужен повару .

 (на манной крупе)

- Что вы нарисовали?

- Попрощаемся с поваром и поедем дальше.

- Как вы думаете, какая  по счету остановка будет дальше?    (Вторая)

- Заводим мотор.    


- Посмотрите, какой знак мы видим?   (
Красный крест)

- Что он обозначает?

 (Здесь находится медицинский пункт)
Дети подходят к столу, на котором лежит перевёрнутая картинка с изображением врача, под салфеткой предметы для игрового упражнения (градусник, таблетки, очки, шприц, витамины, грелка, ванночка)


 От этого человека пахнет лекарствами.
 Он в дни болезней всех излечит, исцелит,
 И ангину и бронхит. Кто это?                   (врач)


- А как ещё по-другому называют врача? (Доктор)
- Что делает доктор?

 (Доктор лечит людей, делает уколы, измеряет температуру)

Игровое упражнение «Что нужно врачу?»

(Задача: закреплять знания о профессии врача, учить называть предметы, необходимые для работы врача, пополнять словарный запас детей словами – профессионализмами).
- Проверим, как вы знаете, какие предметы и для чего нужны врачу.    Выберите каждый по одному  предмету.

 - Говорить будем так: «Я выбрала градусник. Он нужен врачу для  измерения  температуры.»

 - Доктор попросил накатать по 3 ватных шарика каждому.

 - А для чего они нужны?
- Молодцы.

 - А теперь давайте отдохнём.


Физкультминутка «Лётчик»

(Задача: профилактика утомления, развитие движений. )


Быть шофёром хорошо           (бегают по кругу, руками имитируют руль)
А лётчиком лучше                   (бегают по кругу, руки в сторону)
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин             (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер                   (круговые движения правой рукой)
В небеса мотор вези!               (бегают по кругу, руки в сторону)
Чтобы птицы пели.                   (машут руками, как птицы)

 - Какая же остановка по счету будет следующая?       (Третья)

 - Заводим мотор.  

(Звучит колокольчик). Остановка
«Школа».
- Слышите, звучит звонок?

  Он зовёт нас на ……         (урок).

 (Задача: закреплять названия и представления о профессии учитель)
Дети вместе с воспитателем подходят к доске, там лежит указка и мел,  учебники.

- Где проводят уроки?
- Кто здесь работает?   (Учитель)
- Что делает учитель?

 (Учит детей, проверяет тетрадки, ставит оценки, и т.д.)

Упражнение «Назови букву и звук»

 ( Задача: закреплять знания о гласных и согласных звуках)

 - Ребята, послушайте, что я сейчас назову (а), (у), (б)…. ?   (звуки)
- Какие бывают звуки?    (Гласные и согласные)

 - Как называются  звуки, которые можно петь?   (гласные)

 - Назовите их.
- Как называются  звуки, которые невозможно пропеть? (согласные)  

 - Назовите их.

 - На этой остановке тоже надо выполнить задание: найти и раскрасить букву.

 - Называйте каждый свою букву и предметы, которые за ней спрятались.

 - Придумайте слова со своей буквой.  Молодцы.

 
- А мы продолжаем наш путь.

- Какая остановка по счету следующая?      (Четвёртая)

- Заводим мотор.  

- Как назвать одним словом предметы на знаке?  (игрушки)

- Значит, эта остановка «Игровая».

 1. Выбирайте себе картинку с профессией и к ней подберите 2 необходимых          предмета.

   -  Назовите профессию.

2.Следующая игра называется «Это верно или нет?»

- Я говорю предложение, а вы с помощью сигналов показываете, верно или нет и исправляете ошибку. Зелёный сигнал - верно, красный - не верно.

Итак:

Врач работает в магазине. Учитель лечит людей. Дворник подметает

дорожки. Повар водит машину. Воспитатель взвешивает продукты.

.

3.Отгадайте загадки про профессии в детском саду:

   *Кто улыбкой вас встречает, на вопросы отвечает,

     Учит вас считать, лепить и поделки мастерить?         (воспитатель)

   *Кто за нами уберёт и столы и пол протрёт?

     В нашей группе- чистота, и за это ей хвала.                   (мл.воспитатель)

   *С утра на зарядку нас позовёт,

     И в зале спортивном играть соберёт.                              (физ.руководитель)

   *Учит петь и танцевать,

     Хороводы водить и под музыку играть.                         (муз.руководитель)

   *Ложимся мы в постельки чистые,

      Их стирают руки быстрые.                                             (прачки)

 
- Молодцы.  Мы заводим мотор и возвращаемся в д/с.

5. Итог непосредственной образовательной деятельности

- Какое новое слово узнали?

- Сегодня мы с вами ещё раз говорили о людях разных…..(профессий)

 Мы в профессии играем, по душе их выбираем,

 И мечтаем поскорее мамы с папой стать взрослее,

 Чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать.

(Дети по строчке рассказывают стих, последние 3 - вместе)

 

Доктор лечит нас от боли,                    

Есть учительница в школе,                  

Повар варит нам компот,                      

Парикмахер всех стрижёт,                    

Шьёт портной для нас штаны,              

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности « Развитие речи» по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе (Разработала воспитатель Ясина Ирина Александровна)

   Представленный конспект предназначен для проведения непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Конспект составлен на основе общеобразовательной...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»

В форме путешествия дети закрепляют знания об основных жанрах русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю» на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю»  на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»...