Психолого-педагогический проект «Мы общаемся».
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пащенко Нина Михайловна

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo_pedagogicheskiy_proekt.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический роект «Мы общаемся».

Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.

Объектом проекта является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед.

Содержание проекта

Направления деятельности и ее этапы. Задачи

Содержание деятельности

1 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы

  • 1.Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
  • 2.Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • 3.Подбор методов педагогической диагностики детей, родителей;
  • 4.Анализ результатов педагогической диагностики;
  • 5.Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.

2 этап – методическое обеспечение проекта
Задача: оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  • 1.Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • 2.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;
  • 3.Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и
  • режиссерских игр и оформление их виде картотек;
  • 4.Разработка консультативного материала для педагогов и родителей

3 этап – работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных навыков через разные виды детской деятельности

  • 1.Проведение мониторинга развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;
  • 2.Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через разные формы работы:
  • - традиционные (игры, проблемные и речевые ситуации, викторины, конкурсы и пр.);
  • - нетрадиционные (детско-взрослые проекты, создание электронных книг, мультипликационных фильмов).

4 этап – работа с родителями Задача: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных навыков у детей

  • 1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, семинары, деловые игры и пр.);
  • 2.Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные посиделки, чаепития, праздники, детско-родительские проекты и пр.);
  • 3.Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

5 этап – презентация опыта работы Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы

  • 1.Подведение итогов проекта;
  • 2.Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
  • 3.Презентация профессиональной деятельности;
  • 4.Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения

Ожидаемые результаты: В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:

  • - «Любознательный, активный»:
  • задает вопросы взрослому,
  • в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»:
  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
  • способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.
  • - «Овладение необходимыми умениями и навыками»:
  • у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
  • владеет достаточным словарным запасом;
  • свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

Для организации работы по данной теме нами была подобрана и изучена необходимая психолого-педагогическая литература, проведена диагностика уровня развития коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги творческой группы разработали:

  • перспективные планы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников;
  • конспекты непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;
  • семейные проекты;
  • картотеки подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков: умение вступать в контакт с партнерами, вести диалог, принимать участие в групповом разговоре, на развитие речевого этикета, вербальных и невербальных умений;
  • модели сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
  • консультативный материал для педагогов и родителей.

В процессе формирования у старших дошкольников коммуникативных умений и навыков мы используем традиционные приемы и методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, А.М.Бородич, В.В.Гербовой, Е.М.Струниной, Ф.А.Сохиной, О.С.Ушаковой, Л.В.Чернецкой, Л.М.Шипицыной.

Реализуя Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс осуществляем в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы по развитию коммуникативных навыков эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В процессе развития коммуникативных компетенций используем разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности. В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т.к. участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, т.е. коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Поэтому в образовательном процессе по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста мы активно используем метод проектной деятельности. Творческая группа педагогов разработала и реализует следующие исследовательские проекты: «В стране волшебных слов и интересных собеседников», «Давай познакомимся», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Учимся общаться», «Мир общения», способствующие закреплению правил речевого этикета, культуры общения. Познавательные проекты «Мы – журналисты», «Мы – репортеры» направлены на обучение детей вести диалог между собой, задавать друг другу вопросы в определенной логической последовательности, правильно отвечать на них, брать и давать интервью. В ходе семейных проектов «Башкирское пчеловодство», «Мои права», «Мой дед - герой», «В гостях у сказки», «Моя родословная» и др. у детей не только расширяются знания по изучаемой теме, формируются предпосылки поисковой деятельности, но и умение вести конструктивные беседы, отстаивать свое мнение.

Важнейшими задачами, которые ставят перед собой педагоги в процессе осуществления метода проектов, являются:

  • - обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
  • - развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Темы проектов определяются по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираем соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т.п.). Воспитатель с детьми включается в обсуждение плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели. К проектной деятельности мы подключаем родителей воспитанников. Воспитатель предлагает детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают интересные для них задания. В случае необходимости воспитатель предоставляет родителям справочный и практический материал, дает рекомендации. В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводят творческую, поисковую и практическую деятельность, работают над частями проекта, обсуждают результаты своей деятельности, систематизируют полученную информацию, готовят презентацию результатов проектной деятельности. На защиту проекта приглашаем родителей, гостей. Защита проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы каждый участник проекта – родители, дети, продемонстрировал свой вклад. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения: они учатся работать с аудиторией, логично, последовательно, эмоционально доносить информацию до слушателей, отвечать на интересующие гостей вопросы.

В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае, когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание стать участником происходящих событий. А что увлекает современных детей? Мультипликационные фильмы оказались одними из первых в череде ответов на этот вопрос. Тогда у нас возникла идея – привлечь детей и родителей к созданию своих мультипликационных фильмов и использовать эту методику в формировании у детей коммуникативных навыков. В настоящее время существует большое количество различных способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная, проволочная, чучельная и т.д. Наиболее приемлемым и технически осуществимым, с точки зрения групповой работы старших дошкольников в условиях группы детского сада, является изготовление мультипликационного фильма методом пластилиновой анимации. Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

  • 1. Определение общей идеи мультфильма.
  • 2. Написание сценария мультфильма.
  • 3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
  • 4. Покадровая съёмка мультфильма.
  • 5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
  • 6. Озвучивание фильма.
  • 7. Совместный просмотр.

Работа над мультфильмом началась с того, что воспитатель заинтересовала детей историей и процессом создания мультипликационного фильма и предложила узнать об этом у родителей. Совместно с родителями дети узнали, кто работает над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания. В детском саду дети объединяются по интересам и сочиняют сказки, истории, обсуждая сюжет, главных героев сказки. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе совместной продуктивной деятельности дошкольники распределяют, каких персонажей будет каждый лепить из пластилина и соленого теста. Затем дети приглашают в группу родителей и просят их помочь в изготовлении декораций, фотографировании кадров и создании мультипликационного изображения. В процессе подготовки к «озвучиванию» мультфильма дети распределяют между собой роли, дома с родителями разучивают диалоги, репетируют. Затем, с помощью родителей и воспитателя, «озвучивают» мультфильм. На просмотр созданного мультфильма дети приглашают родителей и других детей, посещающих детский сад. Так, в совместной деятельности с родителями, нами созданы мультфильмы «День рождения кролика Степы», «Приключения кролика Степы», «Приключения Медвежонка». Таким образом, совместная деятельность над созданием мультфильма дает нам возможность установить партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами, создать атмосферу доброго и внимательного взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, формировать коммуникативные навыки дошкольников.

Еще одним эффективным, на наш взгляд, методом развития у старших дошкольников навыков общения с взрослыми и сверстниками является создание электронной книги по сочиненным детьми сказкам, рассказам. В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Воспитатель записывает сочиненную детьми сказку, рассказ. Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. Каждая группа, в которые объединяются дети для создания «странички», обсуждает, что и как можно нарисовать, чтобы наиболее интересно отразить сюжет сказки, продумывают, как расположить лист и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел не только красиво, но и информативно. Взрослые подводят детей к различным вариантам композиционного решения поставленной задачи. Кто-то рисует картинку цветными карандашами и красками, кто-то создает свою «страничку» в технике оригами, кто-то делает аппликацию из лоскутков ткани, а кто-то, с помощью воспитателя и родителей, свою «страничку» вяжет крючком. Затем дети складывают рисунки в определенной последовательности. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point. Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога или родителя воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или родитель. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев. Свои электронные книги дети с удовольствием демонстрируют родителям и детям из других групп. Так, в совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов созданы электронные книги «Приключения кролика Степы», «Как Медвежонок друзей нашел», «Кто в улье живет?». В процессе создания электронной книги формируются навыки группового взаимодействия, совместного решения различных задач.

Таким образом, при использовании информационно-коммуникативных технологий у детей значительно возрастает интерес к коммуникативной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей, что позволяет нам более эффективно осуществлять формирование у детей коммуникативных навыков.

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Мы организуем разные формы работы с родителями. Большое значение придаем консультативно-просветительской работе с семьями:

  • - проведение обучающих семинаров, мастер-классов, практикумов, консультаций «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Это взрослое слово – этикет», «Как организовать проектную деятельность с ребенком»;
  • - приглашение родителей на педагогические советы «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка», «Формирование навыков речевого общения дошкольников»;
  • - проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»;
  • - проведение деловых игр, круглых столов «Как сделать ребенка гением общения», «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения», «Развитие коммуникативных умений и навыков в проектной деятельности»;
  • - проведение тренингов «Средства невербального общения»;
  • - оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»;
  • - организация семейных конкурсов, выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья», «Маленькие шедевры», «Театральная кукла» и др.;
  • - оформление тематических выставок, стендов, выставок методической и справочной литературы, дидактического материала;
  • - просмотр видеозаписей разных форм работы с детьми;
  • - проведение Дней открытых дверей;
  • - родительская почта и др.

Также активно практикуем такую форму работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми:

  • - приглашаем родителей на заседания кружков «Мир общения», «Игротека»; - привлекаем их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;
  • - организуем совместные посиделки, чаепития;
  • - вовлекаем родителей в детско-родительские проекты, в создание детских электронных книг, мультипликационных фильмов и т.п.

Мы с радостью отмечаем, что родители стали активными участниками проводимых в детском саду мероприятий.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использование традиционных и инновационных приемов и методов в процессе совместной работы педагогов ДОУ и родителей воспитанников дает положительные результаты:

  • - у детей сформированы интегративные качества;
  • - дети более свободно держатся перед аудиторией;
  • - речевая активность повысилась, они с желанием общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу в общении, расширилось содержание их общения;
  • - повысился уровень речевой культуры детей;
  • - повысился уровень коммуникативной компетентности детей.

Список литературы.

  • 1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  • 2. Бодалев А.А. личность и общение: Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Педагогика, 2008. – 270 с.
  • 3. Василик М.А. основы теории коммуникации: учебник/М.А.Василик, М.С.Вершинин, В.А.Павлов и др. / под ред. Проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.
  • 4. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - М.: АЙРИС ПРЕСС - 2008.
  • 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  • 6. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 2008. – 368 с.
  • 7. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС - 2009.
  • 8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М., 2007.
  • 9. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образова¬тельных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
  • 10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...

Статья. "Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"

Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека1.2. Особенности развития...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Общаться с родителями – как?»

Во все времена  обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки педагога под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать.Педагог, как...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"

Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в ...